I. Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен творчеству В. А. Жуковского.
- Знакомо ли вам это имя?
- Что вы знаете о нем?
- Из рассказа ребят вы еще подробнее познакомитесь с жизнью и творчеством этого поэта.
(2 ученика рассказывают)
1 уч. Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии. Его отцом был помещик, а матерью пленная турчанка. Детство поэта прошло в доме отца. " Я не был оставлен, брошен, имел угол, но: не чувствовал ничьей любви", - вспоминает Жуковский. Когда Жуковскому пошел 15-ый год, его поместили в одно из лучший заведений того времени - Московский университетский пансион, который он закончил с отличием. Его имя " лучшего из лучших учеников" было занесено на мраморную доску в зале пансиона.
2 уч. По окончании пансиона Жуковский выступил как поэт- переводчик. Его переводы были высоко оценены знатоками литературы. Он переводил басни с французского, стихи и поэмы с французского и английского языков.
1 уч. Жуковский писал в основном для взрослых. Но есть у него несколько стихотворений, предназначенных специально для детей - для его маленьких сына и дочки. Давайте послушаем некоторые из них.
Жаворонок.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.Птичка.
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты птичка?
Где ты певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.
2 уч. В 1815 году состоялось его знакомство с 16- летним Пушкиным. А летом 1831 года в Царском селе Пушкин предложил Жуковскому поэтический турнир - состязание на лучший стихотворный пересказ русских сказок. В результате этих соревнований Пушкиным была написана " Сказка о царе Салтане", а Жуковским " Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке" и "Сказка о царе Берендее". А в последующие годы - множество баллад, поэм, легенд.
1 уч. Поэт был разносторонне- одаренным: был отличным музыкантом, профессионально рисовал, сам иллюстрировал многие свои произведения.
В жизни Жуковский не был грустным человеком, но стихи писал главным образом грустные, лирические.
- Послушайте одно из таких стихотворений.
Цветок.
Минутная краса полей
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.
Увы! Нам тот же дан удел,
И тот же рок нас угнетает,
С тебя листочек облетел-
От нас веселье отлетает.
Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.
Смотри, : очарованья нет;
Звезда надежды угасает:
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?
II. Работа с текстом до чтения.
- Какое произведение мы будем читать?
- Знакомо ли вам название? Сюжет?
- Впервые подобный сюжет использовал Ш. Перро, написав в 17 веке сказку " Спящая красавица". Затем в начале 18 века братья Гримм обработали и записали сказку "Шиповничек" с похожим сюжетом.
- О чем может быть эта сказка, предположите.
(предположения детей)
- Прочитайте опорные слова
Родила, прекрасна , веретено, из терновника забор, царский сын, поцеловал.
- Можете уточнить свои предположения?
- Какие слова вам незнакомы?
- Кто может объяснить смысл этих слов?
Веретено - приспособление для прядения. Стержень для наматывания пряжи или нити с острым концом.
Терновник или терен - колючее деревце или куст. Имеет плоды, вроде слив.
III. Работа с текстом во время чтения.
1) Какие сказки хотелось писать Жуковскому? (С.114) "польза их будет в привлекательности, а не в тех нравственных правилах, которые только останутся в памяти, но редко доходят до сердца"
- Удалось ли поэту написать не, сколько поучительную, сколько увлекательную сказку? Ответить на этот вопрос можем?
- Почему?
- Начнем читать сказку и ответим в конце чтения.
2) Чтение 1 части. (С. 146)
- Это сказка? Почему?
- А что было бы дальше?
3) Чтение 2 части. (С.147-148)
- Прочитайте часть про себя и ответьте на вопрос " Почему не позвали 12-ю чародейку?"
(дети читают)
- Сколько чародеек позвали на пир?
- Почему не позвали 12-ю?
- Как назвал ее Жуковский? (незваная)
- Как вы ее себе представляете?
- С каким чувством она говорила свою речь?
- Найдите отрывок, когда чародейки на пиру говорят свои пожелания. Подготовьтесь к чтению по ролям.
- Сколько персонажей?
- 1 чародейка
- Незваная
- Последняя
- Автор
- Как интонационно нужно читать слова последней чародейки?
(чтение по ролям)
- Как думаете, что будет дальше?
4) Чтение 3 части. ( С. 148-151)
Чтение цепочкой, вслух.
Задание.
- Составьте вопросы классу по содержанию данной части.
5) Чтение 4 части. (С. 151-152) Работа в паре.
- Прочитать часть друг другу и рассказать ее своими словами.
- Кто желает вслух рассказать свой вариант?
6) Чтение 5 части. ( До конца)
Чтение цепочкой до конца. Смысловые вопросы по ходу чтения.
IV. Работа с текстом после чтения.
1) Поучительная или увлекательная получилась сказка на ваш взгляд?
- В.А. Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка "представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли".
- Так ли это в сказке " Спящая царевна"?
- Но ведь в ней есть злая чародейка?
2) Поэт создает образы при помощи слов, композитор при помощи нот.
Послушайте отрывок из балета Чайковского " Спящая красавица".
- Какие картины из сказки Жуковского напомнила вам эта музыка?
(ответы детей или зачитывание отрывков).
V. Итог урока.
- Понравилась сказка? Чем?
VI. Домашнее задание.
- Выучить любой отрывок .
- Художник создает образы при помощи красок. Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению, по желанию.