Система работы над проблемой в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Успешное повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов во многом зависит от качества методической работы с кадрами, осуществляемой руко­водителем дошкольного образовательного учреждения и старшим воспитателем. Важнейшее место занимает углубленная работа педагогического коллектива по какой-либо проблеме. Эта проблема может обсуждаться на роди­тельских собраниях и консультациях, методических объединениях, включаться в работу с театром, центром творчества, реабилитационным центром, музеем, с другими дошкольными учреждениями, школой. Проблема выявляется в результате проблемно-ориентированного анализа воспитательно-образовательного процесса за год, наблюдений, проведения оперативного и тематического контроля, срезов педагогической деятельности, диагностики и тестирования. Как правило, выявленную проблему включаем в годовой план и углублённо работаем над ней, осуществляя следующие направления:

1. Выявление знаний, умений, навыков, затруднений по проблеме (анкетирование, диагностирование, тестирование, собеседование) и оказание помощи педагогам всех категорий.

2. Осуществление всех видов контроля за воспитательно-образовательным процессом.

3. Организация и проведение педсовета.

4. Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта по данной теме.

5. Организация выставок методической литературы, пособий, наглядных и дидактических материалов по данной теме.

6. Самообразование педагогов.

7. Создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса.

8. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи, школы и других организаций.

Одна из проблем, выявленных в результате проблемно-ориентированного анализа за 2007-2008 учебный год: «Обеспечить сотрудничество триады «педагог – ребёнок – семья» направленного на формирование адекватной позиции родителей к своим детям и их проблемам и переход от системы взаимодействия «воспитатель – родитель» к социальному партнёрству». Эту проблему решали в течение ноября и декабря 2008 года. Наш детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 26% - дети-инвалиды, 52% - дети со значительными нарушениями здоровья. Наши дети с особыми нуждами, естественно и родители рассчитывают на профессиональную помощь в воспитании своего ребёнка, его социальную адаптацию и готовность к школьному обучению.

Работу над проблемой начали с тестирования профессиональной подготовленности педагогов по семейной педагогике и взаимодействию с семьёй (методика О.Л. Зверевой, Н.В. Микляевой). На собеседовании рассмотрели вопросы:

  • Методы и приёмы работы с родителями на разных этапах (ознакомительный, обще-профилактический, работы с группой риска, индивидуальной работы, рефлексивный, интегративный и перспективный).
  • Специальные приёмы для работы с родителями «молчунами» и «говорунами»
  • Нужно ли составлять план единой коррекционной работы в детском саду и семье.
  • Какие материалы лучше всего поместить в уголки для родителей, как их оформить броско, эстетично и без больших затрат труда.

Тестирование и собеседование выявили затруднения педагогов и позволили определить содержание дальнейшей работы над проблемой.

В консультации «Методы активизации родителей» были рассмотрены методы: вопросы к родителям, игровые, просмотр видеозаписей занятий, игр, развлечений, режимных моментов; формирование родительской позиции (педагогической рефлексии), педагогические ситуации, игрового моделирования поведения (метод Е.П. Арнаутовой)

Консультацию на тему «Выявление эффективной деятельности по внедрению новых форм работы с родителями» провели воспитатель, учитель-логопед, инструктор ЛФК и музыкальный руководитель. Особое внимание было уделено нетрадиционным формам направленным на установление тёплых неформальных контактов построенных по типу телевизионных и развлекательных программ, совместной театральной деятельности, игр с педагогическим содержанием, выставок совместных работ детей и родителей, досугов, дискуссионных клубов, ток-шоу, устный журнал.

На семинаре «Новые принципы взаимодействия детского сада и семьи» обсуждались вопросы:

  • Особенности открытости дошкольного учреждения в новых социальных условиях
  • Основные поводы взаимодействия родителей и воспитателей (сотрудничество и взаимодействие)
  • Открытость дошкольного учреждения (внутрь и наружу)
  • Типы семей (многопоколенная, нуклеарная, полная, неполная, псевдосемья, проблемная)
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей
  • Функции работы образовательного учреждения с семьёй
  • Основные принципы (открытость детского сада для семьи,сотрудничество воспитателей, специалистов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды, диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка)

С целью развития у педагогов умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в детском саду, проверки уровня профессионально-значимых свойств личности педагогов и тренировки профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности и воображения был проведён семинар-практикум: «Наказания и взрослые проблемы от детских наказаний». Семинар-практикум проводился в игровой форме.

С целью повышения психологической компетентности воспитателей педагог-психолог подготовила большой практический материал по теме «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении психического здоровья детей». Провела деловую игру с воспитателями «Семейная гостиная», в которой воспитатели в интерактивной форме упражнялись в умении мотивировать родителей на исключение отчуждения, к творческому сотрудничеству, возрождению и сохранению добрых семейных традиций, как основы социально-нравственного духовного развития детей.

Для помощи воспитателям организовали выставку «Формы наглядных пособий в работе с родителями» Были представлены стенды (на фотографиях), памятки, буклеты, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка педагогов и родителей, записка, личный блокнот, благодарственное письмо, открытка, почтовый ящик, выставки (фотографии), медиатека, папки-передвижки, сообщения, пословицы и поговорки о воспитании..

