Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Художественно-эстетическое воспитание является одним из основных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Функции эстетического воспитания в самом широком контексте реализуются в гармонизации личности, ее адаптации в общении, в познавательном и преобразующем отношении к жизни. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребенка в этом мире.

Результат художественно-эстетического развития - человек, способный познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам красоты, духовности и гармонии.

В старшем дошкольном возрасте наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.

Творческая природа искусства, эвристические характеристики художественной деятельности (многообразие "картин мира", приоритеты новизны, оригинальности, уникальности, неограниченная свобода преобразований и индивидуальных проявлений, ассоциативно-образная природа, эмоциональная выразительность) соответствуют природе детства и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерна художественная по своей сути картина мира, "эффект новизны", образная основа мышления, роль воображения в развитии высших психических функций, позитивное отношение к художественным формам познания (игре, метафоре, драматизации, сказке). Вместе с тем, педагогический потенциал искусства в развитии общих способностей к творчеству неисчерпаем.[1]

Педагогическими формами развития творческих способностей детей являются творческие занятия и занятия по искусству.

Творческие занятия (сущность и специфика).

Цель творческих занятий: пробуждение и развитие креативных свойств, духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, креативное отношение к себе и окружающему миру.

Специфика творческих занятий наиболее рельефно проявляется в сравнении с традиционными познавательными занятиями.

Таблица 1

Линии анализа Традиционные занятия Творческие занятия
Ориентации На стандарты На вариативность
Мотивация Приобретение знаний Самореализация
Характер информации Непротиворечивая,предлагается в "готовом" виде Альтернативная, добывается самостоятельно, продуцирование собственных идей
Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие
Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергентное (творческое)
Результаты Запланированы, известны Вероятностны, не известны
Субъект-объектные отношения Ребенок - объект обучения Ребенок - субъект познания и творчества
Технологии Имитационные, репродуктивные Проблемные, эвристические, креативные
Функции педагога Воздействие Взаимодействие, сопровождение

Творческие занятия в системе дошкольного образования могут быть включены в образовательный процесс по разным видам занятий: математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, музыке, изобразительному искусству, лепке, конструированию и т.д. Но наиболее эффективны, как показывает практика, творческие занятия художественно-эстетического цикла, содержание которых составляют различные элементы культуры.

Занятия по искусству

Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные. (Д. Дидро [2])

Занятия по искусству - педагогическая форма видов художественного творчества (музыки, литературы, изобразительного искусства и др.)

Цель занятий по искусству - полихудожественное развитие ребенка. [2]

Задачи: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой и сотворческой деятельности, приобретение духовного опыта познания, понимания искусства.

Характерные признаки занятий по искусству:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество и сотворчество;
  • эмоционально богатая партитура занятия;
  • успех, достижения, открытия детей;
  • индивидуальность ребенка как ценность и др.

Функциональные связи различных видов искусства реализуются по типам:

  • "доминанты", приоритета одного вида искусства и дополнительных функциях других;
  • равноправия всех видов искусства при сохранении специфики и "автономности" каждого;
  • синтеза, глубокой интеграции, результатом которой является "качественно иная целостность".

Вопрос синтеза различных видов искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста далее будет рассмотрен более подробно.

Синтез искусств в эстетическом воспитании детей.

Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Однако в массовые детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания детей решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, развитие речи - без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей отражения в искусстве как целостной системы, что не дает детям достаточных оснований, чтобы составить картину развития культуры.

В Программе развития и обучения детей "Детский сад -2100" существует курс "Синтез искусств". Работа по этой программе позволяет реализовывать задачи, о которых говорилось выше.

Программа "Синтез искусств" под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы "Школа-2100" для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству. [4]

Программа "Синтез искусств" является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе "Синтез искусств" усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.

Однако делать сравнительный структурный анализ различных программ мне не представляется возможным, т.к. программа "Синтез искусств" далеко выходит за рамки собственно музыкального воспитания детей, являясь интегрированной с другими видами эстетического развития детей. "Музыка", "Изобразительное искусство", "Развитие речи", "Пластика, ритмика, театральные формы" - таковы основные разделы программы.

