Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморт

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • познакомить учащихся с жанром натюрморт, основами композиции правилами постановки натюрморта,
  • формирование навыков грамотного размещения композиции на плоскости,
  • воспитывать уважение и восхищение мастерством художников натюрморта;
  • воспитывать чувство прекрасного, эстетический вкус;
  • развивать чувства композиции творческого воображения,
  • развивать навыки составления натюрморта,
  • вырабатывать аккуратность терпение и внимательность.

Оборудование:

  • иллюстрации натюрморта,
  • раздаточные карточки,
  • презентация,
  • мультимедийный проектор,
  • муляжи фруктов,
  • предметы быта (кружки, чашки, тарелки, графины, поднос),
  • скатерти.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Тема нашего урока: Отношение художника к миру вещей. Жанр натюрморт.

Слайд 1

-Ребята, чем сегодня  мы будем заниматься на уроке? Определите цели урока.

(Узнаем что такое натюрморт, познакомимся с правилами постановки натюрморта, научимся грамотно размещать предметы на плоскости). Слайд 2

II. Изложение нового материала.

Анализ картины художника. Слайд 3

На картине А. Герасимова « Натюрморт. Полевые цветы» ты прежде всего заметишь ромашки. Они расположены в центре, живописец им уделил особое внимание. Эти на вид скромные цветы растут в России повсюду. Без них как и без берез, невозможно представить себе наши луга, поля, согретые солнцем лесные поляны. Талантливо написанный натюрморт почти всегда вызывает ощущение, будто ты прикоснулся к предметам, изображенным на картине.

Эта картина называется «Натюрморт»

«Натюрморт» -  слово французское, означает оно «Мертвая природа».(Почему?)

-А кто-нибудь из вас знает что такое натюрморт, где-нибудь слышали это слово? (Натюрморт – эта картина, на которой изображены предметы быта, овощи, фрукты).

Натюрморт – это картина, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь. (все показать на изображениях натюрморта) Слайд 4

История натюрморта.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали о нём.

Одним из мастеров натюрморта был Илья Машков. С необычной выразительностью и живописностью изображал он на своих полотнах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, блюда. Умело передавал цвет и  форму всех своих аппетитных яблок, груш, абрикосов, винограда, бананов, ананасов… Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус.

Слайд  5, 6,7,8.

Если видишь на картине самовар ты на столе,
Или виноград в корзине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу – знай, что это натюрморт.

Слайд 9, 10, 11, 12, 13.

Но, чтобы правильно составить натюрморт надо знать требования к  натюрморту:

1. Слайд 14 . Композиция натюрморта  должна состоять из предметов, тематически связанных между собой. Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов. Если с фруктами поставить книгу, это будет выглядеть нелепо.

2. Слайд 15 . В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.

Надо избегать большой разнице в размерах. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. 

3. Слайд 16 . Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.

Предметам не должно быть тесно на плоскости.

4.Слайд 17.  В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать  на втором плане и обязательно выделить расположение цветом, контраста.

Композиционный центр - основной предмет, который по своему  смысловому значению, вершине, форме ,цвету был бы главным, центральным.

Рассмотрим карточку.

Композиция может быть вписана в любую геометрическую форму: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и овал. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.

Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать своё композиционное мышление.

III. Практическая работа.

Вы разделены на три группы, перед вами стол на котором находятся фрукты, овощи, предметы быта (кружки, чашки, графины, вазы) и скатерти.

Задание: каждая группа составляет натюрморт, дает название своему натюрморту и обосновывает свое решение согласно требованиям.

IV. Итог урока.

Слайд 18.

Ребята, что такое натюрморт?

Какие требования к составлению натюрморта вы знаете?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Слайд 19.

Подобрать открытки с изображением натюрморта.