Цели урока:
Основные понятия новой темы: культура, цивилизация, Балканский полуостров, о.Крит, Минос, Минотавр, лабиринт, Артур Эванс, миф, фреска.
План работы | Содержание | Форма работы |
Географическое положение и природа
Древней Греции и о.Крит. Происхождение Крито - Минойской цивилизации (III - II тыс. до н.э.) |
1. Ранее изученные государства Древнего
Востока - речные цивилизации, Древняя Греция и
Древней Рим - морские. 2. Балканский п - ов - Южная Европа, бассейн Средиземноморья. 3. Называния морей, с запада, юга, востока омывающих Грецию, а также крупнейшего острова, расположенного рядом с Грецией. 4. Называние трёх частей Греции (Северной, Средней, Южной или Пелопоннеса) и областей (в Средней Греции - Беотия и Аттика, в Южной - Мессения и Лаконика) 5. Природно - климатические особенности Греции, отсутствие полноводных рек. 6. Особенность береговой линии полуострова, множество удобных бухт. (Из двух последних пунктов делается вывод о значении мореплавания в жизни древних греков, о развитии морской торговли). 1. Археолог Артур Эванс - исследователь древностей о. Крит. В начале XX века английский археолог А.Эванс доказал, что в Эгейском море существовала так называемая догреческая цивилизация и зародилась она на о. Крит. "Сам Зевс, согласно легенде, родился на этом острове, в пещере Дикты, от великой матери Реи, жены Кроноса. Пчёлы приносили ему мёд, коза Амалфея кормила его своим молоком, нимфы охраняли его." ( По книге Керама К. Боги, гробницы, учёные - Н.Новгород,1994) По названию острова и по имени самого известного царя Миноса цивилизацию нередко называют Крито - Минойской. 2. Кто такие критяне? "Проблема происхождения и гибели богатого народа, населявшего в своё время Крит, и поныне остаётся главной проблемой для всех археологов, для всех учёных, занимающихся древнейшим периодом античной истории. Согласно Гомеру, остров населяли пять различных народов. Геродот утверждает, что Минос не был греком, Фукидид же свидетельствует об обратном. Эванс, который главным образом занимался именно этим вопросом, склоняется к гипотезе об африканско - ливийском происхождении населения Крита. Эдуард Майер, крупнейший знаток античной истории, пишет, что они, вероятно, пришли не из Малой Азии. Дерпфельд, старый сотрудник Шлимана, выступил в 1932 году против Эванса, утверждая. что крито - микенское искусство зародилось в Финикии. Где та нить Ариадны, которая поможет выбраться из этого лабиринта "за" и "против"? ( По книге Керама К. Боги, гробницы, учёные - Н. Новгород,1994.) |
Фронтальная работа класса по карте. Рассказ учителя. Возможно сопровождение рассказа короткой презентацией об археологе и с видами Крита. К разработке версий о происхождении критян учитель привлекает учащихся, по мере выдвижения версий раскрывает заранее приготовленную на доске схему. Греки Ливийцы критяне Финикийцы |
Археологические памятники о. Крит. | 1. Кносс как образец высокой
материальной культуры (устройство царского
дворца, ремесленные изделия, знаменитый
лабиринт:) 2. Фреска "Игры с быком". Трактовка сюжета: - Игра с животным? - Обряд жертвоприношения? - Борьба жизни и смерти? - Существовал ли бык - чудовище? 3. Вывод о величии и мощи царства Миноса: дворец не имел оборонительных укреплений, защитой служил могущественный флот, господствующий на море. Города Балканской Греции находились в зависимости от Крита (переход к мифу о Тесее и Минотавре). |
Работа с текстом учебника и
иллюстрациями. Также возможно использование самостоятельно составленных презентаций или фрагментов видео - уроков с диска "Всеобщая история. Электронное издание. Древний Мир,5 класс" |
Миф о Тесее и Минотавре как исторический источник. | 1. Предыстория мифа. "Минос, царь Кносса, Крита и всех эллинских морей, послал своего сына по имени Андрогей в Афины принять участие в играх. Более сильный, чем его соперники - греки, Андрогей одержал над ними победу, но был из зависти убит Эгеем, царём Афин. Разгневанный Минос послал в Афины свой флот, завладел городом и наложил на него ужасную контрибуцию: через каждые девять лет афиняне должны были посылать ему семь юношей и семь девушек в качестве жертв Минотавру:"( По книге Керама К. Боги, гробницы, учёные - Н. Новгород,1994.) 2. Миф о Тесее и Минотавре (версия учебника). |
1. Рассказ учителя. 2. Чтение и обсуждение содержания мифа по вопросам: - какие реальные факты содержит миф? - что может быть вымыслом в мифе? - можно ли рассматривать миф о Тесее и Минотавре как исторический источник? Ответ объяснить. |
Закрепление пройденного на уроке. | Что нового учащиеся узнали на уроке? | Свободный обмен мнениями учащихся |
Примечание: при недостатке времени на уроке гибель Крито - Минойской культуры можно оставить для самостоятельного разбора дома.
Основные понятия темы
Культура - всё, что создано трудом человека; различают культуру материальную и духовную
Цивилизация (от лат. государственный, гражданский) - ступень и уровень развития материальной и духовной культуры общества.
Лабиринт - сооружение со сложным запутанным планом.
Кносс - в древности город в северной части о. Крит.
Минос - могущественный владыка о. Крит, согласно легенде, сын Зевса.
Минотавр - по легенде, чудовище с туловищем человека и головой быка, заточён Миносом в лабиринт.
Фреска - роспись, картина на сырой штукатурке.
Миф - предание, сказание о богах, героях.
Эванс Артур Джон (1851 - 1941) - английский археолог, открывший минойскую культуру о. Крит. В результате исследований и раскопок на о. Крит
(1893 - 1894, 1900 - 1905, 1909, 1913, 1920) Эванс открыл Кносский дворец и доказал существование "дофиникийского" пиктографического и линейного письма у древних критян. Открытия Эванса дали представления о совершенно до того неизвестной доэллинской культуре, являющейся своеобразным звеном между классическим востоком и античным миром; по имени легендарного царя Миноса Эванс назвал её "минойской",хронологические рамки 3000 - 1200гг.до н.э.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф учебника.
- Назвать исторические источники, из которых мы узнаём о Крито - Минойской культуре.
- Прочитать миф о Дедале и Икаре, рассмотреть его с точки зрения реальности и вымысла.
- Объяснить значение выражения "нить Ариадны".
Учебно - методическое обеспечение
- Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А Вигасина и др. и Ф.А. Михайловского. 2 - е изд., исп. и доп. - М.:ВАКО, 2005.
- Всеобщая история: История Древнего мира, Средних Веков, Новое и Новейшее время / сост. Ф.С. Капица, В.А.Григорьев и др. - М.: Филолог. об- во "Слово", Центр гуманитар. наук при ф - те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО "АСТ", 1996.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. - М.: Высш. шк., 1988.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высш. шк., 1990.
- Керам К. Боги, гробницы, учёные / Пер. с нем. - издательство "КЭМ", СПб., совместно с издательством "Нижегородская ярмарка",Н.Новгород,1994.
- Всеобщая история. История Древнего мира. Учебное электронное издание. - ООО "Кордис и медиа", 2004.
- БСЭ. Т. 21. С. 48.
- БСЭ. Т. 48. С. 291.