Цели урока:
- Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.
- Продолжать формирование умений делать выводы, простраивать причинно-следственные связи, сравнивать.
- С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)
План:
- Актуализация
- Местоположение Спарты
- Состав населения
- Спарта как военный лагерь. Спартанское воспитание
- Управление
- Закрепление
Актуализация
Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:
Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями(антиподами). Они резко различались по управлению, образу жизни, что ценилось в Афинах, то запрещалось в Спарте и наоборот. Вы наверняка слышали и еще не раз в своей жизни услышите такие слова: спартанское воспитание, лаконичная речь. Знаете ли вы, что стоит за этими словами? После выяснения учитель дальше перечисляет то, с чем ребята познакомятся на уроке. «Каждый день узнавать что-то новое»-это девиз Солона. Фронтально проводится повторение реформ Солона, актуализируется термин народное собрание и его роль в жизни Афин.
Обращаемся к слайду: вспомни то, что знаешь.
- Составь логическую цепочку по принципу матрешки: в крупный объект входит мелкий.
Афины - Балканский п-ов - Аттика
- Соедини пары:
1. аристократия |
А. власть народа |
2. демократия |
Б. власть знатных |
3. олигархия |
В. власть немногих |
Местоположение Спарты
На экран выводится слайд с картой: Пелопоннес- Лаконика- Спарта
Учитель сообщает, что Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые и создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.
Закрепляем. Итак, Спарта находилась в Южной Греции, на каком полуострове, в какой области?
Население Спарты
На экран выводится соответствующий слайд.
- Собственно спартанцы или спартиаты составляли около 9-10 тыс. человек. Это самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.
- Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.
- Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. В чем же прявлялась закабаленность илотов? Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов.
- Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков)
- Жили на земле своих предков
- Жили семьями
- Продавать их было нельзя
- Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству .
Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.
- Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?
Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.
Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.
Спарта как военный лагерь
- Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?
Показывается слайд с воином.
Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.
Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
- А чему подражать?
Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.
В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.
Спартанское воспитание
Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.
- Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область где жили спартанцы.
Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.
Так что же такое спартанское воспитание, давайте кратко повторим. На экран выводится слайд «Спартанское воспитание».
Управление в Спарте
Учитель объясняет этот пункт плана, используя слайд с таким названием. Слайд также учит ребят схематизации материала.
Учитель предлагает ученикам подумать, как называлась форма правления в Спарте: аристократия, демократия или олигархия. Ученикам дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия- власть немногих и закрепляем этот термин соответствующим слайдом и записью в тетради.
Закрепление пройденного на уроке
Учитель предлагает ученикам разобраться как они поняли что представляет собой образ жизни спартанцев. Он объясняет, что образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности. Далее организуется беседа, в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран.
1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере
2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней
3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой
4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии
5. Дети не принадлежали родителям
6. Роскошь была под запретом
7. Лаконичная речь
8. Изоляция от внешнего мира.
Аксиологическая цель урока формирует у пятиклассников ценностное отношение к спартанскому воспитанию, выясняем его плюсы и минусы и что означает это понятие в современных условиях. И далее выполняется упражнение, позволяющее запомнить месторасположение Спарты: составьте логическую цепочку:
Лаконика - Спарта - Пелопоннес - Балканский полуостров
Выполняются несложные упражнения, которые могут выполнить и самые слабые ученики.
1. Почему Спарту называли открытым городом?
За ее гостеприимство
За ее доброжелательное отношение к иноземцам
Из-за отсутствия в городе крепостных стен.
2. Почему все спартанцы были воинами?
Из-за устаревших законов
Из-за угрозы со стороны Афин
Из-за необходимости удерживать власть над илотами
В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни. При этом можно обратится к слайду «Образ жизни спартанцев».