Урок по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе по теме "Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point со слайдами, рисунок-иллюстрация «Путешествие капельки». (Внимание: презентация восстановлена из отдельных слайдов, оригинал у автора)

Цели: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе на основе изученных свойств воды; развивать логическое мышление, память; воспитывать экологическую культуру.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

У.-О чём сегодня будем говорить, вы узнаете отгадав загадку:

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто такая? (вода)

У.- Вода является основой жизни на земле и занимает ¾ поверхности земного шара. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. Если вы понимаете различные свойства воды, то сможете объяснить, какова роль воды в том, что происходит вокруг нас и ответить на вопросы:

  1. Вода – это тело или вещество?
  2. Какого цвета, запаха и вкуса?
  3. Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?
  4. Почему некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой?
  5. Благодаря какому свойству воды мы можем помыть посуду и постирать одежду?
  6. Почему поверхность спокойной воды всегда горизонтальна?
  7. Почему кубик льда плавает в воде?
  8. Почему мы чувствуем холод после тёплой ванны?
  9. Что такое пар? При какой t вода превращается в пар?
  10. Откуда берутся снег и лед? При какой t замерзает вода?
  11. Какой процесс используют люди, когда сушат фрукты летом, чтобы употребить их зимой?

Слайд 1. (Укажите рисунок, иллюстрирующий процесс испарения воды)

  1. Какой процесс мы наблюдаем, когда видим белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолётом?

Слайд 2. (Укажите рисунок, иллюстрирующий процесс конденсации)

Слайд 3 . (Укажите рисунок, иллюстрирующий выпадение осадков)

Слайд 4. (Кроссворд «Вода в природе»)

У.-Почему « лишнее» слово облако?

-Что общего и в чём различие между облаками и туманом?

Упражнение для глаз.

III.Изучение нового материала.

а) Слайд 5

У. – В условиях Земли в каких состояниях может находиться вода?

У. –Может ли исчезнуть вода в природе? Вода находится в постоянном движении, переходя из одного состояния в другое. Проследим это движение на примере одной капельки.

б) Слайды 6, 7, 8.

У.- Как можно назвать такое путешествие капельки?

в) Просмотр анимации круговорота воды в природе из энциклопедии «Кирилла и Мефодия»

IV. Закрепление изученного.

а) У. -Прочитаем текст учебника с.86

У. -Какие превращения воды происходят во время её круговорота в природе?

У.- Как солнце и движения воздуха помогают круговороту воды?

б) У.-В рабочих тетрадях (с.36, з.79) с помощью условных знаков изобразите круговорот воды в природе.

в) Проверка задания с иллюстрированием на магнитной доске.

У.- Кто покажет на магнитной доске, какое путешествие может совершить капелька воды?

У.- Можно ли считать, что мы пьём воду, которую пили наши предки?

г) У. -Какая вода для жизни нужна человеку?

- А сколько литров чистой пресной воды нужно человеку в сутки?

- Но совершая круговорот , вода участвует во многих процессах живой и неживой природы, при этом она подвергается загрязнению. Как люди очищают воду?

- Какая деятельность человека загрязняет водоёмы?

-Почему нельзя пить воду из-под крана?

- О чём могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

- Какие водоёмы в Ростовской области вы знаете?

V. «Это интересно!»

У. -Какие интересные факты, связанные с водой, вы знаете?

  1. Если весь общий объём воды на Земле распределить по её поверхности, то толщина слоя составила бы 3 км.
  2. Самый сильный дождь шёл в Индии в 1861 году 12 месяцев.
  3. Самое глубокое озеро Байкал, его глубина 1 км 940 метров.
  4. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, её размер составил 9 см 4мм

VI. Итог урока.

У.- Можно ли воду назвать путешественницей?

- Какие процессы происходят с водой во время путешествия?

- Благодаря каким свойствам воды для нас она – «сама жизнь»?

- Каждому из нас надо помнить, что мы являемся лишь частицей природы, а не её господином.