Цели:
- Связать действия умножения и деления с графической моделью – прямоугольником.
- Установить с помощью этой модели взаимосвязь четырёх равенств:
- Развивать мышление, внимание, память, речь.
Ход урока.
I. Организация класса.
Ученье – путь к уменью. (На доске плакат.)
II. Постановка учебной задачи.
15 + 6 + 20
3 + 5 + а
8 + 8 + 7
6 + 6 + 6
- На доске записаны выражения. Что общего в этих выражениях?
- Найдите среди них лишнее и объясните почему?
- Как можно по-другому записать выражение 6+6+6 ? Чему равно его значение? А по другому можно записать? Как? Почему так можно записать?
- Что называется умножением?
6 + 6 + 6 = 6 х 3 = 18
6 х 3 = 18
3 х 6 = 18
- Назовите обратную операцию действию умножения. (Деление).
- Используя эти равенства, какие примеры можно записать на деление?
18 : 6 = 3 и 18 : 3 = 6
- Что значит разделить? (а : в = с с х в = а)
III. Сообщение цели и темы урока.
- Итак, мы с вами повторили о действиях умножения и деления. Сегодня на уроке мы должны установить взаимосвязь между действиями умножения и деления.
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
1) №1 стр.100
- Перед вами прямоугольник. Нам надо посчитать, сколько клеток в прямоугольнике.
- Сколько клеток в одном столбике? (2)
- Сколько столбиков по 2 клетки? (3)
- Сколько всего клеток в прямоугольнике? (6)
- Как узнали? Как записать?
- Что обозначает число 2? 3? 6?
- Как называются числа 2 и 3? А число 6?
- Сколько клеток в строке? (3)
- Сколько строк по три квадратика повторяются? (2)
- Сколько всего клеток в прямоугольнике? (6)
- Как узнали? Как записать?
- Что обозначает число 3? 2? 6?
- Как называются числа 3 и 2? А число 6?
- Посмотрите на эти два равенства, что вы заметили интересного? (Множители поменялись местами, а произведение не изменилось.)
- Какое свойство умножения вы знаете? (От перестановки множителей произведение не изменяется).
- Сколько клеток в прямоугольнике? (6)
- Что с ним сделали?
- По сколько клеток в одной части? (по 3)
- Какое равенство запишем?
- Давайте рассмотрим первое и третье равенства. В первом равенстве число 6 является произведением, а число 2 – множителем. Что мы сделали? (Произведение разделили на первый множитель и получили второй множитель.)
- Сколько клеток в прямоугольнике? (6)
- На сколько равных частей их разделили?
- Сколько клеток в каждой части?
- Как узнали? Как записать?
- Давайте рассмотрим первое и третье равенства. Чем являлось число 6, в первом равенстве, число 3. Какой вывод можем сделать?
- Итак, как взаимосвязаны 3 и 4 равенства с первыми двумя? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)
2) – Мы рассмотрели зависимость для чисел 2, 3. 6. А может быть эта зависимость будет не справедлива для других чисел? Давайте рассмотрим другой пример.
- Прочитайте первое равенство. Что обозначает первый множитель 4? Второй множитель 5? Произведение 20?
- Прочитайте второе равенство. Что обозначает первый множитель 5? Второй множитель 4? Произведение 20?
- А результат изменился? (Нет.)
- Какое свойство вы знаете?
- Что обозначает каждое число в третьем равенстве? В четвёртом равенстве?
- Как они взаимосвязаны с первым равенством?
3) – Мы с вами рассмотрели два прямоугольника. А только такие бывают прямоугольники или других размеров? Поэтому мы должны записать равенства при помощи букв, которые подойдут к любому прямоугольнику.
- В первом прямоугольнике количество клеток в столбике равно 2, во втором равно 4. А может быть другое количество клеток? А сколько может быть? Как обозначить разные числа? Какой буквой? (а)
- Количество строчек в первом прямоугольнике равно 2, во втором равно 5. А может быть другое количество? Какой буквой обозначим? (в)
- Сколько клеток всего в первом прямоугольнике, во втором прямоугольнике. А может быть и больше? Какой буквой обозначим? (с)
- Составьте все возможные равенства на умножение и деление, используя буквы.
4) Правило стр. 100
V. Первичное закрепление с громким проговариванием.
№3 стр.100 (1 столбик)
VI. Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе.
№3 стр.100 (2 столбик)
VII. Решение задач на повторение материала, изученного ранее.
№1 стр.102 (2 столбик)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
№3 стр.100 (3 столбик)