Цель: познакомить с музыкой разных народов на основе Детского альбома П.И.Чайковского.
Задачи: формирование знаний о мелодиях разных народов; развитие эмоционально-образного видения мира, художественного мышления на материале урока; воспитание чуткого, толерантного отношения к музыке других народов.
Оборудование: портрет П.И.Чайковского, иллюстрации к Детскому альбому, тексты песен, аудиозапись Детского альбома, музыкальный центр, синтезатор, приложения к уроку (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8).
Ход урока
1. Орг.момент
Вход в класс под музыку пьесы из Детского альбома «Шарманщик поёт» (Приложение 2), психологический и эмоциональный настрой.
2. Постановка цели
У: Сегодня на нашем уроке, мы познакомимся с музыкой разных народов из Детского альбома русского композитора Петра Ильича Чайковского. Слайд 1. (Приложение 1).
У: Что вы знаете о детском альбоме?
Д: Детский альбом связан с жизнью и бытом детей той среды, которая окружала композитора, и была ему дорога и близка.
У: Сегодня мы будем вместе с Чайковским путешествовать. Я расскажу вам некоторые эпизоды из жизни композитора, ведь именно они стали основой для создания Детского альбома.
3. Актуализация знаний
Слайд 2. (Приложение 1) Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка.
Слайд 3. (Приложение 1). На улице у трактира, всегда пел шарманщик:
Слушание: «Шарманщик поёт». (Приложение 2)
«Есть за семью горами,
Есть за семью морями,
Город, где нет несчастных –
Счастье там даром дают.
Так дай копейку,
Не пожалей-ка –
Кинь сюда, прохожий.
Быть может, с нею
Скорей сумею
В этот город попасть.
Слайд 4. (Приложение 1) Прошли годы и Чайковский вспоминал, как на маскарадах в Новый год, он лихо отплясывал итальянскую тарантеллу, чешскую польку, немецкий лендлер.
4. Введение новых знаний
У: Конечно, композитор очень любил русскую народную песенность. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме. Слайд 5. (Приложение 1)
Слушание: «Русская песня». (Приложение 3)
У: Какая мелодия по характеру и что изображает?
Д: Характер спокойный, напоминает девичий хоровод.
У: Слайд 6. (Приложение 1). В феврале на Масленицу, Чайковский пропадал в праздничной карнавальной толпе, бродил среди ряженных, прислушивался к весёлым песням и припевкам, к ритмам народных плясок. Отзвуки народных праздников мы услышим в плясовой «Камаринской». Слад .7. (Приложение 1)
Слушание: «Камаринская». (Приложение 4)
У: Какой характер мелодии?
Д: Задорный, весёлый, танцевальный.
У: Слайд 8.(Приложение 1) А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию.
Среди лесистых гор,
У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой,
Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
Где горный спрятан луг,
Где никого вокруг,
Где слышен зверолова далёкий рог,
Среди цветов лесных
В одеждах расписных
Плясать пойдём сегодня, дружок.
У: Послушайте музыку к этой иллюстрации.
Слушание: «Немецкая песенка». (Приложение 5)
У: Что можете сказать о мелодии?
Д: Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков.
У: Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер. Куда мы попали с вами?
Д: В Германию.
У: Это «Немецкая песенка».
У: В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах. Слайд 9. Приложение 1. Послушаем и мы эту историю.
Слушание: «Старинная французская песенка». (Приложение 6)
У: Сейчас мы с девочками вам исполним «Старинную французскую песенку».
Исполнение «Старинной французской песенки». (Приложение 6)
Скажи, любимый мой,
Зачем ты не со мной?
В душе своей ношу
Прекрасный образ твой!
Никак я не пойму –
Скажи мне, почему
Не можешь подчиниться
Ты сердцу моему?
О, Ланселот, вернись ко мне.
Иначе я сгорю в любовном сне.
Ах, не вернёшься ты,
Мой рыцарь Ланселот.
Не хочешь, рыцарь знать,
Что тебя Элейна ждёт.
У: Какой характер этой мелодии? О чём она?
Д: Мелодия задумчивая, о девушке, которая ждёт своего рыцаря.
У: А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. В письме родным композитор писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно». Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка». Слайд 10. (Приложение1).
Слушание: «Итальянская песенка». (Приложение 7).
У: По характеру мелодии и её строении, мы можем сказать о чём поёт этот мальчик?
Д: О чём-то хорошем, потому что песня спокойная, но не грустная.
У: В этот ласковый утренний час
Солнце нежно глядит на нас.
Мы по травам росистым идём
И все вместе поём:
- Прекрасны здесь небеса!
Прекрасны птиц голоса!
