Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке кажется трудным, даже недостижимым, во время игры усваивается гораздо легче. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические факторы обучения.
Дидактические игры в зависимости от цели могут делиться на обучающие или контролирующие. Для этого разрабатываются правила игры, определяющие порядок действий и поведение учащихся во время игры. Во время игры создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают у учащихся умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Учитель, как руководитель игр, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Дидактическая игра нацелена на определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Я предлагаю Вашему вниманию игру "Математический десант", которую провожу в рамках изучения темы "Линейная функция и ее график" в курсе алгебры 7 класса. Т.к. большинство учеников в нашей школе - это мальчики, игра имеет военный уклон. В игре могут участвовать 2-3 команды. Каждая команда - это десантная группа, которой предстоит выполнять задания в тылу условного противника. Игру можно проводить как в одном классе, так и на параллель Задания игры подобраны таким образом, что охватывают весь диапазон задач по теме "Линейная функция и ее график".
В заключение надо отметить, что целью дидактической игры является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и "сухой" наукой.
Игра "Математический десант"
1-й конкурс "Заброс десанта"
Задание индивидуальное. Команда получает карточку с заданным курсом самолета. Курс самолета представляет собой линейную функцию. Задача каждого "десантника" по заданным значениям аргумента определить значения функции. Ошибка в вычислениях означает ранение и влечет за собой начисление штрафных баллов команде.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
у= 6х+19 | у=4х-30 | у=2х-15 |
Х= -1; -0.5; 0; 0.5; 1; 1.5; 2; 2.5; 3
2-й конкурс "Бой с танками"
Задание - подбить танк. Задание выполняется всей командой. Команда получает карточку с функцией и координатами трех точек. Необходимо определить, проходит график функции через заданные точки. Ответ засчитывается (танк подбит), если ответ верен.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
у=-0.5х А(2;-1) В(-3; 1.5) С(4;2) |
у=1.25х А(4;6) В(3; -3.75) С(2; 2.5) |
у=1.2х А(5; 6) В(2; -2.4) С(7; 8.4) |
3-й конкурс "Налет бомбардировщика"
На группу десанта производит атаку бомбардировщик. Десантники должны поразить самолет из зенитного орудия. Команда получает карточку с двумя функциями - траекторией полета самолета и траекторией полета снаряда. Необходимо определить точку пересечения данных функций. Ответ засчитывается (самолет сбит), если ответ верен.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
у= 10х-8 | у=3х-5 | у=-6х+9 |
у= -3х+5 | у=-6х+1 | у=2х-7 |
4-й конкурс "Задание для командира группы"
Команда попала в окружение. Командиру необходимо разработать маршрут выхода группы. Задание засчитывается, если капитан смог написать формулу линейной функции по известному угловому коэффициенту k соответствующей прямой и координатам точки A, через которую эта прямая проходит:
1 команда | 2 команда | 3 команда |
А(2;7) | А(3;8) | А(-3;4) |
k = -4 | k = -3 | k = -2 |
5-й конкурс "Выход из окружения"
Каждый боец выходит из окружения по маршруту, разработанному командиром. Необходимо построить график данной линейной функции. Правильно построил график - вышел из окружения. Количество очков начисляется в соответствии с количеством бойцов, вышедших из окружения.
По итогам пяти конкурсов выясняется команда-победитель. Оценки в журнал ставятся следующим образом: командир - 5 баллов (максимально), рядовой боец -4 балла (максимально).