Литературное чтение в 1-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Звуки [ж], [з], [з'], буквы ж, Ж, з, З

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать характеристику звонким согласным звукам [ж], [з], [з'].
  2. Развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память.
  3. Воспитывать любовь к животным, силу воли.

Оборудование:

  1. Письменные и печатные буквы Ж, З.
  2. На что похожи буквы Ж, З.
  3. Слоги.
  4. Буквы на магнитах: а, н, о, м, у, ы, л, р, й, б, в, г, д, э.
  5. Лента букв.
  6. Cлова и предложения на листочках под пленкой.
  7. Мультфильм «38 попугаев» (Эпизод: попугай учится летать. Показ 2 минуты).
  8. Компьютер.
  9. Рисунок чижа.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я бы хотела вам напомнить правила:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не сорока.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.

2. Стадия вызова.

На доске буквы: а, н, о, м, у, ы, л, р, й, б, в, г, д, э.

  1. На какие группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные).
  2. Назовите гласные, согласные. (Гласные: а, о, у, ы, э. Согласные: н, м, л, р, й, б, в, г, д).

Дети называют, я прикреплю на доске.

  1. - Какой звук у согласных лишний? ([й]).
  2. -Почему? (Он всегда мягкий).
  3. -Посмотрите на таблицу. В красных прямоугольниках какие буквы? (Гласные).
  4. -А в белых? (Согласные, вверху – звонкие, внизу – глухие).

а

о

у

Ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

 

 

 

 

ъ

я

ё

ю

И

е

 

 

 

 

 

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

Ь

– Что вы можете сказать о букве Ж? (Согласный).

3. Постановка темы и цели урока.

Выделение звука [ж].

Фонетическая зарядка.

– Как жужжит шмель? (ж-ж-ж).

  1. Сегодня мы познакомимся с буквами «ж» и «з».
  2. А какая цель на уроке? (Узнать какие звуки они обозначают).

4. Стадия осмысления.

А. Знакомство с буквами Ж ж и звуком [ж].

  1. Назовите одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинки, жук, лыжи. (Ж).
  2. Какой это звук? Что вы о нем можете сказать?
  3. Согласный, звонкий, всегда твердый. В русском языке мягким не бывает.
  4. Этот звук обозначается буквами… (Показ письменных и печатных букв жЖ).
  5. На что похожа буква? (Показ буквы).

Работа по учебнику страница 49. (На жирафа, жука, цаплю, лягушку).

Посмотри-ка буква Ж.
На жука похожа,
Потому что у неё
Шесть жучиных ножек.

Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце её
Не растопит уже.

Чтение слогов с компьютера хором: жа, жо, жу.

  1. Как нужно прочитать эти слоги: жи, же?
  2. Какие гласные буквы стоят после Ж?

Вывод: в русском языке никогда не пишутся буквы Ы, Я после буквы Ж.

Б. Знакомство с буквами З з и звуками [з] и [з'].

  1. Ребята, а как поют комарики? (з-з-з). Артикуляция звуков (мягко, твердо произносим).
  2. Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).
  3. Докажите. (Не тянется, мешают зубы, язычок).
  4. Этот звук обозначается буквами… (Показ письменных и печатных букв).
  5. На что похожа буква? (Показ рисунка).Работа по учебнику страница 49.
  6. На что похожа буква? (На землянику, зайца, змею).

5. Рефлексия.

Работа по учебнику страница 49.

  1. На рисунках найдите и раскрасьте предметы, в названиях которых вы слышите звуки [ж] или [з]. (Лыжи, гвоздика, коза, ваза).
  2. К каким названиям относятся эти схемы? (Лыжи, гвоздика, ваза, маска).
  3. В схемы впишите буквы согласных звуков. (лж, гвздк, вз, мск).

Физкультминутка для глаз.

Ж, З.

6. Работа по учебнику страница 50.

Пожужжим. Прочитайте слова на компьютере. (Слова даны на странице 50).
-Жирным шрифтом слоги прочтет Лилиана. (зэ, же).
-Почему согласные звуки произнесла твёрдо? ([ж] – всегда твердый, после З стоит Э).
-Какую игру можно придумать с этими словами?
-Я начну со словами второй строчки: «С буквой И можно жарить макароны (жир), с А бывает, когда болеют (жар), с О бывает у пчелы (жало), с Б – пышная отделка у воротника (жабо), с А – в болоте я живу (жаба), с О – ябедничать, доносить (жалоба)».

7. Соотнесение глагола с местоимением.

  1. Вполголоса прочтите слова на доске:

ВОЖУ

МАЖУ

ГЛАЖУ

ДРУЖУ

ВОДИЛ

МАЗАЛ

ГЛАДИЛА

ДРУЖИТ

  1. Что о них можете сказать?
  2. Это глаголы.
  3. Прочтите другие слова: ОН, ОНА, ТЫ, Я.
  4. Это какие слова? (Местоимения).
  5. Поставьте правильно местоимения к глаголам.

 

Физминутка.

Зайка.

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

  1. О ком эта зарядка?
  2. Прочитайте с доски предложения о другом животном.

8. Работа над развитием речи.

На доске спутались предложения:

– Пусти меня на волю, тогда буду петь.

Варя подошла к чижу.

– Пора, тебе, чиж петь.

Чиж жил в клетке.

У Вари был чиж.

Прочитайте с доски.

  1. Что это? (Предложения).
  2. Вам всё понятно? (Нет).
  3. А что не понятно?
  4. А как нужно? Соберите предложения в текст. (По одному ученику пригласить к доске).

(У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя подошла к чижу.

- Пора, тебе, чиж петь.
- Пусти меня на волю, тогда буду петь.)

- Теперь всё понятно? (Да).

- О чём этот текст?

- Как его можно озаглавить? (Чиж). Показ рисунка чижа.

- Почему так чиж ответил?

- Птицы любят свободу. В неволе они песни не поют и птенцов не выводят.

- Перелетные птицы в чужой стране песни не поют и птенцов не выводят.

- Животные должны жить на свободе.

9. Закрепление изученного. Просмотр мультфильма. (2-я сторона. С 12.43 до 14.43).

  1. А сейчас посмотрите мультфильм ещё про одну свободолюбивую птицу.
  2. Постарайтесь запомнить слова с изученными звуками.
  3. Понравился?
  4. Чем понравился? Кто главные герои?

10. Итог урока.

  1. Назовите слова с изученными звуками, которые услышали в мультфильме. (Отважным, важно, надо же, гнездо, уже, пожалуйста).
  2. Охарактеризуйте звуки. (Согласный звук [ж], звонкий, всегда твердый. В русском языке мягким не бывает. Согласный звук [з] звонкий, может быть твёрдым, может быть мягким).
  3. О чём этот мультфильм? (О дружбе, о воспитании в себе силы воли).
  4. Какие слова в конце сказал попугай? («Главное поверить в себя, тогда всё получится»).
  5. Я желаю вам, чтобы у вас всегда всё получалось, главное верить в себя.
  6. Урок окончен.