Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point со слайдами, рисунок-иллюстрация «Путешествие капельки». (Внимание: презентация восстановлена из отдельных слайдов, оригинал у автора)
Цели: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе на основе изученных свойств воды; развивать логическое мышление, память; воспитывать экологическую культуру.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
У.-О чём сегодня будем говорить, вы узнаете отгадав загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я, кто такая? (вода)
У.- Вода является основой жизни на земле и занимает ¾ поверхности земного шара. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. Если вы понимаете различные свойства воды, то сможете объяснить, какова роль воды в том, что происходит вокруг нас и ответить на вопросы:
- Вода – это тело или вещество?
- Какого цвета, запаха и вкуса?
- Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?
- Почему некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой?
- Благодаря какому свойству воды мы можем помыть посуду и постирать одежду?
- Почему поверхность спокойной воды всегда горизонтальна?
- Почему кубик льда плавает в воде?
- Почему мы чувствуем холод после тёплой ванны?
- Что такое пар? При какой t вода превращается в пар?
- Откуда берутся снег и лед? При какой t замерзает вода?
- Какой процесс используют люди, когда сушат фрукты летом, чтобы употребить их зимой?
Слайд 1. (Укажите рисунок, иллюстрирующий процесс испарения воды)
- Какой процесс мы наблюдаем, когда видим белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолётом?
Слайд 2. (Укажите рисунок, иллюстрирующий процесс конденсации)
Слайд 3 . (Укажите рисунок, иллюстрирующий выпадение осадков)
Слайд 4. (Кроссворд «Вода в природе»)
У.-Почему « лишнее» слово облако?
-Что общего и в чём различие между облаками и туманом?
Упражнение для глаз.
III.Изучение нового материала.
а) Слайд 5
У. – В условиях Земли в каких состояниях может находиться вода?
У. –Может ли исчезнуть вода в природе? Вода находится в постоянном движении, переходя из одного состояния в другое. Проследим это движение на примере одной капельки.
б) Слайды 6, 7, 8.
У.- Как можно назвать такое путешествие капельки?
в) Просмотр анимации круговорота воды в природе из энциклопедии «Кирилла и Мефодия»
IV. Закрепление изученного.
а) У. -Прочитаем текст учебника с.86
У. -Какие превращения воды происходят во время её круговорота в природе?
У.- Как солнце и движения воздуха помогают круговороту воды?
б) У.-В рабочих тетрадях (с.36, з.79) с помощью условных знаков изобразите круговорот воды в природе.
в) Проверка задания с иллюстрированием на магнитной доске.
У.- Кто покажет на магнитной доске, какое путешествие может совершить капелька воды?
У.- Можно ли считать, что мы пьём воду, которую пили наши предки?
г) У. -Какая вода для жизни нужна человеку?
- А сколько литров чистой пресной воды нужно человеку в сутки?
- Но совершая круговорот , вода участвует во многих процессах живой и неживой природы, при этом она подвергается загрязнению. Как люди очищают воду?
- Какая деятельность человека загрязняет водоёмы?
-Почему нельзя пить воду из-под крана?
- О чём могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
- Какие водоёмы в Ростовской области вы знаете?
V. «Это интересно!»
У. -Какие интересные факты, связанные с водой, вы знаете?
- Если весь общий объём воды на Земле распределить по её поверхности, то толщина слоя составила бы 3 км.
- Самый сильный дождь шёл в Индии в 1861 году 12 месяцев.
- Самое глубокое озеро Байкал, его глубина 1 км 940 метров.
- Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, её размер составил 9 см 4мм
VI. Итог урока.
У.- Можно ли воду назвать путешественницей?
- Какие процессы происходят с водой во время путешествия?
- Благодаря каким свойствам воды для нас она – «сама жизнь»?
- Каждому из нас надо помнить, что мы являемся лишь частицей природы, а не её господином.