Цель:
- Дать характеристику звонким согласным звукам [ж], [з], [з'].
- Развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память.
- Воспитывать любовь к животным, силу воли.
Оборудование:
- Письменные и печатные буквы Ж, З.
- На что похожи буквы Ж, З.
- Слоги.
- Буквы на магнитах: а, н, о, м, у, ы, л, р, й, б, в, г, д, э.
- Лента букв.
- Cлова и предложения на листочках под пленкой.
- Мультфильм «38 попугаев» (Эпизод: попугай учится летать. Показ 2 минуты).
- Компьютер.
- Рисунок чижа.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Я бы хотела вам напомнить правила:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не сорока.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
2. Стадия вызова.
На доске буквы: а, н, о, м, у, ы, л, р, й, б, в, г, д, э.
- На какие группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные).
- Назовите гласные, согласные. (Гласные: а, о, у, ы, э. Согласные: н, м, л, р, й, б, в, г, д).
Дети называют, я прикреплю на доске.
- - Какой звук у согласных лишний? ([й]).
- -Почему? (Он всегда мягкий).
- -Посмотрите на таблицу. В красных прямоугольниках какие буквы? (Гласные).
- -А в белых? (Согласные, вверху – звонкие, внизу – глухие).
а |
о |
у |
Ы |
э |
н |
м |
л |
р |
й |
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
|
|
|
|
ъ |
я |
ё |
ю |
И |
е |
|
|
|
|
|
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
х |
ц |
ч |
щ |
Ь |
– Что вы можете сказать о букве Ж? (Согласный).
3. Постановка темы и цели урока.
Выделение звука [ж].
Фонетическая зарядка.
– Как жужжит шмель? (ж-ж-ж).
- Сегодня мы познакомимся с буквами «ж» и «з».
- А какая цель на уроке? (Узнать какие звуки они обозначают).
4. Стадия осмысления.
А. Знакомство с буквами Ж ж и звуком [ж].
- Назовите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи. (Ж).
- Какой это звук? Что вы о нем можете сказать?
- Согласный, звонкий, всегда твердый. В русском языке мягким не бывает.
- Этот звук обозначается буквами… (Показ письменных и печатных букв жЖ).
- На что похожа буква? (Показ буквы).
Работа по учебнику страница 49. (На жирафа, жука, цаплю, лягушку).
Посмотри-ка буква Ж.
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже.
Чтение слогов с компьютера хором: жа, жо, жу.
- Как нужно прочитать эти слоги: жи, же?
- Какие гласные буквы стоят после Ж?
Вывод: в русском языке никогда не пишутся буквы Ы, Я после буквы Ж.
Б. Знакомство с буквами З з и звуками [з] и [з'].
- Ребята, а как поют комарики? (з-з-з). Артикуляция звуков (мягко, твердо произносим).
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).
- Докажите. (Не тянется, мешают зубы, язычок).
- Этот звук обозначается буквами… (Показ письменных и печатных букв).
- На что похожа буква? (Показ рисунка).Работа по учебнику страница 49.
- На что похожа буква? (На землянику, зайца, змею).
5. Рефлексия.
Работа по учебнику страница 49.
- На рисунках найдите и раскрасьте предметы, в названиях которых вы слышите звуки [ж] или [з]. (Лыжи, гвоздика, коза, ваза).
- К каким названиям относятся эти схемы? (Лыжи, гвоздика, ваза, маска).
- В схемы впишите буквы согласных звуков. (лж, гвздк, вз, мск).
Физкультминутка для глаз.
Ж, З.
6. Работа по учебнику страница 50.
Пожужжим. Прочитайте слова на компьютере. (Слова даны на странице 50).
-Жирным шрифтом слоги прочтет Лилиана. (зэ, же).
-Почему согласные звуки произнесла твёрдо? ([ж] – всегда твердый, после З стоит Э).
-Какую игру можно придумать с этими словами?
-Я начну со словами второй строчки: «С буквой И можно жарить макароны (жир), с А бывает, когда болеют (жар), с О бывает у пчелы (жало), с Б – пышная отделка у воротника (жабо), с А – в болоте я живу (жаба), с О – ябедничать, доносить (жалоба)».
7. Соотнесение глагола с местоимением.
- Вполголоса прочтите слова на доске:
ВОЖУ |
МАЖУ |
ГЛАЖУ |
ДРУЖУ |
ВОДИЛ |
МАЗАЛ |
ГЛАДИЛА |
ДРУЖИТ |
- Что о них можете сказать?
- Это глаголы.
- Прочтите другие слова: ОН, ОНА, ТЫ, Я.
- Это какие слова? (Местоимения).
- Поставьте правильно местоимения к глаголам.
Физминутка.
Зайка.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погретьЛапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
- О ком эта зарядка?
- Прочитайте с доски предложения о другом животном.
8. Работа над развитием речи.
На доске спутались предложения:
– Пусти меня на волю, тогда буду петь.
Варя подошла к чижу.
– Пора, тебе, чиж петь.
Чиж жил в клетке.
У Вари был чиж.
Прочитайте с доски.
- Что это? (Предложения).
- Вам всё понятно? (Нет).
- А что не понятно?
- А как нужно? Соберите предложения в текст. (По одному ученику пригласить к доске).
(У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя подошла к чижу.
- Пора, тебе, чиж петь.
- Пусти меня на волю, тогда буду петь.)
- Теперь всё понятно? (Да).
- О чём этот текст?
- Как его можно озаглавить? (Чиж). Показ рисунка чижа.
- Почему так чиж ответил?
- Птицы любят свободу. В неволе они песни не поют и птенцов не выводят.
- Перелетные птицы в чужой стране песни не поют и птенцов не выводят.
- Животные должны жить на свободе.
9. Закрепление изученного. Просмотр мультфильма. (2-я сторона. С 12.43 до 14.43).
- А сейчас посмотрите мультфильм ещё про одну свободолюбивую птицу.
- Постарайтесь запомнить слова с изученными звуками.
- Понравился?
- Чем понравился? Кто главные герои?
10. Итог урока.
- Назовите слова с изученными звуками, которые услышали в мультфильме. (Отважным, важно, надо же, гнездо, уже, пожалуйста).
- Охарактеризуйте звуки. (Согласный звук [ж], звонкий, всегда твердый. В русском языке мягким не бывает. Согласный звук [з] звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).
- О чём этот мультфильм? (О дружбе, о воспитании в себе силы воли).
- Какие слова в конце сказал попугай? («Главное поверить в себя, тогда всё получится»).
- Я желаю вам, чтобы у вас всегда всё получалось, главное верить в себя.
- Урок окончен.