Обучающие:
- Привести в систему знания учащихся по МКТ тепловых явлений.
- Углубить навыки решения расчетных и качественных задач в рамках учебной темы. (Объем проверяемых знаний и умений указан в <Приложении 1>)
Развивающие:
- Развитие логического мышления (умение выделять главное и второстепенное, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы).
- Развитие умения применять полученные знания на практике.
- Развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие интереса к предмету, познавательной самостоятельности.
Воспитывающие:
- Воспитание природоохранного отношения к тепловым процессам.
- Воспитание эстетического отношения к природе тепловых явлений.
- Привитие чувства товарищества, умения сопереживать, оказывать помощь и поддержку одноклассникам.
Все ученики на уроке являлись сотрудниками НИИ. В институте работали четыре отдела:
- информационный;
- физическая лаборатория;
- экологический отдел;
- проблемная лаборатория.
Оценивали работу два независимых эксперта, которые являлись нештатными сотрудниками министерства науки и образования (роль сотрудников министерства играли гости зачета во главе с министром науки и образования – завучем школы, учитель физики играл роль директора НИИ).
Задания на урок Задания для информационного отдела.1. Дать определение и записать расчетные формулы для Мr, М, V.(у доски).
2. Записать формулы, назвать все величины и единицы их измерения, входящие в формулы (у доски):
- основное уравнение МКТ газов;
- уравнение состояния идеального газа;
- закон Гука;
- формулу определения относительной влажности воздуха.
3. Сформулировать основные положения МКТ и обосновать первое положение.
4. Записать Закон Бойля – Мариотта и объяснить связи между параметрами в нем с точки зрения МКТ(у доски).
5. Дать характеристику твердым телам на основе МКТ.
Задания для физической лаборатории.- Проверить экспериментально уравнение Клапейрона.
- Продемонстрировать кипение при пониженном давлении с объяснением.
- Объяснить, как можно вырастить кристалл?
- Выращенный кристалл является монокристаллом или поликристаллом?
- Чем кристалл отличается от аморфного тела?
- Почему в обычном состоянии металлы не обнаруживают анизотропии?
- Дать экологическую справку почве, воде и воздуху в г. Каргате.
- Влияние повышенной влажности воздуха в г. Каргате на здоровье жителей.
- Прочитать стихотворение и ответить на вопрос:
Без каких тепловых явлений круговорот воды в природе был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным? Дать определение этим явлениям.
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.Моря наполняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
Задание для проблемной лаборатории
Найти выход из лабиринта <Рисунок 1>
Ход урока Мотивационный этапВ начале урока воспользовавшись правом директора НИИ, учитель физики задает мотивационный вопрос в шуточной форме.
Назовите имя физической величины, характеристику которой я даю:
Фамилия | – | Вещественная, |
характер | – | беспорядочный |
взаимоотношение с соседями | – | двойственные, |
симпатия | – | притяжение, |
антипатия | – | отталкивание |
место жительства | – | города |
|
– |
|
(ответ – Молекула).
Основную идею урока учитель физики обозначает словами:
Молекула – частица вещества, а человек, наделенный разумом – часть природы.
И от людей зависит, каким увидят окружающий мир потомки, и от нас зависит, сумеем ли мы найти свое определенное место в нем. Оценим свою готовность жить в согласии с тепловыми явлениями с точки зрения МКТ.
Основной этап
Отчет информационного отдела
Информационный отдел знакомил работников министерства с понятиями, формулами, уравнениями и законами исследуемой темы.
Отчет физической лабораторииФизическая лаборатория демонстрирует плоды своего труда: выращенные кристаллы; интересные опыты по тепловым явлениям с пояснениями.
Отчет экологического отделаРаботники экологического отдела дали справку о состоянии почвы, воды, воздуха в г. Каргате. А также информировали о влиянии повышенной влажности воздуха в городе на здоровье его жителей.
Отчет проблемной лабораторииПроблемная лаборатория благополучно вышла из лабиринта, решив все разноуровневые задачи.
Дополнительные вопросы экспертов – отделам.Во время зачета сотрудники министерства, работники отделов, эксперты задавали друг другу вопросы, с целью уточнить или улучшить оценку.
Физической лаборатории.- почему говорят, что отрезанный ломоть к хлебу не пристанет? Объяснить это с точки зрения МКТ;
- вы надули щеки. При этом и объем, и давление воздуха во рту увеличивается. Как это согласовать с законом Бойля-Мариотта?
Почему человек сильную жару легче переносит в сухих местах, чем во влажных, болотистых?
Проблемному отделу.Из дневника Шерлока Холмса … «Была зима, я вошел в комнату с улицы. Сквозь замершие окна был виден лишь край дороги. Хозяйка квартиры ленивая».
Почему Шерлок Холмс сделал такой вывод?
Информационному отделу.- дать определение насыщенному пару;
- объяснить броуновское движение, дав ему определение;
- какой температуре по шкале Кельвина соответствует температура.
Эксперты подвели итоги и объявили оценки сотрудникам отделов НИИ.
Намечен индивидуальный план коррекционной работы перед прохождением письменного этапа зачета.
В завершении зачета из уст директора НИИ (учитель) звучали слова Б. Паскаля:
«Величие человека в его умении мыслить»
и призывы благоразумно относиться ко всему, что нас окружает.
Берегите Землю!
Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.
М. Дудин
Некоторые фотоматериалы урока приведены в <Приложении 2>