Цели: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях; полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом; способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины; вызвать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.
Оборудование места проведения: выставка литературы о Великой Отечественной войне; тематические строки-символы; материал к конкурсам (репродукции, фотографии, тексты, вопросы-задания), страницы устного журнала, карта В.О. война 1941-1945 годы, компьютер, компьютерный проектор, презентация.
Место проведения: краеведческая комната школы.
Ход урока
I. Вступительная часть.
Учитель (на фоне музыки): Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние.
Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя, Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников родины? Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью. Солдаты Великой Отечественной... живые и павшие, они и в наше время являют нам пример того, как надо любить Родину, отстоять ее честь, достоинство и свободу.
(Музыка смолкает.)
Чтец:
Все солнечной дышит весною,
И яблони в белых цветах.
Москва салютует героям,
Страну, защитившим в боях.
И гул орудийных раскатов
Колышет вверху облака...
Жива ваша память,
солдаты,
Бессмертна она на века!
Учитель : Великая отечественная... Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
Отгремела война,
Уже давней историей стала...
Но разве можно былое забыть!
Сегодня, ребята, нам предстоит встретиться еще раз с событиями военных лет, соприкоснуться с некоторыми историческими военными событиями. Сегодня мы почитаем журнал о Великой Отечественной войне.
(Слайд 2 и 3 целеполагание и мотивация уч-ся)
Итак, первая страница «История войны»
(Слайд 4)
Учитель:
Член краеведческого кружка Кузьмина Дарья расскажет Вам о событиях войны, о ее основных сражениях. (рассказ )
(Во время рассказа учащиеся работают с презентацией слайд 4 – 21)
Учитель: Наши земляки участвовали в войне, мы все помним их имена, воздадим им должное, их жизни и подвигу, вспомним их
(Слайд 22)
Учитель: А теперь хотелось бы Вам представить нашу гостью, жительницу нашего села, в годы войны проживающую на оккупированной немцами территории Касянюк Марию Павловну, она нам расскажет о своих впечатлениях о войне. Интересно, что в годы войны Мария Павловна была Ваша ровесница, ей было 13 лет.
(Слайд 23)
Учитель: А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о войне.
(Слайд 24)
II. Вопросы об истории Великой Отечественной войны:
- Когда сомкнулось кольцо блокады Ленинграда? (9 ноября 1941 года.)
- Чем являлся для Гитлера Ленинград? (Стратегической целью номер один на Восточном фронте. Уничтожение ленинградцев огнем и голодом было запланировано в Германии еще до нападения на нашу страну.)
- Когда началось генеральное наступление немецких войск? Какая группа немецких войск осуществляла это наступление? (30 сентября 1941 г., группа немецких войск «Центр».)
- Назовите имя командующего Западным фронтом, защищающим столицу. (Генерал Г. К. Жуков.)
- Кому принадлежат слова, облетевшие всю страну, сказанные перед последним боем «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»: (В. Г. Клочкову.)
- Кто был командующим Юго-Западным фронтом? (Маршал С. К. Тимошенко в 1941 г., генерал Н. Т. Ватутин в 1942 г.)
- Назовите имя командующего Сталинградским фронтом. (Генерал А. И. Еременко.)
- Когда вермахт обрушил удар на Курскую дугу? (5 июля 1943 г.)
- Когда и кем было поднято Знамя Победы над рейхстагом? (30 апреля 1945, солдатами 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария.)
- Выделите основные этапы в ходе Великой Отечественной войны. (Стратегическая оборона 1941–42 гг.; коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва; победа на Курской дуге – 5 июля 1943 г.; завершающий этап войны – с августа 1943 г.; акт о безоговорочной капитуляции, подписанный германским командованием 8 мая 1945 г.)
- Какие слова произнес В. В. Молотов в полдень 22 июня 1941 г., ставшие боевым девизом всех военных лет? («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»)
Учитель : Мы шли и шли, стреляли, залечивали раны, учились воевать, пока не поняли, что победа будет за нами, мы сначала просто верили в нее, а потом уже были уверены в ней. Это замечательно, ребята, что вы храните благодарную память о воинах-героях.
III. Заключение.
Учитель: В нашей памяти вечно будут сохранены образы погибших и живущих героев.
Чтец:
Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестью жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет.
Чтец:
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценою
Завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!..
(Р. Рождественский.)
IV. Итог урока
V. Домашнее задание
(Слайд 25)