Льёт солнце с высоты
На эту землю мягкий свет.
Лучше нашей Италии нет!
Прекрасны наши поля!
Прекрасна наша земля!
Прекрасен каждый дом
И каждый купол золотой
Под рассветной звездой!
У: Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется. Слайд 11. (Приложение 1)
Д: Все люди спешат в порт, их ждёт большая новость, скоро прибудет огромный теплоход.
У: Послушайте, как это изображает музыка.
Слушание: «Неаполитанская песенка». (Приложение 8)
У: Что вы можете сказать о характере мелодии, её изменении?
Д: Спокойный темп, в конце ускорение, настроение радостное.
5. Первичное закрепление
У: А теперь, Неаполитанская песенка будет звучать в вашем вокальном исполнении. У меня есть два текста, написанные разными авторами. Мы их исполним по очереди, а потом сравним.
Исполнение «Неаполитанской песенки» в двух вариантах. (Приложение 8)
1. Это море предо мною,
Это небо голубое,
Эти солнечные сети –
Как прожить без них на свете?Эти рощи у залива,
Эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный
Полюбил я навсегдаМой Неаполь!
Здесь под жарким солнцем южным,
Здесь под облаком жемчужным
Не придет ко мне беда.Мой Неаполь!
Место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда!Здесь всё вокруг моё:
И дали неоглядные,
И здания нарядные,
И улочки недлинные,
И площади старинные,
И лодки на песке,
И сам Везувий вдалеке.В Неаполе моём
Без песен делать нечего.
Поют с утра до вечера
Здесь юноши и девушки,
И бабушки, и дедушки,
И каждый двор и дом.
Распевают все кругом
Здесь, в Неаполе моём родном.2. Море плещет бирюзою,
Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает,
Погостить нас приглашает.Здесь под синим небом юга
Повстречали мы друг друга.
Наш кораблик дальше мчится
Пена волн вокруг кипит.Ах, Неаполь,
Город солнечный и страстный,
Город светлый и прекрасный
Тает в дымке голубой.Ах, Неаполь,
Утро пахнет здесь лимоном.
Золотистым медальоном,
Кажется Неаполь мой.Лишь только солнце утром
первыми лучами
Края неба освещает,
день чудесный возвещая,
Словно в зеркале мерцают
изумруды моря,
Город пробуждается от сна.И взгляд последний бросим
на Неаполь,
В море отражаясь,
в дымке утренней тумана,
Точно сказка без обмана
И волшебное виденье,
вдоль залива
Уплывает город наш. Да, да.
У: Есть ли разница в тексте - содержании, сюжете?
Д: В обоих текстах воспевается город Неаполь, но по-разному.
У: Кому, какой текст больше понравился и почему? Какой текст легче было исполнять?
Д: (Ответы детей).
У: Тот, который вам понравился, оставьте у себя.
Слайд 12. (Приложение 1). Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, Слайд 13. (Приложение 1), садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов. Слайд 14. (Приложение 1)
6. Подведение итогов
У: Где мы смогли побывать сегодня с помощью музыки Чайковского?
Д: В Италии, Германии, во Франции.
У: Какие герои нас встречали?
Д: Танцующие немецкие пары на лугах, французский рыцарь и девушка Элейна, итальянцы, собирающие виноград и жители города Неаполя.
У: Скажите, ребята, а можно ли путешествовать с помощью музыки, но, не зная языка?
Д: Да, слушая и изучая музыку других народов, которая ярко и полно выражает характер и обычаи народа.
У: Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
7. Закрепление
У: А сейчас мы с вами исполним песню о дружбе всех народов. Слайд 15. (Приложение 1)
Исполнение песни: «Дружат дети всей земли». (Приложение 9).
Шире круг, шире круг, музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод.1. Дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк,
Дружат реки и леса, дружат в хоре голоса.
Шире круг, шире круг, музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод!2. Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан, дружат люди разных стран.
Шире круг, шире круг, музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод!3. Дружат солнце и весна, дружат звёзды и луна,
Дружат в море корабли, дружат дети всей земли.
Шире круг, шире круг, музыка зовёт
Всех друзей, всех подруг в шумный хоровод!
8. Домашнее задание
Дома, нарисуйте рисунок или сочините стихи к пьесе которая вам наиболее понравилась – Немецкая, Старинная французская, Итальянская или Неаполитанская песенка. А потом мы составим свой альбом к музыке Чайковского. Начало уже сделано вашими сверстниками. (показ рисунков прошлых годов).
Наш урок закончен. Все поработали очень хорошо. Особенно……..Спасибо. До свидания.
(выход учащихся под музыку «Дружат дети всей земли». Приложение 9.)