Развивающе-обучающий характер программы определяет следующие методические принципы:

1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. В методическом пособии "Путешествие в прекрасное" к программе "Синтез искусств" предлагается обширный методический материал: игры, задания, упражнения, которые направлены на формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства. Работа строится по 4 основным разделам:

а) музыка;

б) изобразительное искусство;

в) развитие речи;

г) пластика, ритмика, театральные формы.

2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях музыкальный и иллюстративный материал, не противоречащий позиции авторов. Этот принцип дает педагогу свободу выбора менять или включать свой музыкальный материал.В частности, я широко пользуюсь данной возможностью для песенного репертуара и музыкально-ритмических движений. В предлагаемые в пособии "Путешествие в прекрасное" конспекты занятий я включаю различные песни для детей, танцы, музыкальные игры, подходящие к теме.

3. Принцип креативности (организации творческой активности детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Здесь важную роль играет театрализованная деятельность детей на занятиях, а также различные пластические этюды-импровизации.

4. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического развития не заканчивался на занятиях по синтезу искусств, а продолжался на других занятиях. Например, на занятиях по развитию речи, по изодеятельности должны быть музыкальные иллюстрации, которые объединяли бы художественный образ в единое целое. В реализации этой задачи очень помогают рабочие тетради по курсу "Путешествие в прекрасное". Комплект состоит из 3 частей: ч.1 - для детей 3-4 лет; ч.2 - для детей 4-5 лет; ч.3 - для детей 5-6 лет.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребенку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях. [4]

На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.

Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.

Так, например, абстрактность музыки восполняется выразительностью литературного произведения или музыкальное произведение углубляет выразительность живописного полотна. Предлагаемые в программе музыкальные, литературные или иллюстративные примеры не всегда могут быть в наличии у педагога. В этом случае вступает в силу принцип вариативности, дающий возможность применять другой материал, не противоречащий теме занятия. Неоценимую помощь оказывают рабочие тетради "Путешествие в прекрасное", в которых имеется почти весь иллюстративный материал к занятиям.

Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению. Хорошо, когда тема позволяет сочетать и то и другое, как, например, картины и стихи к произведению Э.Грига "Утро".

Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать- осознать - выявить свое отношение. Только в такой последовательности полученные знания становятся частью мировоззрения ребенка и приобретают для него реальную ценность.

Музыка, изодеятельность и развитие речи - эти занятия должны стать триединством для решения задач формирования художественной культуры дошкольников.

В реализации программы большое значение я придаю творческим заданиям.

Творческие задания.

Кроме предложенных авторами программы, педагог может придумать свои творческие задания. Некоторые варианты заданий из собственного опыта работы предлагаются ниже.

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусства отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения. Например, П.И.Чайковский "Осенняя песня" из цикла "Времена года", стихотворение А.С.Пушкина "Унылая пора:", картина И.Левитана "Золотая осень".

Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения, а не содержания произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" и картины А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", Ф.Васильев "Перед дождем", А.Дубовской "Притихло". Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Я предлагаю им поставить себя, например, "внутри пейзажа Шишкина", представить, какое у них будет настроение, какую музыку они слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их собственная музыка. С другой стороны, можно представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать, какие, например, стихи мог бы прочитать этот герой, с каким чувством, силой голоса и т. д. Затем привести авторское стихотворение (например, стихотворение А.С.Пушкина "Осень", "Осенняя песня " П.И.Чайковского и пейзаж А.Шишкина "Золотая осень").

Творческие задания "Мы рисуем музыку". Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания "Сочини сказку об услышанном", "Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам", "Придумай название музыкальному произведению" - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту русского языка. Поиск подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение выражать свои чувства.

Игровые технологии.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Как педагогический феномен игра - полифункциональна. В процессе игры реализуется ее познавательная, коммуникативная, эвристическая, социокультурная, психодиагностическая, развлекательная и другие функции. Все это соответствует и музыкальной игре.[3]

Игровые формы в музыке рельефны и наглядны, Как и детская ига, музыка преимущественно коллективна. Исполняют музыку, играя на музыкальных инструментах, певцы в опере играют свои роли. На пересекающихся связях Музыки и Игры основана музыкальная педагогика, использующая игровые формы.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступно все богатство игровой деятельности. В педагогической практике могут быть использованы:

  • имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?");
  • сюжетно-образные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события");
  • музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент");
  • игры-импровизации (Музыкальные вопросы", "Сочиняем цвет, чувство, настроение", "Поющие звуки", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты");
  • игровой фольклор;
  • моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина");
  • деловые игры ("Идем в концертный зал", "Мы - фольклористы");
  • компьютерные музыкальные игры.

