Урок биологии в 6-м классе по теме "Способы опыления у покрытосеменных растений"

Разделы: Биология


Класс: 6.

Предмет: биология.

Тема урока: “Способы опыления у покрытосеменных растений”.

Место урока в теме: 16-й урок в теме “Жизнь растений”.

Программа: В.В.Пасечник. Биология.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Автор Пасечник В.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, репродуктивный.

Цель урока: изучение способов опыления у покрытосеменных растений.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.

развивающие:

  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Оборудование: таблица “Виды опыления”, разноуровневый тест “Виды опыления”, термины на магнитных карточках.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • способы опыления у покрытосеменных растений;
  • особенности строения цветков опыляемых насекомыми, цветков ветроопыляемых растений;
  • биологическую роль опыления;
  • значение опыления для повышения урожайности культурных растений.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Объявление темы, задач урока. Дата и тема урока записывается обучающимися в тетрадь.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что “…накопление знаний подобно росту дерева…”, и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни покрытосеменных растений – опылении.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

1. Повторение терминологии, которая будет использована при изучении новой темы.

Работа проводится в движении. Ученики быстро по очереди выходят к доске, выбирают на столе учителя табличку с названием термина, прикрепляют к доске и дают определение.

Перечень понятий к теме “Способы опыления”

Понятия

Содержание понятий

Объём знаний

Цветок

Орган размножения покрытосеменных растений Цветки:

правильные, неправильные;

обоеполые, раздельнополые;

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник (чашечка, венчик), пестики, тычинки.

Половое размножение

Форма размножения организмов, при которой новый организм развивается из зиготы, образующийся при слиянии женской и мужской половой клеток.  

Главные части цветка

Пестик – основная часть цветка, участвующая в образовании плода

Тычинка – мужской генеративный орган цветка

Строение: завязь и рыльце, часто приподнятое с помощью столбика

Строение: тычиночная нить, пыльник.

Спермии

Мужская половая клетка многих растительных организмов. Безжгутиковые, активно не двигаются.

Яйцеклетки

Женские половые клетки Развиваются в зародышевых мешках семязачатков.

Пыльцевое зерно

Пылинки, образующиеся в гнёздах пыльника Состоит из вегетативной и генеративной клеток.

Вегетативная клетка даёт начало пыльцевой трубке, генеративная делится с образованием двух спермиев.

Зародышевый мешок

Центральная часть семяпочки цветковых растений Здесь развивается семяпочка и происходит двойное оплодотворение.

Оплодотворение

Слияние половых клеток мужской и женской У растений предшествует опыление

Зигота

Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола.  

Эндосперм

Запас питательных веществ в семени растений. Развивается из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка.

Опыление

Перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестиков у цветковых растений. Перекрестное опыление, самоопыление

2. Повторение схемы “Развитие покрытосеменных”

Учитель заостряет внимание, что для того чтобы произошло оплодотворение и образовался плод, необходимо, чтобы пыльца попала на рыльце пестика.

3. Физминутка проводится на уроке перед изучением нового материала и способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

  1. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.
  2. И.п. – ноги врозь, руки к плечам. 1 – руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разъединить. 3 – мах правой ногой назад, хлопок в ладони над головой. 4 – и.п. 5-8 – то же с махом левой ноги назад. Повторить 4-6 раз.
  3. И.п. – сидя. 1 – голову повернуть на лево. 2-3 – голову повернуть на право и наклонить назад. 4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 4-6 раз (очень медленно).

III. Изучение нового материала.

Учитель читает текст. Ученикам предлагается прослушать и ответить на вопросы карточки №1.

Текст: “Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт. Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыления нет потому, что нет в Австралии шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить”.

После прочтения текста проводится беседа по вопросам карточки.

Карточка №1

Вопросы к тексту

  1. Когда может произойти образование плодов и семян у клевера?
  2. Что такое опыление?
  3. Почему только шмели опыляют клевер?
  4. Как происходит опыление насекомыми опылителями?
  5. Как вы думаете, как называется такое опыление?

Учитель указывает на биологическую сущность перекрестного опылении: при перекрестном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособное.

Учитель зачитывает информацию, после которой предлагается проблемный вопрос.

Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков. Следовательно, какую огромную работу должны они проделать по опылению цветков, если принять во внимание, что с одного улья получают несколько десятков килограмм мёда.

Проблемный вопрос: Почему пчёлы и вообще насекомые прилетают на цветки?

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр196 и ответить на вопросы карточки №2.

Карточка №2.

Вопросы к тексту:

  1. Что насекомые получают от посещения цветков?
  2. Что делает цветки приметными для насекомых?
  3. Каковы признаки насекомоопыляемых цветков?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (2 колонка) в тетради.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

1. Венчик

Яркий

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

4. Пыльца

Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая

5. Запах

Есть у многих

Нет

6. Нектар

Есть у многих

Нет

Вопрос учителя: Все ли растения имеют яркоокрашенный околоцветник?

