Эффективное усвоение учебного материала по химии в колледже, предусмотренного программами, затруднено малым числом учебных часов, отводимых на его изучение трудных для восприятия вопросов, таких как «Введение в органическую и неорганическую химию», «Номенклатура органических и неорганических веществ», «Характеристика классов веществ». Только наличие интерактивных средств обучения при подготовке преподавателя к уроку и на уроках, позволяет студентам получать, использовать информацию о предмете изучения, обеспечивающих наглядность, возможность тренинга на разных уровнях и самоконтроля.
Для реализации проекта необходимы:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экрана для проекции изображения,
- графический планшет.
С 2006 года преподавание неорганической, общей и органической химии студентам 1 курса Сибирского политехнического колледжа, проводится с использованием различного рода программных ресурсов:
- пакета программ MS Office;
- программы для 3D моделирования молекулярных структур – ChemSW Chemsite v.3.01. (английская версия);
- программы, которая является практически виртуальной химической лабораторией, работая в которой можно моделировать различные процессы, знакомиться с физическими и химическими свойствами многих неорганических веществ – Crocodile Chemistry v.504 (английская версия);
- для характеристики химических элементов можно применять программу Table;
- на дисках в арсенале преподавателя «Перечень учебных электронных изданий и программ»
Перечень учебных электронных изданий и программ для проведения занятий по химии и внеурочных мероприятий со студентами 1-го курса СПК
№ | Издатель | Наименование | Содержание |
1 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Вещества и их превращения |
2 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Атом и молекула |
3 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Водные растворы |
4 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Кислоты и основания |
5 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Соли |
6 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Минеральные вещества |
7 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Углерод и его соединения |
8 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Производные углеводородов |
9 | Новый диск | Химия в школе. Электронные уроки и тесты | Сложные хим. соединения в совр. жизни. |
10 | 1С: Образовательная коллекция | Общая и неорганическая химия | 10-11 класс |
11 | 1С: Образовательная коллекция | Органическая химия | 10-11 класс |
12 | 1С: Репетитор | Химия. | Весь школьный курс |
13 | 1С: Образовательная коллекция | Самоучитель. Химия для всех - XXI | Решение задач |
14 | Кирилл и Мефодий | Химия | 8-11 класс |
15 | Уроки Кирилла и Мефодия | Химия | 8-9 класс |
16 | Уроки Кирилла и Мефодия | Химия | 10-11 класс |
17 | Кирилл и Мефодий | Репетитор по химии. | Весь школьный курс |
18 | Медиа | Дракоша и занимательная химия | Обучаемся играя |
19 | Что надо для отличной учёбы | Химия. Физика | 3D моделирование молек. структур |
20 | Образование | Математика и химия. | Теория и практика. |
21 | Наука и компьютер | Математика. Физика. Химия. | Химические программы |
22 | Шпаргалки | Химия | Весь школьный курс |
23 | Шпаргалки | Химия | Весь школьный курс |
24 | Рефераты | Естественные науки. | Справочные материалы |
25 | ОблЦИТ г. Новосибирска | Методика преподавания химии. | Практические занятия 8 класс |
26 | Новый диск | От плуга для лазера | Интерактивная энцикл. науки и техники |
27 | Кирилл и Мефодий | Детская энциклопедия. | 1 диск |
28 | Кирилл и Мефодий | Детская энциклопедия. | 2 диск |
Своевременное применение разнообразных средств на различных этапах урока, как показывает практика, позволяет студентам работать как под руководством преподавателя, в парах, в группах, а при необходимости самостоятельно по алгоритму организовать свою деятельность на занятиях и во внеурочное время.
Результатом сотрудничества преподавателя и студентов является:
- понимание материала (сложные химические процессы, структуру вещества) подавляющим большинством студенческой аудитории и успешное применение ими на практических и лабораторных и других видах работах;
- формирование истинных представлений у человека о строении атомов и молекул, свойствах веществ, способах получения, использования в жизни как отдельных веществ так и целых классов и взаимосвязи перечисленных характеристик;
- повышение интереса к предмету несмотря на высокую его сложность, а соответственно и повышения абсолютной и качественной успеваемости студентов.
Для студентов, только приступивших к изучению информатики в колледже, особый интерес, вызывает использование компьютера на других предметах при изучении нового материала.
Цель работы преподавателя - показать, что компьютер может являться не только объектом изучения, но и средством обучения. После изученной темы или раздела студентам дается задание создать электронную версию в любом из программных средств. Ребята работают с желанием, реализуя свой творческий потенциал.
Я, как преподаватель, строю учебный процесс так, чтобы студенты усваивали научные знания, с интересом решали учебные задачи. Постоянная работа над усовершенствованием форм подачи материала и проверки усвоения знаний студентами возможно только при помощи компьютера, который как средство обучения имеет ряд преимуществ: с помощью компьютера можно изложить системно и последовательно новый материал или актуализировать уже имеющиеся знания, продемонстрировать опыты, различные графики, рисунки, схемы. Организовать работу студента с графическим планшетом в режиме реального времени или с использованием функции паузы мультимедийного проектора, что позволяет каждому студенту поработать самостоятельно и получить отметку, а затем сверить свои результаты с эталоном на экране. Можно использовать другой приём работы: «Лови ошибку», если задание на экране имеет неточность.
При изучении любой темы студентам предлагается учебный теоретический материал, снабженный схемами, таблицами, рисунками. Изучение нового материала идет с постоянной опорой на полученные ранее знания. После каждой стадии теоретической работы студентам предлагаются вопросы для самопроверки. Далее разбираются индивидуальные ошибки, допущенные в ходе их работы. В итоге после изучения темы осуществляется проверка усвоения знаний.
Применение компьютера на уроках химии ведется уже в течение 9 лет. Поэтому сегодня можно предложить стройную систему обучающих, контролирующих уроков по химии. Для творческого развития и самостоятельной работы студентов имеется широкое поле деятельности, предполагаемое использование компьютера для создания различных проектов развивающего, обучающего и контролирующего типов.
Оценка эффективности проведенных занятий
- Интерес студентов к урокам химии (по результатам опросов).
- Возможность ускоренного получения и усвоения знаний (Программа двухлетнего школьного курса в колледже изучается один год).
- Понимание особенностей строения вещества и прогнозирование его свойств (Развитие способности студентов к установлению причинно-следственных связей, анализу и обобщению).
- Самостоятельное проектирование студентами своей деятельности по усвоению учебной информации при помощи интерактивных средств.
- Повышение успеваемости и качества знаний.
- Модернизация труда преподавателя (эффективная работа сразу с десятью группами 1 курса возможна только с использованием электронных средств обучения).
Тематическое содержание предлагаемых электронных разработок, которые можно использовать на уроках химии и для индивидуальной работы с обучающимися
№ | Наименование разделов и тем | Номер приложения |
1 | Введение в неорганическую химию. | Приложение 1 |
2 | Основные химические понятия и законы. | Приложение 2 |
3 | Введение в органическую химию. | Приложение 3 |
4 | Буклет «Начала органической химии» | Приложение 4 |
5 | Алканы | Приложение 5 |