С целью анализа системы по организации и эффективности работы по взаимодействию с семьями воспитанников был проведён тематический контроль с задачами:

  • Выявить состояние дел по по организации и эффективности работы по взаимодействию с семьями воспитанников через разные формы (консультации, беседы, наглядная информация, гостиные, совместный досуг и др)
  • Проанализировать данные анкетирования родителей по вопросам семейного воспитания,
  • Проанализировать правильность планирования групповой и индивидуальной работы с родителями.
  • Проанализировать профессиональные знания и умения педагогов в области взаимодействия с родителями.

Родителям был предложен тест. (Приложение 1)

На педагогических советах мы не зачитываем доклады и сообщения. Материалы готовятся заранее и за две-три недели выставляются в специальную папку «Готовимся к педсовету». В эту папку собираются все материалы по данной проблеме (консультации, семинары, семинары-практикумы, анкеты, результаты диагностик, тестирования, опросов и т.д.). Для обсуждения на данном педсовете предложены доклады: «Направления работы ДОУ по социальному партнёрству», «Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи», «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей». За две-три недели до педсовета воспитатели знакомятся с материалами, готовят вопросы, используя методы активного обучения, в процессе которых получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа разных точек зрения на проблему, выполняют практические задания, если они есть. В течении двух месяцев (каждый четверг) проводилась методическая работа по теме проблемы. Материалы собраны, изучены. Педагогический совет – завершающий этап работы над проблемой. На педсоветах модулирующую и практическую части проводим в нетрадиционной интерактивной форме. Работали над проблемой «Обеспечить сотрудничество триады «педагог – ребёнок – семья» направленного на формирование адекватной позиции родителей к своим детям и их проблемам и переход от системы взаимодействия «воспитатель – родитель» к социальному партнёрству» в форме «Фокус-группы». Разделили педагогов на две группы – фокус-группа и аналитики ( после первой группы вопросов участники поменялись ролями). Определили наблюдателей (заведующий, старшая медсестра, представители попечительского и родительского советов и совета учреждения), модератора (старший воспитатель)

Правила фокус-группы.

  • Модератор задаёт вопрос, на который даёт ответ каждый участник фокус-группы по очереди.
  • Дополнения к ответам коллег разрешаются только после ответа последнего респондента группы.
  • Каждый участник имеет право аргументированно отказаться от ответа, но только один раз.
  • Подобные мнения с коллегами всё равно проговариваются вслух. Это важно для проведения статистического анализа.
  • Аналитики выслушивают ответы, делают пометки.
  • По окончании группы вопросов, совещаются (5 – 7 мин.), анализируют ответы в общем
  • Делают выводы по решению проблемы.
  • Представитель группы аналитиков озвучивает выводы.
  • Наблюдатели сообщают своё мнение о работе фокус-группы и аналитиков.

Группы вопросов подлежащие освещению на педсовете.

Первая группа вопросов по теме: «Социальное партнёрство – взаимодействие ДОУ и семьи»

1. Качественные различия систем «воспитатель – родитель» и «родитель – воспитатель»

2. Какие обязательства накладывает проблема партнёрства?

3. Принципы партнёрского общения.

4. Как преодолеть трудность преимущества односторонней инициативы общения?

5. Как преодолеть трудность барьеров непонимания?

6. Как избежать образования профессиональных стереотипов?

7. Каковы условия сохранения профессиональной компетентности?

Вторая группа вопросов по теме «Нетрадиционные формы работы с семьёй»

1. Информационно-аналитические (цель использования, формы проведения)

2. Досуговые (цель использования, формы проведения)

3. Познавательные (цель использования, формы проведения)

4. Наглядно-информационные (цель использования, формы проведения)

По теме «Направление деятельности ДОУ в социальном партнёрстве»:

1. Физическое воспитание

2. Познавательно-речевое развитие

3. Социально-личностное развитие

4. Художественно-эстетическое воспитание.

Наблюдатели и модератор подвели итоги заседания педагогического совета, предложили проект решения.

Результатом системы работы над проблемой можно считать повышение педагогической компетентности в области взаимодействия детского сада и семьи, переход к социальному партнёрству, повышение авторитета и признательности у родителей, создание практических материалов. В папке «Система работы с семьёй» разработаны модули систем работы с родителями заведующего детским садом, старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, старшей медицинской сестры; анкеты, тесты, папки-передвижки, консультации, информационные материалы и т. д.

Подобным образом мы разрешаем все проблемы, которые возникают в процессе работы. Такая углублённая работа позволяет поддерживать у педагогов стремление получать новые знания, повышать профессиональную компетентность. Педагогический коллектив у нас небольшой, 15 человек, стабильный, творческий, 73,4% педагогов имеют высшее профессиональное образование.

Структура показателей рейтинговой оценки развития 2005-2008 годы

Мероприятие

Количество участников

Региональный уровень

Межрегиональный уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

Конкурсы профессионального мастерства

4

 

 

 

Конференции

5

3

 

1

Фестивали

 

 

17

 

Педагогические чтения

7

 

 

 

Курсы повышения квалификации

31

1

 

 

Имеющие публикации

6

1

11

 

Творческие группы

12