Класс: 6.
Предмет: биология.
Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.
Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.
Программа: В.В.Пасечник. Биология.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.
Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
- показать значение опыления в жизни растений.
развивающие:
- учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
- развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
- осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.
Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- способы опыления у покрытосеменных растений;
- особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
- биологическую роль опыления;
- значение опыления для повышения урожайности культурных растений.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).
Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.
Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся.
1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.
Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.
Перечень понятий к теме “Способы опыления”
Понятия |
Содержание понятий |
Объём знаний |
Цветок |
Орган размножения покрытосеменных растений | Цветки: правильные, неправильные; обоеполые, раздельнополые; Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки. |
Половое размножение |
Форма размножения организмов, при которой новый организм развивается из зиготы, образующийся при слиянии женской и мужской половой клеток. | |
Главные части цветка |
Пестик – основная часть цветка,
участвующая в образовании плода Тычинка – мужской генеративный орган цветка |
Строение: завязь и рыльце, часто
приподнятое с помощью столбика Строение: тычиночная нить, пыльник. |
Спермии |
Мужская половая клетка многих растительных организмов. | Безжгутиковые, активно не двигаются. |
Яйцеклетки |
Женские половые клетки | Развиваются в зародышевых мешках семязачатков. |
Пыльцевое зерно |
Пылинки, образующиеся в гнёздах пыльника | Состоит из вегетативной и генеративной
клеток. Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев. |
Зародышевый мешок |
Центральная часть семяпочки цветковых растений | Здесь развивается семяпочка и происходит двойное оплодотворение. |
Оплодотворение |
Слияние половых клеток мужской и женской | У растений предшествует опыление |
Зигота |
Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола. | |
Эндосперм |
Запас питательных веществ в семени растений. | Развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка. |
Опыление |
Перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков у цветковых растений. | Перекрестное опыление, самоопыление |
2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”
Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.
3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)
- И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
- И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).
III. Изучение нового материала.
Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.
Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.
После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.
Карточка №1
Вопросы к тексту
- Когда может произойти образование плодов и семян у клевера?
- Что такое опыление?
- Почему только шмели опыляют клевер?
- Как происходит опыление насекомыми опылителями?
- Как вы думаете, как называется такое опыление?
Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.
Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.
Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.
Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.
Карточка №2.
Вопросы к тексту:
- Что насекомые получают от посещения цветков?
- Что делает цветки приметными для насекомых?
- Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.
Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Признаки цветка |
Насекомоопыляемые растения |
Ветроопыляемые растения |
1. Венчик |
Яркий |
Невзрачный или отсутствует |
2. Расположение тычинок |
Внутри цветка |
Открыто, пыльники на длинных нитях |
3. Рыльца пестиков |
Небольшие |
Большие, часто перистые |
4. Пыльца |
Не очень много, липкая, крупная | Очень много, сухая, мелкая |
5. Запах |
Есть у многих |
Нет |
6. Нектар |
Есть у многих |
Нет |
Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?
Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.
Это ветроопыляемые растения.
Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.
Карточка №3
Вопросы к тексту:
- Какие растения опыляются ветром?
- В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
- Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
- Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
- Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
- В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?
Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.
Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:
- Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
- Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
- Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
- Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?
Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.
Каким путём здесь произошло опыление?
Ученики: здесь произошло самоопыление.
Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.
Вопросы:
- Что такое самоопыление?
- Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
- Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?
Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).
Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.
Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.
При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.
Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.
Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.
IV. Закрепление.
Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:
- Один из законов американского эколога Коммонера гласит: “Всё связано со всем”. Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи:
- Что лишнее: клевер, черемуха, рожь. Объясните.
- Встреча в “Цветочном городе”
- Письменное задание: в клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет.
Клевер - шмели - мыши - численность кошек в деревне.
Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки:
Во поле берёза стояла
и её пчела опыляла…
Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать.
Найдите ошибки.
1. + |
2. - |
3. + |
4. - |
5. + |
6. + |
7. - |
8. + |
9. - |
1). Пыльца ветроопыляемых растений
должна быть сухой.
2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть
немного.
3). Перекрестным опылением называют перенос
пыльцы с тычинок цветка одного растения на
рыльце пестиков цветка другого растения.
4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке
невзрачный венчик.
5). Самоопыление – опыление цветка собственной
пыльцой.
6). Искусственное опыление способствует
повышению урожая культурных растений.
7). Берёза – насекомоопыляемое растение.
8) Рожь – ветроопыляемое растение.
9). Клевер могут опылять разные насекомые.
V. Домашнее задание
: § 44, ответить на вопросы стр.199.VI. Итог урока. Рефлексия.
Алгоритм рефлексии:
Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.
Мы – насколько комфортно мне работалось в классе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе..; у меня были затруднения в работе с ... .
Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен и т.д.); в чём затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
VII. Контрольный тест по теме “Способы опыления”.
На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.
1. Опыление – это
А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце
пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток
2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:
А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных
3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:
А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно
4. Самоопыление происходит у:
А. Картофеля, гороха
Б. Березы, орешника
В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.
Если на лице появилась улыбка, значит вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.
Урок окончен, спасибо.