Программное содержание:
Ход занятия
- Дети, сегодня мы побываем в гостях у зелёного друга, а кто он, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
"Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!"
- Дети, а почему в загадке лес называется домом? Кто живёт в лесу?
- Сейчас я буду загадывать загадки о тех, для кого лес является домом.
- "Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок" (Дуб)
(Кто отгадал, находит картинку, помещает её на доске)
- "У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке
Ветви только на макушке" (Сосна)
- "Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане" (Берёза)- "Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи" (Малина)- "Кто в лесу глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый
Летом ест малину, мёд
А зимой сосет он лапу? (Медведь)- "Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой" (Лиса)- "Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)- "Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Вот какой большой дом у нас получился, всем в нем места хватит.
- Ребята, так что же такое лес? (ответы детей)
Физминутка
- Найдите глазками кленовый листочек, берёзовый, дубовый)
- Дети у вас в мешочках лежит листочек, а с какого он дерева, не заглядывая, на ощупь определите.
- Вы догадались? Не говорите. Подойдите к такому же листочку.
- Какой у тебя листочек?: А у тебя?
- А теперь достаньте из мешочка свой листочек и проверьте, правильно ли вы догадались.
- Садитесь на свои места и обведите листик карандашом, пусть ваши пальчики запомнят его форму.
- Молодцы, все справились с заданием верно, отодвиньте свои мешочки на край стола.
- Учёные, которые изучают природу пришли к выводу, что в природе все связано друг с другом (показать крепко сжатый кулак).
Например, медведь ест малину
- А как связаны белка и сосна?
- У вас на столе картинки, выберите по вашему мнению те, которые связаны между собой, друг с другом, как звенья в цепи.
- Ты что выбрал? Почему?
- Верно, молодцы, всё в природе связано друг с другом, как звенья в цепи. (Дети показывают цепочку)
- А сейчас я предлагаю вам изобразить деревья. Крепко деревья вросли в землю, они сильные могучие, высокие.
- Налетел ветер, качает деревья, а деревья сильные, крепко вросли в землю корни.
- Пошёл дождь, впитали корни влагу и пошёл сок по корням дерева, стволам, веткам. А от веток к листочкам. Распустились листики (дети показывают), зашелестели друг с другом.
- Кто каким деревом был?
- Лес - это дом для животных и растений, а в каждом доме есть свои правила.
- Сейчас я проверю, умеете ли вы вести себя в чужом доме, можно ли вас взять в лес. Вношу запрещающие знаки. (Дети объясняют их значение)
- Верно, с вами можно идти в лес.
- А сейчас сядем поудобнее, закроем глаза, расслабимся и представим, что мы в зелёном доме.
(звучат голоса птиц)
- Что мы интересного узнали?
- Почему лес надо беречь? (много птиц, зверей останутся бездомными)
- Дом для всей природы!
- Лес - это наш друг, наше богатство, и дом для всей природы!