Задача: Формировать представления учащихся о жизни в 19 веке.
Цели:
- Познакомить с реформами Александра II.
- Формировать представления учащихся о технических изобретениях в 19 веке.
- Развивать интерес к истории.
Оборудование:
- кроссворд,
- лента времени,
- портрет Александра II,
- домино,
- карточки с именами знаменитых людей,
- компьютер,
- проектор,
- слайд-программа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.
- Перед нами книга «История России . 19 век». (Приложение 1(слайд 1))
- На прошлом уроке вы уже узнали об одном важном событие в начале этого века.
- Хотели бы вы перелистать страницы этой книги дальше? Почему вам это хочется сделать?
- 19 век был насыщен различными событиями и в политической, и в культурной жизни страны. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
- Сегодня, перелистав лишь некоторые страницы этой книги, вы узнаете:
- о новом царе;
- о ряде его реформ;
- о некоторых изобретениях 19 века.
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Задания все выполнять.
- У вас на столах лежит карточка. (Приложение 2)
- Прочитайте, что на ней написано. (Екатерина II, Михаил Илларионович Кутузов, Петр I, Иван III, А.В. Суворов, Иван Грозный).
- Что написано? (имена знаменитых людей)
- На какие 2 группы вы разделите эти имена? (правители нашей страны и полководцы).
- Что объединяет Суворова и Кутузова? (Суворов - генералиссимус – наивысшее воинское звание в русской армии. Умер в 1800 г. Кутузов - главнокомандующий русской армии).
- сражались с французскими войсками.
- Кутузов был учеником Суворова.
- у них одна судьба. Цари удаляли их из армии, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность.
- Какая опасность угрожала России в 1812 году? (Вторглась французская армия, чтобы «…раздавить» Россию).
- У М.Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Как вы думаете, почему про этот день помнит вся Россия? (Потери до 50 тыс. в этом ужасном побоище).
(Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в ней достойными одержать победу, а русские стяжали (добыли, приобрели) право быть непобедимыми».
- Расскажите о Бородинском сражении, используя схему. (Приложение 1 (слайд 2))
- Пока ребята рассказывают, 3 человека будут разгадывать кроссворд, чтобы отгадать ключевое слово. (Раздать индивидуально кроссворды. (Приложение 3))
Бородинское сражение.
22 августа 1812 года русская армия развернулась вдоль реки Колочи у села Бородино примерно в 110 км от Москвы. В русской армии насчитывалось около 120 тыс. человек, еще около 30 тыс. народных ополченцев, которые использовались для строительства укреплений и в качестве санитаров и более 600 орудий. У Наполеона было около 135 тыс. человек и чуть меньше 600 орудий.
Весь день стороны готовились к сражению.
Сражение началось 26 августа в 5 ч 30 мин утра. Несколько атак было отбито с большими потерями для французов. Но, все-таки врагам удается захватить село Бородино. Самым тяжелым моментом боя была оборона Курганной высоты. Ее защитников возглавлял генерал Н.Н. Раевский.
В течении нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. 45 тыс. французов против 18 тыс. русских. Все же после ожесточенных атак врагу удалось занять высоту. Русские войска отошли за село Семеновское и продолжали удерживать оборону.
И русские, и французы понесли большие потери. После наступления темноты, французские войска отошли на прежние позиции. Русские остались на месте, не пытаясь вновь занять потерянные укрепления.
По приказу Кутузова русская армия отступила к Москве.
Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия…».
Проверка кроссвордов (ключевое слово поможет чуть позже)
III. Изучение нового материала.
1. – А сейчас нас ждет игра: «Неотосланная депеша». (Депеша – письменное сообщение).
- На разрезанной карточке письменное сообщение. Узнайте, кто его мог отправить.
