Тема: Преобразования Петра Великого.
Имя урока: «Се есть Петр, Отечества отец …»
Цели и задачи урока:
- Сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого как решительное изменение всех видов общественной и государственной жизни, благодаря которому Россия превратилась в одно из сильнейших государств.
- Развивать у детей умения анализировать историческую ситуацию, сопоставлять факты, видеть противоречия и делать умозаключения
- Способствовать становлению собственной нравственной позиции учеников, их гражданско-патриотическому воспитанию.
Оборудование: Мультимедийный проектор, слайды к уроку (приложение №1), карточки-зачетки у всех учеников.
Урок проводится по технологии деятельностного метода образовательной системы «Школа - 2100».
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
На данном этапе происходит включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» + «могу».
- Ребята, справились ли вы с заданием дома?
Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», [№2,с.23].
Восстановление незаконченных предложений № 42. Установление последовательности событий «Смутного времени» № 43.
.
- Почему события начала XVII века называются «Смутным временем?»
- В результате каких событий «Смутное время» в России закончилось?
II. Актуализация знаний и мотивация.
- Смутное время закончилось. Началась новая эпоха в истории России.
Давайте рассмотрим изображение «Реки времени» (на экране и в учебнике стр.26). Имена каких людей вам запомнились и почему?
Князь Олег – создание Древнерусского государства.
Князь Владимир – крещение Руси.
Александр Невский – победа над европейскими рыцарями в Ледовом побоище.
Кирилл и Мефодий – создание славянской азбуки.
Дмитрий Донской – победа над ордынским войском в Куликовской битве.
Иван III – создание Московского государства и избавление Руси от власти «Золотой Орды».
Иван Федоров – первый русский книгопечатник.
Иван Грозный – расширение границ государства.
Минин и Пожарский – народное ополчение и освобождение Руси от польских захватчиков.
Ответы иллюстрируются на экране слайдами (приложение №1).
Сначала появляется изображение называемого персонажа, после ответа - текст. Ученики проверяют правильность своих предположений.
- Сегодня нам предстоит узнать еще одно важное для Руси имя. Рассмотрите изображение «Реки времени» на экране.
- Мы видим, как «Река времени» делает крутой поворот. Волны разбиваются о скалу. Хотите ли вы узнать, что же произошло в истории России, какой переломный момент наступил?
III. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте, как называется новая эпоха. (Времена Российской империи, XVIII – начало XX века).
- О каком человеке пойдет речь? (О Петре I).
- Дадим уроку имя «Се есть Петр, Отечества отец …». Так назвали этого человека соотечественники. Почему его так называли, сделайте предположения.
(Наверное, он сделал что-то важное для России)
IV. Открытие детьми нового знания.
1. Инсценирование разговора Анюты и Илюши, героев учебника [№1,с.27].
Иллюстрирование рассказа слайдами видов города Санкт-Петербурга (приложение №1).
2. Ученица читает наизусть отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» [№3,с.170].
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
3. Сообщения учеников о детстве Петра, победах русского флота и армии под руководством Петра I, о произведенных реформах [№3,с.164-174]. Иллюстрирование слайдами (приложение №1).
4. Из рассказа учителя, материала учебника и литературы, прочитанной дома, дети узнают о «дедушке русского флота»- детском челне Петра, происхождении Андреевского и трехцветного Российского флагов, Кунст- камере и других интересных моментах.
- Сделайте вывод. (Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы).
V. Первичное закрепление. Включение в систему знаний.
Для обсуждения в группах дается проблемный вопрос: «Какой ценой для простого народа достались преобразования Петра I»?
Дети рассматривают иллюстрации [№1,с.28], читают под ними тексты.
Одна из групп рассказывает, а другие дополняют.
Вывод: Петр I, с одной стороны, искренне желал принести благо своей стране. А, с другой стороны, не жалел ни себя, ни своих подданных, жестоко подавлял всякое сопротивление своей власти.
Тестовые задания выполняются в тетрадях [№2,с.26]. Проверка по образцу.
VI. Рефлексия деятельности.
- Почему начал свои преобразования Петр I?
- Какие важные реформы он осуществил?
- Все ли были на уроке активны? (в карточках-зачетках ученики отмечают количество своих ответов на каждом этапе урока).
-Какие мысли возникли у вас во время этого урока?
-Что захотелось узнать дополнительно?
VII. Домашнее задание.
С помощью книг узнайте больше о характере, привычках и делах императора Петра I, [№2,с.26].
Примечание: физкультминутки проводятся в течение урока по мере необходимости (точечный массаж, упражнения для глаз, упражнения на внимание).
Литература:
- Д,Д.Данилов, С.В.Тырин. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания для начальной школы, 3 класс, часть 2,- М.: «Баласс», 2006г.- 48с., ил.
- Д.Д.Данилов и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», 3 класс- М.: «Баласс», 2006г.- 64с., ил.
- Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова(авторы-составители)- М.: ФНМЦ им. Л.М.Занкова; Обнинск: изд. «Духовное возрождение», 1996г.-264с., ил.