"Грош цена вашей физике, если она
застилает для вас
все остальное- шорох леса, краски заката, звон
рифм.
Это какая-то усеченная физика:
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства -
плохой физик".
Л. Д. Ландау
Цели:
- Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
- Формирование умения анализировать, сравнивать.
- Развитие умения вести рассказ, выступать перед товарищами.
- Привитие интереса к физике.
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие у школьников умения излагать мысли и моделировать ситуацию;
- Повторение и закрепление основного программного материала;
- Воспитание уважения к сопернику;
- Воспитание умения работать в команде.
Ход внеклассного мероприятия "По страничкам физики"
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приветствуем одну из самых древних наук о природе - физику! Эта наука не только создана великими учеными, но и воспета великими писателями. Именно их произведения напомнят нам о загадках физических явлений, поведут нас по дорогам увлекательных открытий, ведущих к знаниям. А совершать это увлекательное путешествие нам помогут команда "Свет" и команда "Звук". Попросим их занять свои места. Также просим занять свои места членов жюри: учителей физики, литературы, информатики. Итак, начинаем.
Первый конкурс "Приветствие команд"
Команды выстраиваются в цепочку напротив друг друга. Капитаны стоят первыми. Команды вывешивают напротив своей команды эмблему, заранее заготовленную. У каждого члена команды такие же маленькие эмблемы на груди.
Команды поочередно называют свой девиз.
Команда "Свет"
Наш девиз: "Ученье-свет, а не ученье - тьма".
Команда "Звук"
Наш девиз: "Слово не воробей, вылетит, не поймаешь"
Команда "Свет"
Наше приветствие:
Команда "Свет" вам шлет привет!
Вопрос мы вам, вы нам - ответ.
Вы нам вопрос - мы вам ответ.
Сомнений быть не может.
Скажите "да", забудьте "нет".
Так кто же, кто же, кто же?
Пусть встретимся еще не раз.
На поле "боя" с вами
А победит хоть кто из нас-
Останемся друзьями!
Команда "Звук"
Наше приветствие:
И волны звука шлем мы вам.
Стряхните страхи, в бой пора.
КВН на знаменах! Ура! Ура!
Приветствуем противника!
Жюри - привет!
Не стоит и полтинника
Сто прошлых побед.
Болельщики в агонии:
Глаза квадрат,
Уши треугольники.
Глотки - дубликат.
Жюри оценивает приветствие, девиз, эмблемы.
Учитель: переходим к конкурсу разминка, вы должны определить автора предложенных вам стихов.
Второй конкурс "Разминка"
Команде "Звук"
"О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих.
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рожать".
Ответ: ( М. Ломоносов)
Команде "Свет"
"Движенья нет, сказал мудрец бродатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но господа, забавный случай сей.
Другой пример на память мне приходит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей".
Ответ: (А. С. Пушкин)
Учитель: Разминка продолжается.
Отрывок из сказки Ершова "Конек-Горбунок".
"Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на окиян.
Горбунок летит, как ветер,
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмотал".
Вопрос: С какой скоростью скакал Конек-Горбунок?
Ответ: ( Если предположить, что Горбунок скакал 20 часов, верста около километра, то средняя скорость его v=s/t=1,4км/с, то есть значительно больше скорости ветра, которая даже при урагане не превышает 150 м/с. Двигаясь с такой скоростью, за день Горбунок сумел бы обогнуть земной шар по экватору 2,5 раза.)
Внезапно гаснет свет и один из членов жюри говорит:
"Включите свет! Включите свет?
А в том, учтите, весь секрет,
Что лишь один рубильник надо
Для этой цели повернуть!
Задача для ума и взгляда.
Один рубильник не забудь".
Балл получает та команда, которая первая "включит свет"
Ответ: (ключ №8)
Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы.
Учитель: И так продолжаем наш КВН. Следующий конкурс.
Третий конкурс "Прогулка по временам года с литературными героями"
Прогулку по временам года мы совершим с литературными героями Шерлок Холмсом и Доктором Ватсоном. Стихи, подобранные по временам года зачитываются в виде литературных вставок участниками мероприятия.
Учитель: На дворе стояла осенняя пора. Небо было, бездонно синим. По утрам уже было прохладно, но к обеду солнце прогревало землю. Частые прогулки с Ватсоном доставляли Холмсу истинное удовольствие. В небе летел правильный клин журавлей. Их движение было грациозным и плавным. Друзья засмотрелись на их полет.
Вопрос: "Как вы думаете, Ватсон, почему журавли летят клином?"
Учитель: отвечает команда "Свет"
Учитель: Правильный ответ: воздух обтекает тело вожака, как нос корабля. В пределах угла косяка уменьшается сопротивление воздуха. Взмахи крыльями косяка, кроме того, создают воздушную волну и облегчают движение более слабых птиц.
