Урок по теме: "Страницы истории XIX века"

Разделы: Начальная школа


Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.

Цели:

  1. Познакомить с реформами Александра II.
  2. Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
  3. Развивать интерес к истории.

Оборудование:

  • кроссворд,
  • лента времени,
  • портрет Александра II,
  • домино,
  • карточки с именами знаменитых людей,
  • компьютер,
  • проектор,
  • слайд-программа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

- Перед нами книга «История России . 19 век». (Приложение 1(слайд 1))

- На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.

- Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?

- 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

- Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:

  • о новом царе;
  • о ряде его реформ;
  • о некоторых изобретениях 19 века.

Хотите об этом  узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Задания все выполнять.

- У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)

- Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).

- Что написано? (имена знаменитых людей)

- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).

- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).

  • сражались с французскими войсками.
  • Кутузов был учеником Суворова.
  • у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.

- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).

- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).

(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».

- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))

- Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))

Бородинское сражение.

22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.

Весь день стороны готовились к сражению.

Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.

В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.

И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.

По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.

Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».

Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)

III. Изучение нового материала.

1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).

- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.

Екатерина II

А.В. Суворов

«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон».

«Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем».

Петр I

Иван Грозный

«Морским судам быть!».

«Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».

М.И. Кутузов

Иван III

«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!»

«И повел я войско навстречу Ахмату».

- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1(Слайд 3))

- Чей портрет у вас получился?  (На доске портрет) (Приложение 4)

- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1(слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю».  Александр II вступил на российский престол  в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)        

Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.

2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Кого и от чего он освободил?

- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.

- Слово проверяющему: как справились с заданием.

- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).

- Какой была жизнь крестьян?

- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).

- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).

- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?

А) Позорный и унизительный порядок.

Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.

В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.

На доске появляется:

Реформы - отмена крепостного права

Александра II

(портрет)

IV. Физкультминутка.

- Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).

- На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.

- Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).

- А остальные года? (Да).

- Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом  записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)

(Приложение 1 (Слайды  9-13)).

  • Освоение С-Петербурга.   1703 г.   (4) – правая рука вверху, рывки руками
  • Крещение Руси.                  988 г.     (1) – руки в стороны, хлопок над головой
  • Ледовое побоище.              1242 г.    (2) - прыжки
  • Бородинское сражение.      1812 г.   (5) - наклоны
  • Куликовская битва.            1380 г.    (-) - приседание

- С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).

V. Изучение нового.

1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).

- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).

-  В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.

2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.

- Что явилось главной причиной роста городского населения?

(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).

- Появлялись заводы:

  • Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
  • машиностроительный
  • металлообрабатывающий
  • стекольный
  • цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).

текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)

фабрики  (кондитерская, суконная)  (Приложение 1 (Слайд 16)).  

- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).

- Возникло более 700 наименований газет и журналов.

- Были созданы земства – местные выборные органы.

- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.

- Строились новые железные дороги. (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).

(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).

- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей )).

- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?

- Почему строительство ж/д имело большое значение?

  • - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
  • – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
  • - Железные дороги  стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
  • – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.

(Приложение 1(Слайд 19– паровозы, вагоны)).

- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).

- Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23))  с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.

На доске появляется:

Реформы   Александра II   (портрет)       

- отмена крепостного права

- развитие городов

 - развитие образования

- развитие печати

 - создание земств

- строительство железной дороги

- увеличение территории страны

- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).

- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.

VI. Закрепление изученного.

- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).

Игра «Домино»

Генералиссимус

Александр II

Царь –

освободитель

1 ноября

1851 года

Первая железная дорога

Екатерина II

Великая

1861 год

Отмена крепостного права

Петр I

Великий

1812 год

Отечественная война

Ф.Ф. Ушаков

Флотоводец

А.В.Суворов

- Как называли Александра II?

- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?

- Когда крепостные получили свободу?

- Какое значение это имело?

- Когда появилась первая ж/дорога? (1 ноября 1851 г).

VII. Итог урока. Домашнее задание.

- Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.

- Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.

Выставление оценок.