Екатерина II |
А.В. Суворов |
«Если я посмею сказать, что крепостные такие же люди, как мы, то я рискую тем, что потеряю трон». |
«Я был хилым и болезненным ребенком, но стал великим полководцем». |
Петр I |
Иван Грозный |
«Морским судам быть!». |
«Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца». |
М.И. Кутузов |
Иван III |
«Ну, как с такими молодцами и не побить французов?!» |
«И повел я войско навстречу Ахмату». |
- Проверка. Переверните карточки. Если получится портрет, значит задание выполнено правильно. (Приложение 1(Слайд 3))
- Чей портрет у вас получился? (На доске портрет) (Приложение 4)
- Интересна фигура Александра II. Когда он был еще ребенком, его отец, император Николай I (Приложение 1(слайд 4)), предложил известному поэту Василию Андреевичу Жуковскому стать воспитателем маленького наследника. До нас дошли те наставления, которые старался привить поэт своему воспитаннику: «Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Александр II вступил на российский престол в 1855 году в 36 лет. (1855-1881)
Он много ездил по России и 1-м из царской семьи побывал в Сибири. В глазах многих он был добрым и справедливым.
2. - Этот ребус поможет узнать, как называли царя Александра II. (Приложение 1 (слайд 6,7))
- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
- Кого и от чего он освободил?
- Вам поможет ключевое слово из кроссворда, который разгадывали ребята.
- Слово проверяющему: как справились с заданием.
- Какое ключевое слово получилось? (Крестьяне).
- Какой была жизнь крестьян?
- От чего, как вы думаете, царь освободил крестьян? (От крепостного права).
- Что же такое крепостное право? Какой была жизнь крестьян в то время? (Крепостное право – такой закон, по которому большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков).
- Как вы думаете, почему необходимо было отменить крепостное право?
А) Позорный и унизительный порядок.
Б) На протяжении многих столетий крепостное право являлось тормозом развития страны. Основную массу населения составляли крестьяне.
В) Александр II 30 марта 1856 года выступил перед московским дворянством с речью: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».
Для такого заявления были все основания. Большинство крестьян перебивались с хлеба на квас.
На доске появляется:
Реформы - отмена крепостного права
Александра II
(портрет)
IV. Физкультминутка.
- Посмотрите на ленту времени «Исторические события». (На доске).
- На ленте времени записаны года, когда произошли знаменитые события в нашей стране.
- Все ли года, записанные на ленте, вам известны? (Нет. 1861 г).
- А остальные года? (Да).
- Проведем игру: «Сопоставь события с датой». (Дети встают) Вам нужно будет по рисунку или фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом записана дата. (Дети выполняют задание столько раз, сколько указывает данное число)
(Приложение 1 (Слайды 9-13)).
- Освоение С-Петербурга. 1703 г. (4) – правая рука вверху, рывки руками
- Крещение Руси. 988 г. (1) – руки в стороны, хлопок над головой
- Ледовое побоище. 1242 г. (2) - прыжки
- Бородинское сражение. 1812 г. (5) - наклоны
- Куликовская битва. 1380 г. (-) - приседание
- С каким событием связан 1480 г.? (Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат).
V. Изучение нового.
1) - Что же произошло в 1861 году? (Приложение 1 (Слайд 14)).
- Прочитайте статью «Царь-освободитель» на стр. 122 и вы найдете ответ на этот вопрос. (Подписан манифест - письменное обращение верховной власти к народу. Манифест 19 февраля 1861 года даровал крестьянам личную свободу).
- В России перестали торговать людьми. «Все ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал»,- говорили между собой мужики.
2) - С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. Появлялись и развивались города, быстро стало расти городское население.
- Что явилось главной причиной роста городского населения?
(Крестьяне переселяются в города в поисках лучшей доли или устраиваются в городе на временную работу).
- Появлялись заводы:
- Механический (Приложение 1 (Слайд 15))
- машиностроительный
- металлообрабатывающий
- стекольный
- цементный (Приложение 1 (Слайд 16- завод и слесарный цех)).
текстильные мануфактуры (прекрасные ткани)
фабрики (кондитерская, суконная) (Приложение 1 (Слайд 16)).