Демонстрация гербариев ржи, березы, орешника, ольхи.

Это ветроопыляемые растения.

Работа с учебником. Учитель предлагает прочитать текст учебника стр197 и ответить на вопросы карточки №3.

Карточка №3

Вопросы к тексту:

  1. Какие растения опыляются ветром?
  2. В чем выражается приспособленность цветков к опылению ветром?
  3. Почему ветроопыляемые растения растут зарослями?
  4. Почему рыльце пестика у ветроопыляемых растений мохнатое, перистое и выдвинуто за пределы цветка?
  5. Почему тычинки ветроопыляемых растений свисают вниз?
  6. В пыльниках ветроопыляемых растений созревает много пыльцы. Какое это имеет значение?

Самостоятельная работа в тетради. Заполнить письменно таблицу (3 колонка) в тетради.

Для первичного закрепления знаний учитель предлагает познавательные задачи:

  1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета?
  2. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло?
  3. Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появятся листья?
  4. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?

Учитель обозначает следующую проблему: Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился, образовался плод.

Каким путём здесь произошло опыление?

Ученики: здесь произошло самоопыление.

Учитель задаёт вопросы, на которые ученики должны высказать своё мнение, учитель дополняет ответы учеников.

Вопросы:

  1. Что такое самоопыление?
  2. Обычно самоопыление происходит ещё в нераскрывшемся цветке. Почему?
  3. Как должны располагаться тычинки по отношению к пестику, чтобы произошло самоопыление?

Демонстрация гербариев самоопыляющихся растений (картофель, горох).

Ученик зачитывает информацию, приготовленную заранее: Самоопыление возникло в процессе эволюции как резервный способ опыления. Используется для выведения новых сортов культурных растений. Самоопыляемые растения могут опыляться перекрестно. У насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений при неблагоприятных условиях (дождь, сильный ветер) также может произойти самоопыление.

Учитель: мы рассмотрели все виды естественного опыления.

При уборке урожая кукурузы встречаются початки с редко расположенными зерновками. Почему такое явление может наблюдаться и что нужно делать, чтобы предотвратить это явление?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Искусственное опыление применяется для того, чтобы увеличить урожай некоторых культур, для создания новых сортов культурных растений.

Сообщение ученика по теме “Техника искусственного опыления”.

Вывод: Таким образом, мы рассмотрели все способы опыления. Опыление – это необходимое условие для образования плодов и семян у дикорастущих растений и повышения урожайности культурных растений.

IV. Закрепление.

Для закрепления знаний по теме “Способы опыления” учитель предлагает познавательные задания:

  1. Один из законов американского эколога Коммонера гласит: “Всё связано со всем”. Какую логическую связь можно установить между звеньями цепи:
  2. Клевер - шмели - мыши - численность кошек в деревне.

  3. Что лишнее: клевер, черемуха, рожь. Объясните.
  4. Встреча в “Цветочном городе”
  5. Все мы помним жителя Цветочного города, придуманного писателем Носовым- Незнайку. Помним и о его потрясающем умении нарушать установленные правила, вносить сумятицу в царившие до его появления покой и порядок. Однажды Незнайка прослушал лекцию “доктора цветочных наук Чашелистикова” и выдал следующие строки:

    Во поле берёза стояла
    и её пчела опыляла…
    Как на нашей грядке
    Расцвёл горошек сладкий
    Мушки, пчёлки налетят,
    Будем урожая ждать.
    Найдите ошибки.

  6. Письменное задание: в клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет.

1.

+

2.

-

3.

+

4.

-

5.

+

6.

+

7.

-

8.

+

9.

-

1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.
2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.
3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.
4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.
5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.
6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.
7). Берёза – насекомоопыляемое растение.
8) Рожь – ветроопыляемое растение.
9). Клевер могут опылять разные насекомые.

V. Домашнее задание: § 44, ответить на вопросы стр.199.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Алгоритм рефлексии:

Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой.

Мы – насколько комфортно мне работалось в классе; я помогал товарищам, они помогали мне – что было больше; авторитетен ли я в вопросе..; у меня были затруднения в работе с ... .

Дело – я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учёбы (практики, просто интересен и т.д.); в чём затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.

VII. Контрольный тест по теме “Способы опыления”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Опыление – это

А. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика..
Б. Слияния спермия с центральной клеткой
В. Прорастание пыльцевых зерен
Г. Слияние половых клеток

2. Искусственное опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика с помощью:

А. Ветра
Б. Человека
В. Воды
Г. Животных

3. Яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А. Ветром
Б. Насекомыми
В. Путем самоопыления
Г. Искусственно

4. Самоопыление происходит у:

А. Картофеля, гороха
Б. Березы, орешника
В. Вишни клевера
Г. Ржи, кукурузы.

Если на лице появилась улыбка, значит вы успешно справились с тестом, если улыбка немного исказилась, то у вас есть ошибки, над которыми нужно еще поработать.

Урок окончен, спасибо.