Урок алгебры в 7-м классе по теме "Разложение на множители с применением нескольких способов"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательная - систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся, применять различные способы разложения многочлена на множители. Сформировать умение применять разложение многочлена на множители путём комбинации различных приёмов. Реализовать знания и умения по теме: "Разложение многочлена на множители" для выполнения заданий и базового уровня и заданий повышенной сложности.
  • Развивающая - способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательная - побуждать учеников к само-, взаимоконтролю, работе в команде, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний, формировать умение рефлексировать.

Оборудование. Мультимедийные средства обучения, наличие учебной презентации, жетоны, открытки, карточки

Ход игры

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа - это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности со множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает различные способы разложения многочлена на множители. Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения. Трассу гонок экипаж определяет самостоятельно.

Учащиеся готовят тетради, ручки для вычислений. Каждый этап гонки оценивается жетоном: коричневый - 1 балл, желтый - 2 балла, зеленый -3 балла, синий - 4 балла, красный - 5 баллов. Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных примеров.

Девиз гонки: "Торопись - медленно!"

Учитель дает команду: "На старт!"

1-й этап. Проверим местность.

Задание. Решить примеры и найти среди ответов, записанных на доске под определенным номером, свои ответы.

1-й экипаж 2-й экипаж 3-й экипаж 4-й экипаж 5-й экипаж
3а+12в 5а-25в 4а+12в 2а-16в 6а+30в
3а-3в 4х-4 9а-16в 144а-25в 4а-9в
27с-8 64а+1 8а-1 в+8 8+27с

Ответы:

1) 4(а+3в); 2) (2а-3в)(2а+3в); 3) (4а+1)(16а-4а+1); 4) 3(а+4в);
5) (12а-5в)(12а+5в); 6) 5(а-5в); 7) (2+3с)(4-6с+9с); 8) (3а-4в)(3а+4в);
9) 3(а-в)(а+в); 10) (в+2)(в+2в+1); 11) 6(а+5в); 12) (3с-2)(9с+6с+4);
13) 2(а-8в); 14) 4(х-1)(х+1); 15) (2а-1)(4а+2а+1).

Правильные ответы:

1) 4,9,12; 2) 6,14,3; 3) 1,8,15; 4) 13,5,10; 5) 11,2,7.

2-й этап. Составим карту гонки.

Для этого необходимо собрать разрезанную открытку. На доске записаны 6 примеров, и каждому экипажу дана разрезанная карточка с ответами.

Задание. Решить примеры, найти среди разрезанных карточек с ответами свой ответ и сложить открытку.

1) 15ху+5ху-20ху;

2) 2х+у+у-4х;

3) х-у-2уz-z;

4) х+ху-5х-5у;

5) 2у(х-5)+х(х-5);

6) ху+2ху+у.

Вид открытки

у(х+у) (х+у)(х-5) (2х+у)(1+у-2х)
5ху(3у+1-4х) (х+у+z)(х-у- z) (х-5)(2у+х)

3-й этап. Гонка по пересеченной местности.

Всем экипажам выдаются одинаковые задания. Члены каждого экипажа выходят и по очереди, решая пример проводят классификацию данных многочленов по способу разложения на множители.. Необходимо правильно и как можно быстрее выполнить это задание.

4 - й этап. Внезапная остановка - авария.

Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля.

Задание. На карточках для каждого экипажа приведены решения четырех примеров, но в них пропущены слагаемые. Найти эти слагаемые и объяснить, почему они были пропущены.

5 - й этап. Финиш.

Задание. Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу нужно решить пример.

1-й экипаж 2-й экипаж 3-й экипаж 4-й экипаж 5 экипаж

ах+ау-х-2ху-у; а-2ав+в-а+в; а-в-с+2вс; 9а+6ас+с-9; уа-у-2у-у

6-й этап. Подведение итогов

Определение победителя по наибольшему количеству баллов. Выставление оценок.

7-й этап. Домашнее задание

Дать домашнее задание тем учащимся, которые получили оценки ниже "5".