- Александр II большое внимание уделял образованию. Создавались новые учебные заведения. Создавались начальные школы (Срок обучения не превышал 3 лет), гимназии. Одних учебных училищ при Александре II возникло более 20 тыс., появляются женские учебные заведения (гимназии).
- Возникло более 700 наименований газет и журналов.
- Были созданы земства – местные выборные органы.
- Судебные процессы велись с адвокатами и присяжными заседателями.
- Строились новые железные дороги. (Приложение 1 (Слайд 17- Строительство ж/д)).
(1-я пассажирская ж/д открылась 1837 г. Между Петербургом и Царским селом).
- Строилась Транссибирская магистраль – Великий Сибирский путь. (Приложение 1 (Слайд 18- Мост через Енисей )).
- Найдите Транссибирскую магистраль на карте. Через какие города она проходит?
- Почему строительство ж/д имело большое значение?
- - Строительство Транссибирской магистрали дало возможность связать центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.
- – Освоение новых земель позволило начать переселение крестьян из центра России.
- - Железные дороги стали важнейшим видом транспорта. Быстрые перевозки ускорили развитие многих отраслей хозяйства.
- – Благодаря Транссибирской магистрали резко повысилась обороноспособность дальневосточных рубежей.
(Приложение 1(Слайд 19– паровозы, вагоны)).
- Какие еще технические новшества появились в 19 веке? Прочитайте статью на стр. 124-125. (Электрическое освещение, телефон, конная ж/д – КОНКА, трамваи, 1-й легковой автомобиль (1899), 1-й русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – работал на горючем (1896) , лифты). (Приложение 1 (Слайды 20-22)).
- Можайский Александр Федорович (Приложение 1 (Слайд 23)) с 1856 года работал над созданием летательного аппарата. Он изучал полет птиц, воздушных змеев, проводил исследования. Ему отвели участок на военном поле под Петербургом, где и началась постройка самолета с 2-мя паровыми двигателями и 3-мя винтами. Самолет Можайского впервые поднял человека в воздух.
На доске появляется:
Реформы Александра II (портрет) | - отмена крепостного права - развитие городов - развитие образования - развитие печати - создание земств - строительство железной дороги - увеличение территории страны |
---|
- Много изменений в жизни страны произошло во время царствования Александра II. Несмотря на это личная судьба этого царя была трагична. На его жизнь было совершено несколько покушений, от одного из них он погиб 1 марта 1881 года в С - Петербурге. (Появились люди, которые считали, возможным изменить государственный строй при помощи убийства неугодных им правителей).
- На том месте, где был убит Александра II в 1907 г по указанию Александра III (2-й сын Александра II), построена церковь Воскресения Христова. (Приложение 1 (Слайд 25)). Разноцветные купола, каменные узоры. Церковь – дань памяти царю, оттого и называют ее иначе – Спас на крови. Когда солнечные лучи падают на красный камень ее стен, чудится, будто они обрызганы кровью.
VI. Закрепление изученного.
- Вот мы и перелистали некоторые страницы истории 19 века. (Приложение 1 (Слайд 26)).
Игра «Домино»
Генералиссимус |
Александр II |
Царь – освободитель |
1 ноября 1851 года |
Первая железная дорога |
Екатерина II |
Великая |
1861 год |
Отмена крепостного права |
Петр I |
Великий |
1812 год |
Отечественная война |
Ф.Ф. Ушаков |
Флотоводец |
А.В.Суворов |
- Как называли Александра II?
- Почему в русскую историю Александр II вошел как царь-освободитель?
- Когда крепостные получили свободу?
- Какое значение это имело?
- Когда появилась первая ж/дорога? (1 ноября 1851 г).
VII. Итог урока. Домашнее задание.
- Из дополнительной литературы узнайте о технических новшествах, которые появились в 19 веке.
- Придумай рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян после получения воли.
Выставление оценок.