В заключении, хочется отметить, что наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно-образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, только сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты.

Список литературы.

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития ребенка // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 7 - 41.
  2. Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 308-314 С.
  3. Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 196-263.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174 с.
  5. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2006, № 6, С. 8-13.

Тематическое музыкальное занятие для старшей и подготовительной групп детского сада
"МОЙ ГОРОД РЕУТОВ"

Цель занятия:

  • Познакомить детей с историей города, в котором они живут.
  • Воспитывать любовь и чувство патриотизма по отношению к родному городу.

Задачи:

  • Учить детей видеть прекрасное и интересное вокруг себя.
  • Учить рассказывать о своем городе, про любимые и знакомые места.
  • Познакомить детей с колокольным звоном.

Ход занятия

Педагог: Как часто мы ходим мимо знакомых и родных мест и не замечаем, какие они красивые. И вдруг, в один прекрасный день, мы по-новому смотрим на все, что нас окружает.

Вопросы для общения:

- Как называется наш город?

- Какие вы знаете улицы в нашем городе?

- Что интересное есть в нашем городе? (Храм, парк, Дворец культуры, фонтан и др.)

- Бывали ли вы на празднике "День города", что там видели интересного?

Как красив наш город летом, сколько красивых цветов растет на клумбах. Давайте представим, что мы хотим ощутить аромат этих цветов.

Дыхательная гимнастика "Цветок", "Подуем на одуванчик", "Надуваем шарик".

Ребята, о нашем славном городе сложена замечательная песня, послушайте ее.

Исполняется "Песня о Реутове" муз. и сл. А. Наумовой.

(в нот. А. Наумова "Пойте песенки мои", М., 2005)

Далее педагог предлагает детям разучить "Песню о Реутове" (разучивание песни, вокально-хоровая работа)

Пластический этюд "Цветок".

Педагог предлагает детям одними кистями рук и пальцами показать, как бутон цветка постепенно начинает раскрывать свои лепестки, красуется, распустившись, и затем потихоньку вянет, наклоняя головку в сторону - вниз.

Педагог рассказывает об истории города, почему он был назван Реутов, показывает герб города, на котором изображен колокол.

- Вы когда-нибудь слышали колокольный звон?

Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон - старинное древнее искусство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их разного размера, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.

Звучит запись "Ростовский и Суздальский перезвоны".

Педагог: В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. С помощью колокольного звона можно передать разное настроение - веселое, праздничное, грустно-задумчивое или тревожное, скорбное.

Колокольные звоны или звуки маленьких колокольчиков нередко изображаются в музыкальных произведениях. Вспомним, например, пьесу П.И.Чайковского "На тройке" из цикла "Времена года". Как светло и радостно, звонко и нежно позвякивают колокольчики под дугой мчащейся тройки.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского "На тройке".

Педагог: А во вступлении к опере М.Мусоргского "Хованщина" совсем другие колокола изображаются в оркестре. Они звучат мрачно, мощно. Перезвон огромного, "низкого", могучего глухо-звучащего колокола и маленьких "высоких" колоколов сопровождает мелодию, похожую на русскую народную песню. Этот колокольный звон символизирует силу Руси, ее могущество.

Звучит фрагмент вступления к опере "Хованщина" М.Мусоргского.

Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.

Дидактическая игра "Колокол и колокольчик".

Учить детей различать низкий и высокий регистр. Педагог поет низким или высоким голосом "Бом-бом-бом", дети должны поднять карточку с изображением соответственно большого колокола или маленького колокольчика.

Далее педагог и дети рассматривают выставку детских рисунков по теме "Мой город".

В заключение дети исполняют песню Г.Струве "Моя Россия".

Итог занятия.

Очень важно знать историю своего родного города, его достопримечательности, любить свой город.