Урок математики во 2-м классе по программе "Школа-2000" по теме "Связь между операциями умножения и деления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Связать действия умножения и деления с графической моделью – прямоугольником.
  2. Установить с помощью этой модели взаимосвязь четырёх равенств:
  3. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Ход урока. 

I. Организация класса.

Ученье – путь к уменью. (На доске плакат.)

II. Постановка учебной задачи.

15 + 6 + 20
3 + 5 + а
8 + 8 + 7
6 + 6 + 6

- На доске записаны выражения. Что общего в этих выражениях?

- Найдите среди них лишнее и объясните почему?

- Как можно по-другому записать выражение 6+6+6 ? Чему равно его значение? А по другому можно записать? Как? Почему так можно записать?

- Что называется умножением?

6 + 6 + 6 = 6 х 3 = 18

6 х 3 = 18
3 х 6 = 18

- Назовите обратную операцию действию умножения. (Деление).

- Используя эти равенства, какие примеры можно записать на деление?

18 : 6 = 3 и 18 : 3 = 6

- Что значит разделить? (а : в = с  с х в = а)

III. Сообщение цели и темы урока.

- Итак, мы с вами повторили о действиях умножения и деления. Сегодня на уроке мы должны установить взаимосвязь между действиями умножения и деления.

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

1) №1 стр.100

- Перед вами прямоугольник. Нам надо посчитать, сколько клеток в прямоугольнике.

- Сколько клеток в одном столбике? (2)

- Сколько столбиков по 2 клетки? (3)

- Сколько всего клеток в прямоугольнике? (6)

- Как узнали? Как записать?

- Что обозначает число 2? 3? 6?

- Как называются числа 2 и 3? А число 6?

- Сколько клеток в строке? (3)

- Сколько строк по три квадратика повторяются? (2)

- Сколько всего клеток в прямоугольнике? (6)

- Как узнали? Как записать?

- Что обозначает число 3? 2? 6?

- Как называются числа 3 и 2? А число 6?

- Посмотрите на эти два равенства, что вы заметили интересного? (Множители поменялись местами, а произведение не изменилось.)

- Какое свойство умножения вы знаете? (От перестановки множителей произведение не изменяется).

- Сколько клеток в прямоугольнике? (6)

- Что с ним сделали?

- По сколько клеток в одной части? (по 3)

- Какое равенство запишем?

- Давайте рассмотрим первое и третье равенства. В первом равенстве число 6 является произведением, а число 2 – множителем. Что мы сделали? (Произведение разделили на первый множитель и получили второй множитель.)

- Сколько клеток в прямоугольнике? (6)

- На сколько равных частей их разделили?

- Сколько клеток в каждой части?

- Как узнали? Как записать?

- Давайте рассмотрим первое и третье равенства. Чем являлось число 6, в первом равенстве, число 3. Какой вывод можем сделать?

- Итак, как взаимосвязаны 3 и 4 равенства с первыми двумя? (Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.)

2) – Мы рассмотрели зависимость для чисел 2, 3. 6. А может быть эта зависимость будет не справедлива для других чисел? Давайте рассмотрим другой пример.

- Прочитайте первое равенство. Что обозначает первый множитель 4? Второй множитель 5? Произведение 20?

- Прочитайте второе равенство. Что обозначает первый множитель 5? Второй множитель 4? Произведение 20?

- А результат изменился? (Нет.)

- Какое свойство вы знаете?

- Что обозначает каждое число в третьем равенстве? В четвёртом равенстве?

- Как они взаимосвязаны с первым равенством?

3) – Мы с вами рассмотрели два прямоугольника. А только такие бывают прямоугольники или других размеров? Поэтому мы должны записать равенства при помощи букв, которые подойдут к любому прямоугольнику.

- В первом прямоугольнике количество клеток в столбике равно 2, во втором равно 4. А может быть другое количество клеток? А сколько может быть? Как обозначить разные числа? Какой буквой? (а)

- Количество строчек в первом прямоугольнике равно 2, во втором равно 5. А может быть другое количество? Какой буквой обозначим? (в)

- Сколько клеток всего в первом прямоугольнике, во втором прямоугольнике. А может быть и больше? Какой буквой обозначим? (с)

- Составьте все возможные равенства на умножение и деление, используя буквы.

4) Правило стр. 100

V. Первичное закрепление с громким проговариванием.

№3 стр.100 (1 столбик)

VI. Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе.

№3 стр.100 (2 столбик)

VII. Решение задач на повторение материала, изученного ранее.

№1 стр.102 (2 столбик)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

№3 стр.100 (3 столбик)