Цель:
- уточнение артикуляции и звучания звуков \л\ и \ль\; развитие фонематического слуха на восприятие звуков \л\ и \ль\ в слогах, словах и предложениях; работа над звуковым анализом и синтезом слов;
- развитие мышления, памяти, внимания и воображения;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Оборудование:
- индивидуальные зеркала, слоговая таблица, буква "Л",
- 2 домика (зеленый и синий),
- цветные карандаши,
- предметные картинки (лодка, лимон),
- картинки со сказочными героями,
- 2 самолета (зеленый и синий).
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня, к нам в гости пришла новая буква, но буква эта необычная.
Стройна и красива,
Писать ее мило.
С нее начинается Лена,
С нее начинается Лина.
- Что за буква пришла с нами, знакомится? (Буква "Л".)
Алфавит
Продолжит наш
Буква "Л" - лесной шалаш.
(В. Степанов)
Дети пишут в тетрадях букву "Л".
2. Основная часть.
1. Работа со словами (звуковой анализ и синтез слов).
На доске выставлены картинки:
лодка и лимон
- Назовите, первую картинку (лодка).
- Назовите, вторую картинку (лимон). Запишем слова в тетради.
- Что одинакового в этих словах? (буква "Л")
- Давайте произнесем эти слова. (Читают с доски хором). Звук \л\ он один и тот же в словах? Как он звучит в первом слове? (твердо) А как во втором? (мягко) Давайте выделим звук \л\ - синим цветом, а звук \ль\ - зеленым цветом.
(Дети отмечают в своих тетрадях, а учитель на доске). Как произносятся эти звуки с голосом или без голоса? (с голосом) Значит, звук \л\ и \ль\ всегда звонкие.
- Теперь возьмем индивидуальные зеркала и произнесем сначала звук \л\, а потом звук \ль\.
Знакомство с положениями органов артикуляции при произношении звуков \л\ и \ль\.
- Когда мы произносим звук \л\ наши губы нейтральны, зубы не сжимаем, язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть языка опускается.
- А когда мы произносим звук \ль\ наши губы улыбаются, язычок поднят вверх, но задняя часть спинки языка значительно продвинута вперед и опущена. Спинка языка поднимается к небу.
- Что теперь мы знаем о звуке \л\? (согласный, твердый, звонкий) : звук \ль\? (согласный, мягкий, звонкий).
2. Работа со слоговой таблицей.
На доске 2 домика (синий и зеленый) и слоги. Нужно помочь каждому слогу попасть к себе домой.
- Вы догадались, почему один домик синий, а другой зеленый.
- Запишем в тетрадях слоги выделим звук \л\ - синим цветом, а звук \ль\ - зеленым цветом. Теперь используя эти слоги придумайте слова. (Логопед начинает слова, а учащиеся продолжают).
3. Физкультминутка.
Ветер дует нам лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок, все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Работа со словами.
Группировка слов по картинкам в 2 столбика: в первый со звуком \л\, а во второй со звуком \ль\.
На доске 2 самолета один синий, а другой зеленый и картинки с изображениями сказочных героев. (Щелкунчик, Айболит, Колобок, Емеля, Леший, волк, Золушка, лиса Алиса, Мальвина, Чипполино, солдат, Гулливер).
- В их именах спрятались звуки \л\ и \ль\. У нас есть 12 билетов по 6 билетов на каждый самолет. Одни билеты синего цвета, а другие зеленого. Нам нужно раздать билеты сказочным героям и посадить каждого в свой самолет.
- Вы догадались, как мы будем раздавать эти билеты?
- Кого мы посадили в синий самолет?
- Кого мы посадили в зеленый самолет?
5. Игра "Найди ошибку".
Найди предложения, в которых допущены ошибки.
- Девочка ушиблась о камень.
- Пол ударился о мальчика.
- Веревочка прыгала через девочку.
- Дерево спряталось под ящерицу.
- Туча спряталась за солнце.
- Порог запнулся о мальчика.
- Собака залезла в конуру.
- Лужа перепрыгнула через меня.
- Угол свернул за машину.
6. Работа с предложениями.
А) Закончи предложения. (Предложения написаны на карточках).
- Дедушку зовут : .
- У него в саду сладкая : .
- Мы : нашего дедушку.
Слова для справок: малина, Лука, любим.
б) - Продолжите рассказ. Придумайте по одному предложению. Запишем одно из этих предложений в тетрадь.
3. Итог занятия.
- Что нового вы сегодня узнали?
- С какими звуками мы сегодня познакомились?