Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "В.А. Жуковский «Спящая царевна»"

Разделы: Начальная школа


I. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящен творчеству В. А. Жуковского.

- Знакомо ли вам это имя?

- Что вы знаете о нем?

- Из рассказа ребят вы еще подробнее познакомитесь с жизнью и творчеством этого поэта.

(2 ученика рассказывают)

1 уч. Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии. Его отцом был помещик, а матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в доме отца. " Я не был оставлен, брошен, имел угол, но: не чувствовал ничьей любви", - вспоминает Жуковский. Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его поместили в одно из лучший заведений того времени - Московский университетский пансион, который он закончил с отличием. Его имя " лучшего из лучших учеников" было занесено на мраморную доску в зале пансиона.

2 уч. По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт- переводчик. Его переводы были высоко оценены знатоками литературы. Он переводил басни с французского, стихи и поэмы с французского и английского языков.

1 уч. Жуковский писал в основном для взрослых. Но есть у него несколько стихотворений, предназначенных специально для детей - для его маленьких сына и дочки. Давайте послушаем некоторые из них.

        Жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

    Птичка.
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты птичка?
Где ты певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.

2 уч. В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир - состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана " Сказка о царе Салтане", а Жуковским " Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке" и "Сказка о царе Берендее". А в последующие годы - множество баллад, поэм, легенд.

1 уч. Поэт был разносторонне- одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения.

В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.

- Послушайте одно из таких стихотворений.

        Цветок.
Минутная краса полей
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! Нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает,
С тебя листочек облетел-
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри, : очарованья нет;
Звезда надежды угасает:
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?

II. Работа с текстом до чтения.

- Какое произведение мы будем читать?

- Знакомо ли вам название? Сюжет?

- Впервые подобный сюжет использовал Ш. Перро, написав в 17 веке сказку " Спящая красавица". Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и записали сказку "Шиповничек" с похожим сюжетом.

- О чем может быть эта сказка, предположите.

(предположения детей)

- Прочитайте опорные слова

Родила, прекрасна , веретено, из терновника забор, царский сын, поцеловал.

- Можете уточнить свои предположения?

- Какие слова вам незнакомы?

- Кто может объяснить смысл этих слов?

Веретено - приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом.

Терновник или терен - колючее деревце или куст. Имеет плоды, вроде слив.

III. Работа с текстом во время чтения.

1) Какие сказки хотелось писать Жуковскому? (С.114) "польза их будет в привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца"

- Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку? Ответить на этот вопрос можем?

- Почему?

- Начнем читать сказку и ответим в конце чтения.

2) Чтение 1 части. (С. 146)

- Это сказка? Почему?

- А что было бы дальше?

3) Чтение 2 части. (С.147-148)

- Прочитайте часть про себя и ответьте на вопрос " Почему не позвали 12-ю чародейку?"

(дети читают)

- Сколько чародеек позвали на пир?

- Почему не позвали 12-ю?

- Как назвал ее Жуковский? (незваная)

- Как вы ее себе представляете?

- С каким чувством она говорила свою речь?

- Найдите отрывок, когда чародейки на пиру говорят свои пожелания. Подготовьтесь к чтению по ролям.

- Сколько персонажей?

  • 1 чародейка
  • Незваная
  • Последняя
  • Автор

- Как интонационно нужно читать слова последней чародейки?

(чтение по ролям)

- Как думаете, что будет дальше?

4) Чтение 3 части. ( С. 148-151)

Чтение цепочкой, вслух.

Задание.

- Составьте вопросы классу по содержанию данной части.

5) Чтение 4 части. (С. 151-152) Работа в паре.

- Прочитать часть друг другу и рассказать ее своими словами.

- Кто желает вслух рассказать свой вариант?

6) Чтение 5 части. ( До конца)

Чтение цепочкой до конца. Смысловые вопросы по ходу чтения.

IV. Работа с текстом после чтения.

1) Поучительная или увлекательная получилась сказка на ваш взгляд?

- В.А. Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка "представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли".

- Так ли это в сказке " Спящая царевна"?

- Но ведь в ней есть злая чародейка?

2) Поэт создает образы при помощи слов, композитор при помощи нот.

Послушайте отрывок из балета Чайковского " Спящая красавица".

- Какие картины из сказки Жуковского напомнила вам эта музыка?

(ответы детей или зачитывание отрывков).

V. Итог урока.

- Понравилась сказка? Чем?

VI. Домашнее задание.

  • Выучить любой отрывок .
  • Художник создает образы при помощи красок. Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению, по желанию.