Занятие для учащихся 1-го класса с низко выраженным общим недоразвитием речи по теме "Звуки [л] и [ль]. Буква Л"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

  • уточнение артикуляции и звучания звуков \л\ и \ль\; развитие фонематического слуха на восприятие звуков \л\ и \ль\ в слогах, словах и предложениях; работа над звуковым анализом и синтезом слов;
  • развитие мышления, памяти, внимания и воображения;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала, слоговая таблица, буква "Л",
  • 2 домика (зеленый и синий),
  • цветные карандаши,
  • предметные картинки (лодка, лимон),
  • картинки со сказочными героями,
  • 2 самолета (зеленый и синий).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня, к нам в гости пришла новая буква, но буква эта необычная.

Стройна и красива,
Писать ее мило.
С нее начинается Лена,
С нее начинается Лина.

- Что за буква пришла с нами, знакомится? (Буква "Л".)

Алфавит

Продолжит наш
Буква "Л" - лесной шалаш.
(В. Степанов)

Дети пишут в тетрадях букву "Л".

2. Основная часть.

1. Работа со словами (звуковой анализ и синтез слов).

На доске выставлены картинки:

лодка и лимон

- Назовите, первую картинку (лодка).

- Назовите, вторую картинку (лимон). Запишем слова в тетради.

- Что одинакового в этих словах? (буква "Л")

- Давайте произнесем эти слова. (Читают с доски хором). Звук \л\ он один и тот же в словах? Как он звучит в первом слове? (твердо) А как во втором? (мягко) Давайте выделим звук \л\ - синим цветом, а звук \ль\ - зеленым цветом.

(Дети отмечают в своих тетрадях, а учитель на доске). Как произносятся эти звуки с голосом или без голоса? (с голосом) Значит, звук \л\ и \ль\ всегда звонкие.

- Теперь возьмем индивидуальные зеркала и произнесем сначала звук \л\, а потом звук \ль\.

Знакомство с положениями органов артикуляции при произношении звуков \л\ и \ль\.

- Когда мы произносим звук \л\ наши губы нейтральны, зубы не сжимаем, язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Средняя часть языка опускается.

- А когда мы произносим звук \ль\ наши губы улыбаются, язычок поднят вверх, но задняя часть спинки языка значительно продвинута вперед и опущена. Спинка языка поднимается к небу.

- Что теперь мы знаем о звуке \л\? (согласный, твердый, звонкий) : звук \ль\? (согласный, мягкий, звонкий).

2. Работа со слоговой таблицей.

На доске 2 домика (синий и зеленый) и слоги. Нужно помочь каждому слогу попасть к себе домой.

- Вы догадались, почему один домик синий, а другой зеленый.

- Запишем в тетрадях слоги выделим звук \л\ - синим цветом, а звук \ль\ - зеленым цветом. Теперь используя эти слоги придумайте слова. (Логопед начинает слова, а учащиеся продолжают).

3. Физкультминутка.

Ветер дует нам лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок, все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

4. Работа со словами.

Группировка слов по картинкам в 2 столбика: в первый со звуком \л\, а во второй со звуком \ль\.

На доске 2 самолета один синий, а другой зеленый и картинки с изображениями сказочных героев. (Щелкунчик, Айболит, Колобок, Емеля, Леший, волк, Золушка, лиса Алиса, Мальвина, Чипполино, солдат, Гулливер).

- В их именах спрятались звуки \л\ и \ль\. У нас есть 12 билетов по 6 билетов на каждый самолет. Одни билеты синего цвета, а другие зеленого. Нам нужно раздать билеты сказочным героям и посадить каждого в свой самолет.

- Вы догадались, как мы будем раздавать эти билеты?

- Кого мы посадили в синий самолет?

- Кого мы посадили в зеленый самолет?

5. Игра "Найди ошибку".

Найди предложения, в которых допущены ошибки.

  • Девочка ушиблась о камень.
  • Пол ударился о мальчика.
  • Веревочка прыгала через девочку.
  • Дерево спряталось под ящерицу.
  • Туча спряталась за солнце.
  • Порог запнулся о мальчика.
  • Собака залезла в конуру.
  • Лужа перепрыгнула через меня.
  • Угол свернул за машину.

6. Работа с предложениями.

А) Закончи предложения. (Предложения написаны на карточках).

  • Дедушку зовут : .
  • У него в саду сладкая : .
  • Мы : нашего дедушку.

Слова для справок: малина, Лука, любим.

б) - Продолжите рассказ. Придумайте по одному предложению. Запишем одно из этих предложений в тетрадь.

3. Итог занятия.

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими звуками мы сегодня познакомились?