Урок истории в 9-м классе по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 годов" (устный журнал)

Разделы: История и обществознание


Цели: расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, его боевых традициях; полнее раскрыть историческое значение Победы над фашизмом; способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины; вызвать чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников.

Оборудование места проведения: выставка литературы о Великой Отечественной войне; тематические строки-символы; материал к конкурсам (репродукции, фотографии, тексты, вопросы-задания), страницы устного журнала, карта В.О. война 1941-1945 годы, компьютер, компьютерный проектор, презентация.

Место проведения: краеведческая комната школы.

Ход урока

I. Вступительная часть.

Учитель (на фоне музыки): Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли. Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние.

Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя, Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников родины? Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью. Солдаты Великой Отечественной... живые и павшие, они и в наше время являют нам пример того, как надо любить Родину, отстоять ее честь, достоинство и свободу.

(Музыка смолкает.)

Чтец:

Все солнечной дышит весною,
И яблони в белых цветах.
Москва салютует героям,
Страну, защитившим в боях.
И гул орудийных раскатов
Колышет вверху облака...
Жива ваша память,
солдаты,
Бессмертна она на века!

Учитель : Великая отечественная... Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

Отгремела война,
Уже давней историей стала...
Но разве можно былое забыть!

Сегодня, ребята, нам предстоит встретиться еще раз с событиями военных лет, соприкоснуться с некоторыми историческими военными событиями. Сегодня мы почитаем журнал о Великой Отечественной войне.

(Слайд 2 и 3 целеполагание и мотивация уч-ся)

Итак, первая страница «История войны»

(Слайд 4)

Учитель:

Член краеведческого кружка Кузьмина Дарья расскажет Вам о событиях войны, о ее основных сражениях. (рассказ )

(Во время рассказа учащиеся работают с презентацией слайд 4 – 21)

Учитель: Наши земляки участвовали в войне, мы все помним их имена, воздадим им должное, их жизни и подвигу, вспомним их

(Слайд 22)

Учитель: А теперь хотелось бы Вам представить нашу гостью, жительницу нашего села, в годы войны проживающую на оккупированной немцами территории Касянюк Марию Павловну, она нам расскажет о своих впечатлениях о войне. Интересно, что в годы войны Мария Павловна была Ваша ровесница, ей было 13 лет.

(Слайд 23)

Учитель: А теперь давайте вспомним все, что мы знаем о войне.

(Слайд 24)

II. Вопросы об истории Великой Отечественной войны:

  1. Когда сомкнулось кольцо блокады Ленинграда? (9 ноября 1941 года.)
  2. Чем являлся для Гитлера Ленинград? (Стратегической целью номер один на Восточном фронте. Уничтожение ленинградцев огнем и голодом было запланировано в Германии еще до нападения на нашу страну.)
  3. Когда началось генеральное наступление немецких войск? Какая группа немецких войск осуществляла это наступление? (30 сентября 1941 г., группа немецких войск «Центр».)
  4. Назовите имя командующего Западным фронтом, защищающим столицу. (Генерал Г. К. Жуков.)
  5. Кому принадлежат слова, облетевшие всю страну, сказанные перед последним боем «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!»: (В. Г. Клочкову.)
  6. Кто был командующим Юго-Западным фронтом? (Маршал С. К. Тимошенко в 1941 г., генерал Н. Т. Ватутин в 1942 г.)
  7. Назовите имя командующего Сталинградским фронтом. (Генерал А. И. Еременко.)
  8. Когда вермахт обрушил удар на Курскую дугу? (5 июля 1943 г.)
  9. Когда и кем было поднято Знамя Победы над рейхстагом? (30 апреля 1945, солдатами 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоровым и М. В. Кантария.)
  10. Выделите основные этапы в ходе Великой Отечественной войны. (Стратегическая оборона 1941–42 гг.; коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва; победа на Курской дуге – 5 июля 1943 г.; завершающий этап войны – с августа 1943 г.; акт о безоговорочной капитуляции, подписанный германским командованием 8 мая 1945 г.)
  11. Какие слова произнес В. В. Молотов в полдень 22 июня 1941 г., ставшие боевым девизом всех военных лет? («Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»)

Учитель : Мы шли и шли, стреляли, залечивали раны, учились воевать, пока не поняли, что победа будет за нами, мы сначала просто верили в нее, а потом уже были уверены в ней. Это замечательно, ребята, что вы храните благодарную память о воинах-героях.

III. Заключение.

Учитель: В нашей памяти вечно будут сохранены образы погибших и живущих героев.

Чтец:

Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестью жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет.

Чтец:

Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценою
Завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!..
(Р. Рождественский.)

IV. Итог урока

V. Домашнее задание

(Слайд 25)