"Государства Древнего Востока". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  • повторить, скорректировать и закрепить знания по теме “Государства Древнего Востока”;
  • сформировать представление о том, что культура и религия стран Древнего Востока стала одной из основ единой культуры современного человечества;
  • создать условия для развития личности школьников в процессе деятельности и общения;
  • формировать потребность учеников в самообразовании и повышении культурного уровня;
  • способствовать развитию: исследовательских навыков и умений,способности к обобщению, систематизации полученных знаний;
  • продолжить обучение грамотному чтению исторической карты;
  • формировать умение работать в коллективе и группах;
  • способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;
  • создать на уроке атмосферу психологического комфорта;
  • не допускать переутомления детей, меняя вид деятельности на уроке.

Оборудование:

  1. Карта “Древний Восток”
  2. Политическая карта мира.
  3. Мультимедийный проектор
  4. Рабочая тетрадь
  5. Оценочные листы для каждого ученика
  6. Карточки-тесты.
  7. Презентация

Ход урока

I. Организационный момент. (Приветствие, определение отсутствующих учеников, проверка готовности к уроку-тетради по истории, ручки, карандаши). Объявление темы, цели (Приложение №1)

II. Вступительное слово учителя: … Сегодня на уроке вы должны показать свои знания по истории государств Древнего Востока, доказывая, что их культура оказала огромное влияние на язык и культуру народов всего мира. Эта работа будет проходить в парах и индивидуально. Каждый из вас получает “Оценочный лист”. Познакомьтесь с его содержанием и подпишите его. (Приложение №2)

Учитель:  Древние государства…Они располагались на территории современных стран мира. Некоторые  сегодня так и называются - «Египет», «Сирия», «Китай», а названий  других уже нет. Давайте, ребята, перечислим  государства Древнего Востока.

III. Работа с картой.

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий.

Учитель: Покажите на карте, где возникли первые в мире государства.

Когда они возникли?

Почему они возникли по берегам рек, и покажите эти реки.

Покажите на карте самые известные города Древнего Востока.

Все работающие по карте после оценивания их ответов учителем получают баллы и заносят их в лист.

IV. Выполнение заданий теста.

Цель:  проверить и закрепить знания учащихся.

Учитель: Страны Древнего Востока останутся в вашей памяти многими событиями, датами, именами, изобретениями. Наша следующая работа – тест. Каждый  получает  тест на карточке. Её номер надо вписать в Оценочный лист, Тест №2 для учеников, которые участвовали  в первом туре Уральской Олимпиады. Ответы заносятся в тетрадь. Работа рассчитана на 3 минуты.

Тест проверяет сосед по парте. Ответы представлены на слайде. Итоговые баллы ученики заносят в оценочный лист. (Приложение № 3)

V. Читаем учебник и отвечаем на вопросы.

Цель: проверить навыки беглого чтения, умения находить нужную страницу, параграф и  сформулировать ответ на заданный вопрос.

Учитель: Ребята, а что вам  особенно запомнилось из истории  культуры Финикии,…Индии,…Китая?

Китайцы особенно почитали мудреца Конфуция. О нём нам рассказал наш учебник в параграфе 22. Мы сейчас его с вами откроем, вспомним его содержание и  ответим на вопрос: « А что бы мы,  жители 21 века, взяли для себя правилом жизни, из рассказов и поучений   мудреца?» Заслушиваются ответы учащихся.

VI. Физминутка

Цель: снятие психологического напряжения.

В кабинете развешаны таблички с названиями стран. Учащиеся выходят из-за столов и поворотами головы ищут ту, с которой связаны названия, имена, определения. При названии рек – разрабатываются плечевые суставы, письменности-кисти рук, городов – наклоны  головы .

КИТАЙ

- шёлк

- иероглифы

- река Хуанхэ

ЕГИПЕТ

- фараон

- дельта

- пирамида

МЕЖДУРЕЧЬЕ

- г. Урук

- царь Хаммурапи

- клинопись

ФИНИКИЯ

- пурпурная ткань

- алфавит

-г.Тир

ИНДИЯ

- джунгли

- река Ганг

- Гималаи.

VII. «Плетёная корзинка» (игра на знание и внимание)

Учитель: Для вас, ребята, ваши одноклассники подготовили вопросы, которые  помогут вам быстро узнать, что же находится в этой корзине и стать его  обладателем.

  • есть ЭТО  совсем не вкусно .
  • ОНО может быть зелёным, чёрным или коричневым.
  • ещё в древности китайцы научились выращивать ИХ на кустах.
  • напиток из ЭТОГО прогоняет усталость и продлевает жизнь… ЧАЙ

VIII.Работа в парах - Найти ошибку в тексте».

Цель: формировать умения  работать  в парах, отстаивая  свою точку зрения,  используя  исторические и литературные знания . А  также  продолжить работу с  тетрадью по истории.

Учитель: Каждый ученик  получает текст, в котором есть ошибки. Следует их найти, работая в  парах,  и записать в тетрадь исправленный текст. (Приложение №4)

I X. «Устный исторический диктант»

Цель: через картины, фотографии, схемы, предложенные учащимся  для визуального восприятия, следует определить их название и произнести вслух (Приложение 1)

VIII. Итог урока

Ребята, мы закрываем с вами странички  истории государств Древнего Востока, народы которого внесли большой вклад в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Теперь посчитаем баллы и сдадим оценочные листы. (17-13 баллов - оценка «5», 12-9 баллов-«4», 8-4 балла- «3»)

Работа была большая, вы все заслуженно получили высокие оценки. А с каким настроением вы покидаете класс и итоговый урок по истории  государств Древнего Востока? Нарисуйте на масках, которые лежат перед вами радость или грусть, удивление или восторг…

Я рада вместе с вами, что урок вам понравился.

Литература

1. Вигасин А. А. , Годер Г. И. “История Древнего мира”, М. ,2007 г.

2. Кацнельсон И.С. «Культура древнего Египта».М.,1976 г.

3. Рубинштейн Р.И. «Древний Восток.Книга для чтения». М.,1974г.

4. Савельева Т.Н. «Как жили египтяне во времена строительства пирамид» .М.,1971г.

5. Чизхолм Д. Миллард Э. “Большая историческая энциклопедия школьника”, М. ,2000 г.