Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже.
Задачи:
- установить особенность имён существительных в именительном падеже, закрепить понятие несклоняемые существительные;
- развивать логическое мышление, речь, наблюдательность;
- воспитывать любовь к своей Родине, народу; интерес к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс». Т. Г. Рамзаева. Проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Прочитайте текст домашнего упражнения.
Ученик читает текст:
Что такое подвиг?
Человек отдаёт себя людям. Во имя людей герой жертвует всем, даже собственной жизнью. Но бывает подвиг целого народа. Тогда на защиту Отечества, его чести и свободы поднимается весь народ. Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.
Память об этом подвиге будет жить в веках.
Учитель: Какое было задание?
Ученик: Надо было выписать три предложения, в которых подлежащее стоит в начале, середине и конце предложения.
Учитель: Прочитайте предложения, которые вы выписали.
Обсуждаются разные варианты ответов.
3. Актуализация знаний.
Учитель:
- Что такое подлежащее?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи чаще всего выражено подлежащее?
- Что такое существительное?
- Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется имя существительное?
- Как определить падеж имени существительного?
- Как иначе называется изменение по падежам?
- Расскажите, что вы знаете об именительном падеже.
4. Работа по теме урока.
– Сегодня мы продолжим разговор о существительных в Им. п. и узнаем новое. А для этого проведём исследование. (На доске вывешивается плакат с темой урока «Именительный падеж имён существительных»).
– Запишите предложения.
В кормушке весело чирикали воробьи.
На доске один ученик составляет опорные схемы предложений.
Подул сильный ветер.
Маленький муравьишка тащит сухую травинку.
В огромной корзине сидел забавный щенок.
С деревьев опали последние листья.
- - Найдите и подчеркните подлежащее в каждом предложении.
- Найдите слова в Им. падеже.
- Что вы здесь заметили?
- К какому выводу пришли?
- Сравните свой вывод с учебником.
На доске рядом с темой урока вывешивается опорная схема.
Им. п. | ||||
--------------- |
|
|
|
------------- |
|
|
|
|
------------- |
5. Выполнение упр. 119 (1 часть) из учебника. Проверка.
6. Закрепление нового материала.
Задания:
1. Выпишите только те слова, которые в предложении стали бы одним из главных членов. Составьте по одному предложению с этими словами.
В лапах сосен, новые следы, солнечным светом, молотый кофе.
– Каким членом предложения могут стать эти слова?
– В каком падеже они стоят?
2. Вставьте слово КОФЕ в предложения, записанные на доске.
Сегодня утром мы пили ... Мы рассказали друзьям о новом сорте ... Без ... я не могу жить.
– Каким членом предложения является слово КОФЕ?
– Определите падеж.
– Что вы заметили?
– Правильно, это несклоняемое существительное. Оно пришло из другого языка.
Ученик делает небольшое сообщение об этом слове с компьютерной поддержкой. Приложение 1.
6. Итог урока.
- Наше исследование завершилось. Так что же нового мы сегодня узнали об Им. падеже?
- Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами?
7. Домашнее задание. Выучить правило на с. 66, упр. 119 (2 часть).