Пояснительная записка
В Законе “Об образовании” в качестве принципа государственной политики определено:”…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье…”
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает “ориентацию не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательный способностей…” Первостепенным приоритетом провозглашается воспитание, “формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.”
Инструктивно-методическое письмо “О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации” определяет в качестве направления “формирование гражданской компетентности личности” и связывает её с формированием у учащихся основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание, воспитание ребёнка на культурных и исторических традициях родного края.
Дисциплины гуманитарного цикла должны помочь школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной и природной средой, формировать уважительное отношение к иному мнению, толерантность. Школьники учатся вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях. Активная жизненная позиция формируется через деятельностное освоение социальных явлений, их моделирование, практическое освоение навыков ведения дискуссий и отстаивание своего мнения.
Программа элективного курса “Путь к Храму” учитывает вышеперечисленные требования и определяет, что духовно-нравственной основой воспитания чувства единения со своей Родиной является культура. Независимо от выбора будущего профиля для учащегося важно приобщение к духовным ценностям, любой должен иметь духовно-нравственные ориентиры, развивать способность по совести оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности. Культура – это наши исторические корни, уходящие в глубь веков, несущие смутный налёт язычества и неразрывно связанные с православием.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся сведения ориентационного характера и ставит их в ситуацию выбора нравственного ориентира. Отсюда заострённость содержания курса на представлениях наших предков о мире и месте человека в нём, обычаях и правилах поведения, складывавшихся и изменявшихся идеалах. Путь к православию и освоению новых правил жизни требовал от человека большой и напряжённой работы по совершенствованию себя, а изменяя себя, он оказывал влияние и на окружающий его мир. Путь к Храму – это путь к познанию себя, своих исторических корней и забытых духовных ценностей и идеалов. Помня о светском характере образования, нельзя забывать и о том. Что именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях, на его фундаменте формировались лучшие черты его характера.
Курс рассчитан на 34 часа и имеет выход на продолжение работы в определении нравственной позиции в различных курсах профильной школы. Цель курса заключается в развитии умения сделать выбор на основе исторически сложившихся критериев, умения выдвигать и отстаивать своё мнение, развитии навыка исследовательской работы. Главным способом деятельности выступает коммуникация, основанная на понимании и удержании позиции автора, понимающего и критика. Результатом работы по данному курсу является овладение умениями и навыками , необходимыми для исследователя:
- ставить вопросы
- формулировать(выдвигать) гипотезу
- предлагать собственный план исследования и уточнять предмет исследования
- работать с теоретической и справочной литературой для выстраивания аргументации
- собирать необходимую информацию, рассматривать данные с различных точек зрения, сравнивать и различать информацию
- делать обзор необходимой литературы и анализ текстов (выделение главной мысли, аргументов)
- делать обобщения и выводы.
Тематический план курса:
- Введение. Знакомство с собой, курсом и учителями. Определение своей позиции, планирование работы.
- Русь изначальная: обычаи, представления о мире и о своём месте в нём, мифы, обряды, предания.
- Крещение Руси, отражение в летописях и художественной литературе. Храм как образ Вселенной. Иконопись. Жития Святых как источник представлений об идеале православного человека.
- Подготовка к поездке и поездка в Великий Новгород для знакомства с Софийским собором. Работа над оформлением исследовательской работы и подготовка к выступлению с ней на заседании НОУ (гуманитарная секция).
Планирование:
1. |
|
2 часа |
2. | Русь изначальная.
|
|
3. | Крещение Руси.
|
|
4. | Самостоятельная работа учащихся над выбранными темами итоговой работы. | 3 часа |
5. | Русь изначальная. Карамзин “История государства Российского” | 2 часа |
6. | Дом древних славян. М.Семенова “Мы – славяне” | 1 час |
7. | Рождение семьи. М.Семенова “Мы – славяне”. А.Иванов “Русь изначальная” | 1 час |
8. | От рождения до смерти. М.Семенов “Мы – славяне” | 2 часа |
9. | Традиции русского народа
|
|
10. | Древнерусская литература
|
|
11. | Конференция “Путь к храму” | 2 часа |