Цель и задачи: определить причины ухода ребенка из семьи; учиться находить пути разрешения трудных жизненных ситуаций и преодолевать их; умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности; сформировать у учащихся позитивное отношение к себе и окружающим.
Оборудование: плакаты с изображением солнышка и дерева, листы для раздачи в виде тучек и листьев, советы психолога.
Ход занятия
Проведению тренинга предшествует подготовительная работа в форме проведения анкетирования и интервьюирования среди учащихся класса и их родителей по вопросу взаимоотношений в семьях между детьми и родителями, а так же формах и методах семейного воспитания. На основе этого построен классный час в 8 классе, проведенный в форме тренинга общения.
I. Постановка целей и задач:
На доске по центру в верхней части написана тема классного часа. Центральная часть доски свободна.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Ежегодно по нашей школе около 20 учащихся и 10 семей стоят на различных формах учета. Многие из детей попали в "трудную жизненную ситуацию, есть дети беспризорные, безнадзорные. Что такое беспризорность? Как вы считаете. Давайте обратимся к закону. Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети - это "лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих". Дети, а как вы думаете, какие причины толкают детей из семьи на улицу? Голод, пьянство родителей, насилие в семье, пренебрежение к личности ребенка. Итак, главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является неблагополучие в семье и невыполнение воспитательных функций родителями, на которых законом возложены данные обязанности. Я рада, что вы так активно ответили на этот вопрос, так как в анкете родителей большинство его игнорировали, 6 человек сказали не при каких обстоятельствах, двое высказались о том, что обстановка в семье хорошая причин для ухода нет.
Человек биосоциальное существо Что такое "био" понятно. Наш рост и развитие наше становление происходит в обществе, т.е. в социуме. Формируется характер, черты личности, сама личность. Большую роль в этом играют отношения. Вообще, ребята, межличностные отношения сложная вещь. Тебя принимают или не принимают. Ты понимаешь что-либо или кого-либо или нет. Где могут возникнуть проблемы, которые приводят к уходу из семьи? Исходя из мнения ребят, рисуем на доске кластер.
Используя цветной мел, дети рисуют кластер в центре доски, составляющие части которого определяются путем дискуссии. Классный руководитель помогаем при необходимости.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Ребята нам с вами предстоит разобраться в причинах уходов, из семьи и определить пути разрешения таких ситуаций. Поможет нам в решении поставленной проблемы тренинг общения.
Правила тренинга я просила вас изучить перед началом классного часа, и обсудив принять их.
II. Тренинг СОЛНЫШКО
На доске с левой стороны закреплен большой плакат, с изображением Солнца с лучами. Каждому из детей розданы изображения тучи, листья дерева размером в половину тетрадного листа, и тетрадные листы для работы.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Отношения, как мы уже говорили, сложная вещь. И не важно где в семье, школе, классе, на улице. Представьте, что Солнышко - это тепло отношений с родственниками, с одноклассниками, с друзьями. Солнышко - это тепло наших отношений, его лучи согревают наши души, дарят нам понимания, поддержку. Но очень часто в отношениях нас не всё устраивает, так как мы оцениваем новое общение с позиций своего "Я".
Какие возникшие проблемы, на ваш взгляд, могут привести к уходу ребенка из семьи?
Дети на местах в розданных тучах пишут свое мнение. Встают и прикрепляют тучи скотчем на Солнце.
Вывод Ребята посмотрите тучи закрыли часть солнца, а возникшие проблемы общения мешают нашим отношениям. Этот тренинг показывает, что у вас есть общие проблемы, которые волнуют всех__________________________ (классный руководитель озвучивает написанные общие проблемы)
Но есть и такие высказанные мнения, которые поднимает не весь класс, в частности_____________ (классный руководитель комментирует индивидуальные точки зрения)
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Хочется отметить, что обозначенные проблемы совпали с результаты ваших анкет. Но были высказаны и новые проблемы общения.
Классный руководитель просит ребят высказать свое мнение и обосновать его.
- Как вы думаете, эта проблема действительно важна для вашей семьи, или она не имеет к этому вопросу отношения? Выскажите свои суждения?
Ребята высказываю свое мнение. Классный руководитель старается систематизировать высказанные суждения ребят с их согласия.
Вывод: Нам необходимо учиться поведению при неудачах. Уметь преодолевать конфликты внутрисемейного общения.
III. тренинг ДЕРЕВО нашей поддержки.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Мы отразили причины ухода из семьи. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обладать роскошью человеческого общения!
- Вас может поддержать семья? Да
- Вас могут поддержать друзья? Да
- Вас могут поддержать одноклассники? Да
- А может поддержать старший? Учитель?
- Как вы считаете, можно ли выделить из вышеперечисленного самое главное или все они могут препятствовать уходам из семьи?
- А вы со мной согласны?
- На ваш взгляд поддержка должна быть комплексной?
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Давайте спрогнозируем ситуацию. Представьте, что вы оказались в трудной жизненной ситуации.
Что или кто могут вас поддержать? Что бы вам хотелось услышать?
Ребята на местах записывают свои мнения на листочках дерева. По окончании работы каждый подходит и крепит свой листочек к дереву.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Закрепите листки надежды на дерево поддержки. Пусть оно зазеленеет.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Озвучивает мнения, систематизирует их. Спрашивает почему были высказаны такие пожелания, просит ребят аргументировать свою точку зрения.
Вывод ребята из этого тренинга можно сделать вывод, что наравне с семьей вы говорили о членах коллектива нашего класса. Это очень важно поддержка друзей и коллектива. Я рада, что наш класс вы считаете второй семьей Вам здесь комфортно и легко общаться.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Каждый человек должен искать выход из сложившейся трудной ситуации, и не допустить ухода из семьи.
Основной выход мы совместно с вами нашли - это поддержка. Но кроме этого есть много способов, как выйти из ситуации отчаяния и беспомощности. Я с точки зрения науки даю вам рекомендации, советы как поступить
Обсуждение советов с детьми.
А вы считаете этот способ для вас приемлемым?
Как вы думаете, мы можем их учитывать? Почему?
Давайте считать, что эта памятка для поведения в трудной жизненной ситуации. Способы преодоления.
IV. Итоговый вывод / рефлексия/
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Вернёмся к теме нашего занятия. Определите ключевое слово? Бродяжничество
Я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом бродяжничество.
Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
А теперь вернемся к проблеме обозначенной в нашей теме. Уход из семьи вызов или отчаяние?
Выскажите свое мнение. Аргументируйте его.
Дети высказывают мнения.
Если вызов
Вызов- чтобы привлечь внимание к проблеме, заявить о себе, способ защиты, самореализация, протест против социальных норм, которые приняты в обществе и семье.
Если отчаяние
Отчаяние - крик души, последний шанс, когда все испробовано, нет сил, слабость характера, беззащитность, неустоявшаяся психика подростка, неумение отстоять свое мнение.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Одним словом однозначным ответ быть не может.
Тренинг убедил нас в том, что жить в обществе очень трудно. Это и жизненные, семейные неурядицы, конфликты. Некоторые мы учились сегодня с вами преодолевать. Получили практические советы. Это наше очередное занятие из системы классных часов - тренингов которые учат нас главной ценности общению. Умению сосуществовать друг с другом, коммуникабельности, коммуникационной компетентности.
Благодарю вас всех за интересное общение. Мне было приятно с вами работать. До свидания!