Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обеспечить осмысление необходимости сохранения видового многообразия растений через содержание Красной книги Российской Федерации о растениях Омской области;
  • развивать познавательный интерес школьников, используя данные о применении объекта в окружающей природе, новостях науки через справочную литературу и компьютер;
  • воспитывать любовь к родному краю, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Ход урока. 

1. Организационный этап

(проверка готовности к уроку, организация внимания школьников).

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если только я и ты, если мы сорвем цветы.
То не будет красоты, то не будет доброты.
Если только я и ты, если мы сорвем цветы.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока).

- Ребята, вы часто бывали в лесу?

- Случалось вам видеть растения?

- Как вы с ними поступали?

- Кто их рвал на память и увозил домой?

- А как еще можно сохранить память о своей поездке на природу?

Сегодня на уроке мы узнаем, почему нельзя увозить растения домой, как сохранять природу, почему на нашей планете многие растения занесены в Красную книгу.

3. Этап усвоения новых знаний

(создать содержательные организационные условия для осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала).

- Ребята, что вы слышали о Красной книге?

- Почему ее так назвали? (Красный цвет обозначает опасность, внимание)

- А как вы думаете, почему туда заносят виды растений? (Они исчезают, их становится с каждым годом все меньше).

Давайте рассмотрим растения Красной книги, которую я принесла из библиотеки, полистаем ее странички.

- Знакомы ли вам эти растения?

А теперь на экране компьютера вы видите лекарственные растения, названия некоторых вы слышали, наверное, только от своих бабушек. Приложение №4 (Кроссворд «Растения Красной книги»).

- Кто из вас встречал такие растения в лесу или в поле?

- А какое растение вы чаще всего встречали весной в лесу? (подснежник)

- Хотели бы вы узнать о нем более подробно?

Для этого мы посмотрим презентацию-исследование о том, как можно помочь в сохранении этого растения. Приложение№1 (демонстрация презентации «Почему подснежник занесли в Красную книгу растений?»).

В каждой стране есть растения, которые растут только в той или иной местности. Поэтому в каждой области есть своя Красная книга. Давайте мы посмотрим растения, которые занесены в Красную книгу Омской области. Приложение №3 (Буклет для учителя «Красная книга Омской области»).

4. Этап первичной проверки понимания и закрепление новых знаний

(установить пробелы первичного понимания, провести коррекцию выявленных пробелов и обеспечить закрепление).

  • Самостоятельная работа в тетрадях. Зарисовать подснежник. (3-4 минуты);
  • Работа по учебнику стр.39, задание №5. Указать растения Красной книги.
  • Выполнение теста.

Ребята, я вам предлагаю ответить на вопросы по нашей теме урока, из ответов на них мы можем узнать ваше отношение к природе.

Тест Приложение№5

1.Есть ли необходимость создания Красной книги?

а) да
б) нет
в) не знаю

2. Какие растения заносят в Красную книгу?

а) исчезающие
б) бесполезные
в) не знаю

3. Как люди должны относиться к природе?

а) беречь
б) вырывать растения
в) не знаю

4. Ты можешь помочь сохранению природы?

а) да
в) нет

5. Этап обобщения и подведения итогов урока

(обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий, дать качественную оценку работы всего класса).

- Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

А чтобы не забыть наш урок, ученики 3 класса сделали для вас буклеты о растениях Омской области, занесенных в Красную книгу, с правилами поведения в лесу. Приложение №2 (Буклет для школьников).

7. Этап информации о домашнем задании.

Нарисовать на альбомном листе букет из растений Красной книги Омской области, выбрав любые средства изображения, для организации выставки «Цветы родного края».

8. Этап рефлексии

(инициировать по поводу своего эмоционального состояния).

На столах у вас лежат картинки изображающие лицо радостного и грустного человека. Поднимите ту картинку, которая отображает твое настроение в данный момент. По количеству изображений радостных можно сделать вывод, что на уроке вам было интересно.

Спасибо за урок.