Учитель: Как-то, прогуливаясь за чертой города, друзья забрались на холм. С холма открылась чудная панорама. "Обратите внимание Ватсон, с этого холма все кругом хорошо просматривается. Видите, дым от костра стелется над поверхностью Земли. А почему он стелется?" - "Погода сырая, пасмурная".
Вопрос: Как объяснить этот факт с точки зрения физики?"
Отвечает команда "Звук"
Учитель: Правильный ответ: При большой влажности воздуха частицы дыма служат центрами конденсации водяных паров, имеющихся в воздухе и, покрываясь каплями воды, становятся тяжелыми. Потоки воздуха поднять их не могут. Поэтому в такую погоду дым стелется.
Учитель: Был ясный. Морозный денек. Холмс и Ватсон вышли на прогулку, Вскоре Ватсон от холода стал притоптывать.
"Ваша обувь слишком тесная", - заметив это, сказал Шерлок Холмс.
"Странно, подумал Ватсон, - откуда он это знает? Но он прав".
Вопрос: Почему?
Отвечает команда "Свет"
Учитель: Правильный ответ: В тесной обуви нет или мало воздуха, который является плохим проводником тепла. Поэтому ноги быстро мерзнут.
Учитель: После сильных февральских метелей надо было ждать приближения весны. Но пока этого не ощущалось. Гуляя морозным утром по алее парка Холмс, многозначительно взглянув на друга, спросил: "Ватсон, а вот почему снег хрустит под ногами?"
Отвечает команда "Звук"
Учитель: Снег представляет собой в морозный день снежинки, и чем тише и морознее погода, тем красивее снежинки, имеющие правильную кристаллическую решетку. А хрустит он от того, что от тяжести нашего тела ломаются снежинки, их звездочки и лучики.
Учитель: А сейчас, ребята, мы проведем конкурс в конкурсе.
Приближается Новый год, давайте научимся вырезать из бумаги снежинки.
Учитель: Командам выдаются ножницы и бумага, За пять минут нужно вырезать как можно больше снежинок. Побеждает команда, вырезавшая большее количество снежинок.
Жюри оценивает красоту вырезанных снежинок.
Учитель: Как-то доктор Ватсон и Шерлок Холмс прогуливались у реки. Взломала речка лед, разлилась. Сделалась широкой. Белой стаей пошли льдины по реке.
"Ватсон, обратите внимание, льдины посредине реки имеют большую скорость, чем те, что у берега. Как вы это объясните с точки зрения физики?"
Отвечает команда "Свет"
Учитель: Правильный ответ: Из- за трения о берег, скорость течения у самого берега близка к нулю. И постепенно возрастает к середине реки.
Учитель: С наступлением весны доктор Ватсон и Холмс сделали для скворцов скворечники. "Ватсон, - сказал, наблюдая за работой друга, Холмс, - Вы неправильно повесили большой скворечник, разверните его отверстием на восток".
"А разве не все равно, как его повесить?" - отпарировал Ватсон. "Делайте, что говорю, а то в нем не поселятся скворцы",- сказал Холмс.
Вопрос: Почему?
Отвечает команда "Звук"
Учитель: правильный ответ - скворцы начинают петь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток, к восходящему солнцу.
Учитель:
"Не спешите Ватсон: ни ливня, ни грозы не будет, все пройдет стороной", - ответил Холмс.
"Как, а тучи?"- возразил Ватсон.
"Слышите, кузнечики на лугу поют-заливаются, они не беспокоятся, вот и нам нечего волноваться". И действительно, еще какое-то время неслись тучи, а затем все стихло, выглянуло солнышко". Но причем тут кузнечики?
Отвечает команда "Свет"
Учитель: Правильный ответ:
Перед дождем давление и влажность меняются. Насекомые, в том числе и кузнечики, очень чувствительны к малейшим их изменениям. В данной ситуации они не проявляли беспокойства, значит, предвестников дождя не было.
Учитель: Во время очередной прогулки на природе Шерлок Холмс, хитро прищурившись, спросил: "Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над землей. К чему бы это?"
"Всем известно, погода изменится, будет дождь", - сказал, позевывая Ватсон.
Вопрос: Как объяснить с точки зрения физики эту народную примету.
Отвечает команда "Звук"
Учитель: Правильный ответ - ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Пред дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крыльях насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей, там же в это время вынуждены летать ласточки.
Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы
Четвёртый конкурс-конкурс болельщиков " Почемучки - стишочки - всего четыре строчки"
Болельщики команд получают по одному баллу за каждый правильный ответ.
Учитель:
1. Мальчишки радостный народ,
Коньками чистый режут лед.
Но почему в том месте мы на льду
Увидим белой борозду?
Ответ: Если чистый лед, без пузырьков воздуха, то он будет прозрачен. А если на таком льду оставить царапину, то свет, падающий на нее, будет рассеиваться, так как непрозрачность обусловлена рассеяньем света, поэтому царапины на льду хорошо видны.
2. Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь: А почему?
Ответ: Дым от костра теплый, его плотность меньше, чем плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под действием архимедовой силы.
3. Смотри, закат в горах, - как рана.
Почиет в мирной тишине
Лес горный в легкой кисее тумана.
С чего туман? - Ответь ты мне.
Ответ: После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. Слои воздуха, соприкасающиеся с землей, охлаждаются и пары, содержащиеся в нем, конденсируются, образуется туман.
4. Если рыба чуть в сторонке-
Будь то щука иль карась,
Почему, скажите, в рыбу
Трудно острогой попасть?
Ответ: Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности. Это следует из закона преломления света, поэтому в рыбу трудно попасть острогой.
Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы
Пятый конкурс "Черный ящик"
Учитель: В этом конкурсе командам предстоит путешествие по страницам произведений известного писателя Жюль Верна.
Помощники вносят в зал два черных ящика, в которых находятся предметы с помощью которых можно изготовить приборы, которые помогли героям произведений Жюль Верна выйти из сложных ситуаций.
Участники команд, прослушав задание, должны угадать, что находится в черном ящике и вспомнить название произведения.
Черный ящик команде "Свет"
Задание. "Через несколько секунд охотники подошли к ярко пылающему огню. Сайрес Смит и журналист стояли около него. Пенкроф, с кабаном в руках, молча смотрел на обоих.
- Вот видите, старина! - вскричал Гедеон Спилет. - Огонь, настоящий огонь, на котором прекрасно изжарится эта чудесная дичь. \
- Но кто... зажег его? - спросил Пенкроф".
Вопрос: Что за предмет лежит в ящике, как им воспользовались герои произведения, какое это произведение?
Ответ: "Солнце!" в ящике находятся двуяковыпуклая линза, "Таинственный остров" Герои произведения сделали следующее:
"Сайрес Смит показал прибор, сыгравший роль увеличительного стекла. Он просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов - своих собственных и Гедеона Спилета. Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось, таким образом, двуяковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился".
Черный ящик команде "Звук"
Задание "После зрелого размышления Сайрес Смит решил изготовить самую "простой прибор", похожий на тот, который изобрел Беккерель в 1820 году".
Изготовил несколько стеклянных банок и наполнил их азотной кислотой.
Закупорил каждую банку пробкой, прорезал посредине отверстие и вставил в него стеклянную трубку.
Нижний конец трубки заткнул глиняной втулкой и обмотал лоскутком ткани.
Опустив в кислоту трубку, он влил в ее верхнее отверстие раствор поташа, добытый из золы некоторых растений; таким образом, пройдя сквозь глиняную втулку, поташ вступал в реакцию с азотной кислотой.
Взял две цинковые пластинки, погрузил одну в азотную кислоту, а другую в раствор поташа.
Вопрос: О каком "простом приборе" идет речь, каково его устройство и характеристики, о каком произведении речь?
Ответ: в ящике находится батарейка, произведение "Таинственный остров". Его герой Сайрес Смит собирался изготовить батарею постоянного тока. Как известно, в современных батареях элементы состоят из искусственного графита, цинка и меди. Меди у инженера не было,- несмотря на все поиски, он не обнаружил даже признаков ее на острове Линкольна; пришлось обойтись без этого металла. Для производства искусственного графита, нужны были специальные приборы - задача слишком сложная.
Цинк у них был. В ящике, найденном на мысе Находки, был вложен второй цинковый, и лучшего применения для этого нельзя было придумать.
Для батареи Сайреса Смита нужен был один цинк.
Жюри подводит итоги конкурса и выводит на экран баллы
Жюри объявляет победителей и вручает медали и дипломы участника КВН.
Заключительное слово учителя.
Использованная литература.
- А. С. Пушкин. Стихотворения и поэмы. М.: Правда, 1984.
- А. С. Пушкин. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1981.
- А. С. Пушкин. Драматические произведения, поэмы, сказки, стихотворения: Т. 1:М.: РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.
- В. В. Вересаев. Пушкин в жизни. М.: Московский рабочий, 1984.
- Применение сказок на уроках физики А. И. Шапиро.
- Большая энциклопедия. Диск
- Альбом игр. Сборник обучающих и развивающих игр по мотивам русских народных сказок
- Нестандартные уроки физики 7-11 классы. Е.А. Демченко
- Нестандартные уроки физики. Боброва С.В.
- Фестиваль идей. Интернет.
- П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.
- Л.А. Горлова Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия 7-11 классы. Москва "Вако"2006
- А.И. Семке Уроки физики в 9 классе. Ярославль: Академия развития,2004.
- Жюль Верн "Дети капитана Гранта" "Таинственный остров"
- А. Конан Дойль "Приключения Шерлока Холмса"