Урок естествознания в 5-м классе по теме "Методы изучения природы"

Разделы: Биология


Цели урока

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;
  • обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
  • развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
  • развивать в детях способность к логическому мышлению;
  • формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;
  • развивать творческую активность, внимательность.

Воспитательные:

  • воспитывать умения работать в группах;
  • прививать практические навыки коммуникативного общения;
  • научить применять теоретические знания на практике;
  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Задачи урока:

  • организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
  • содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;
  • познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.

Оборудование: измерительная лента, спиртовой термометр, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
  3. Изучение нового материала урока.
  4. Закрепление полученных знаний на уроке.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

  1. Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.
  2. Раскрытие общей цели урока.

2. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.

  1. Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию.
  2. Организация групповой работы учащихся (деление класса на четыре группы).

3. Изучение нового материала урока.

Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

Вопрос:

Что такое природа?

Перечислите известные вам науки о природе.

Ответы учащихся.

Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой?

Вопрос:

Чему научился человек у природы?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Ответы учащихся.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Вопрос:

- Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

- А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Ответы учащихся.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Вопрос:

- Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Ответы учащихся.

Выполняется практическая работа по группам.

  • Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.
  • Задание 2-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.
  • Задание 3-й группе. С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.
  • Задание 4-й группе. С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.

Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях.

С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.

Вопрос:

- Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Ответы учащихся.

Выполняется практическая работа по группам.

  • Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
  • Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
  • Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
  • Задание 4-й группе. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Вопрос:

- Какие измерения проводятся при изучении природы?

- Какие измерительные приборы вам известны?

Ответы учащихся.

Выполняется практическая работа по группам.

  • Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.
  • Задание 2-й группе. Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.
  • Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.
  • Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

Обсуждение заданий в рубрике "Подумайте" на странице 157 учебника.

Самостоятельное выполнение задания на странице 156 учебника. Взаимопроверка.

5. Подведение итогов урока.

  • Выставление отметок за урок.
  • Запись домашнего задания в дневниках.