Дидактические игры как средство повышения интереса к математике

Разделы: Математика


Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке кажется трудным, даже недостижимым, во время игры усваивается гораздо легче. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические факторы обучения.

Дидактические игры в зависимости от цели могут делиться на обучающие или контролирующие. Для этого разрабатываются правила игры, определяющие порядок действий и поведение учащихся во время игры. Во время игры создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают у учащихся умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Учитель, как руководитель игр, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Дидактическая игра нацелена на определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Я предлагаю Вашему вниманию игру "Математический десант", которую провожу в рамках изучения темы "Линейная функция и ее график" в курсе алгебры 7 класса. Т.к. большинство учеников в нашей школе - это мальчики, игра имеет военный уклон. В игре могут участвовать 2-3 команды. Каждая команда - это десантная группа, которой предстоит выполнять задания в тылу условного противника. Игру можно проводить как в одном классе, так и на параллель Задания игры подобраны таким образом, что охватывают весь диапазон задач по теме "Линейная функция и ее график".

В заключение надо отметить, что целью дидактической игры является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и "сухой" наукой.

Игра "Математический десант"

1-й конкурс "Заброс десанта"

Задание индивидуальное. Команда получает карточку с заданным курсом самолета. Курс самолета представляет собой линейную функцию. Задача каждого "десантника" по заданным значениям аргумента определить значения функции. Ошибка в вычислениях означает ранение и влечет за собой начисление штрафных баллов команде.

1 команда 2 команда 3 команда
у= 6х+19 у=4х-30 у=2х-15

Х= -1; -0.5; 0; 0.5; 1; 1.5; 2; 2.5; 3

2-й конкурс "Бой с танками"

Задание - подбить танк. Задание выполняется всей командой. Команда получает карточку с функцией и координатами трех точек. Необходимо определить, проходит график функции через заданные точки. Ответ засчитывается (танк подбит), если ответ верен.

1 команда 2 команда 3 команда
у=-0.5х

А(2;-1)

В(-3; 1.5)

С(4;2)

у=1.25х

А(4;6)

В(3; -3.75)

С(2; 2.5)

у=1.2х

А(5; 6)

В(2; -2.4)

С(7; 8.4)

3-й конкурс "Налет бомбардировщика"

На группу десанта производит атаку бомбардировщик. Десантники должны поразить самолет из зенитного орудия. Команда получает карточку с двумя функциями - траекторией полета самолета и траекторией полета снаряда. Необходимо определить точку пересечения данных функций. Ответ засчитывается (самолет сбит), если ответ верен.

1 команда 2 команда 3 команда
у= 10х-8 у=3х-5 у=-6х+9
у= -3х+5 у=-6х+1 у=2х-7

4-й конкурс "Задание для командира группы"

Команда попала в окружение. Командиру необходимо разработать маршрут выхода группы. Задание засчитывается, если капитан смог написать формулу линейной функции по известному угловому коэффициенту k соответствующей прямой и координатам точки A, через которую эта прямая проходит:

1 команда 2 команда 3 команда
А(2;7) А(3;8) А(-3;4)
k = -4 k = -3 k = -2

5-й конкурс "Выход из окружения"

Каждый боец выходит из окружения по маршруту, разработанному командиром. Необходимо построить график данной линейной функции. Правильно построил график - вышел из окружения. Количество очков начисляется в соответствии с количеством бойцов, вышедших из окружения.

По итогам пяти конкурсов выясняется команда-победитель. Оценки в журнал ставятся следующим образом: командир - 5 баллов (максимально), рядовой боец -4 балла (максимально).