Цели:
- Закрепить умение обозначать на письме мягкие согласные звуки мягким знаком, проводить звуко - буквенный анализ слов, сравнивать слова.
- Продолжить работу по развитию интереса к предмету, развитию речи и мышления.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
- Прочитаем название изучаемой темы на доске. Работать будем под девизом «Мало уметь писать, надо уметь думать». Значит, продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать.
- Сегодня должны встретиться три команды. Дадим командам названия. Отгадайте, какие.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)В воде купался -
Сухим остался. (Гусь)Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Ходит по болотам грязным. (Журавль)
- Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что их объединяет?
(Все слова на конце произносятся мягко. Эти согласные на письме обозначаются ь. Это названия птиц.)
- Запишем предложение в тетрадях: Снегирь, гусь, журавль-это птицы.
1 этап. «Домашнее задание»
Надо рассказать командам что-то интересное о птицах.
Снегирь
Летом снегири живут на севере, а осенью улетают на юг. Питаются снегири рябиной и другими ягодами.
Дикие гуси
Дикие гуси очень любопытны.Это хорошо знают охотники. Нет птицы осторожнее гуся. Вон большое стадо! Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа.С каждого края стада стоит старый гусь, не спит -зорко следит по сторонам.
Журавль
Красивые танцы устраивают журавли на болоте! Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. А те, которые стоят, хлопают крыльями.
Вопросы:
- Чем питаются снегири?
- Почему дикие гуси могут спать спокойно?
- Что делают все журавли, когда двое танцуют в середине?
2 этап. «Найди друзей»
Слова: т. традь, учит.ль, п.ртфель (записывают в тетрадях)
Проверка: Учитель читает слова, а дети показывают нужную сигнальную карточку –букву.
Учитель:
- Посчитайте, сколько в каждом слове букв, сколько звуков.
- Почему букв больше, чем звуков?
- Подберите к данным словам «друзей» из правого столбика (Новый, школьная, любимые).
(Дети составляют словосочетания).
3 этап. «Спешите видеть»
Разгадывание кроссворда. (Лось, лошадь, морковь.)
- Произносите мягкий согласный звук.
- Как на письме обозначается мягкость согласного звука? А теперь послушайте стихотворение:
Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слове просится.
4 этап. «Отгадай-ка»
- Я читаю загадки, а вы в тетрадях записываете отгадки.
1. Какое дерево зимой и летом одним цветом?
2.
Я копытами стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется по ветру.
Кто это?
3.
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
5этап. «Это все мы проходили»
- У всех на карточках вопросы, вы должны дать правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка с №1, дальше вопрос-ответ.
Вопросы на карточках:
1. Какие знаки ставятся в конце предложения?
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении?
3. Как пишутся имена людей и клички животных?
4. На какие две группы делятся все звуки и буквы?
5. Сколько гласных букв в русском языке?
6. Что ты знаешь о звуках ж, ш ?
7. Как узнать, сколько в слове слогов?
8. Как нужно переносить слова?
9. Какие предметы отвечают на вопрос кто? что?
10. Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков на письме?
Итог урока