Урок русского языка в 3-м классе по теме "Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Обучающие (дидактические):

  • совершенствовать умение определять падежи имен существительных и правильно употреблять их в нужном падеже;
  • углубить знания учащихся об имени существительном;
  • продолжить работу по формированию навыка грамотного письма.

2. Развивающие:

  • развивать интерес учащихся к русскому языку;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать речь учащихся и самостоятельность при выполнении заданий;
  • научить применять полученные знания на практике.

3. Воспитательные:

  • воспитывать нравственное отношение учащихся к животным;
  • формировать положительное отношение к учебе;
  • развивать прилежность, старательность и аккуратность;
  • добиваться сознательной дисциплины посредством пробуждения активного интереса к изучаемой теме.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Учебно-материальное оснащение:

  • учебники;
  • тетради;
  • карточки – задания (тест – самоконтроль);
  • карточки – задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые);
  • карточки – задания с деформированным текстом (разноуровневые);
  • рисунки и сочинения учащихся на тему «Мое любимое животное»;
  • записи отрывков из песен советских композиторов;
  • фрагмент мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

Ход урока

1. Организационный этап.

Внешняя составляющая:

  • проверка наличия учащихся на уроке (по журналу);
  • проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных принадлежностей и рабочих тетрадей).

Внутренняя составляющая:

  • создание ситуации успеха с помощью музыки и специально подобранных текстов по теме «Братья наши меньшие»;
  • сообщение темы и обоснование целей урока. (Слайд 1)

На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали падежи имен существительных. Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке, посвященном нравственному отношению человека к животным, мы будем закреплять наши знания по этой теме.

К уроку мы с вами провели большую подготовительную работу: писали сочинения о своих любимых животных (Слайд 2), выполняли рисунки (Слайд 3) и знакомились с рассказами писателей о братьях наших меньших. (Слайд 4)

Материалом урока будут служить предложения, тексты и строки из стихотворений и песен о животных.

2. Актуализация прежних знаний.

1) Чистописание.

Начнем урок как обычно с чистописания. (Слайд 5)

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
  • Главная неизменяемая часть слова? (корень)
  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
  • Изменяемая часть слова? (окончание)
  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
  • Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.

Запишите это слово красиво на следующей строке три раза.

  • Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
  • Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
  • Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

2) Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля. (Слайд 6 – 7)

- У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. Как работать с таким тестом вы знаете. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

(Учащиеся выполняют тест.)

- Поверните карточку и покажите получившуюся картинку.

- Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

- Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаем к одушевленным существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевленным существительным)

- Давайте прочитаем стихотворение, написанное на карточке.

(Ученик читает вслух стихотворение.)

- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным, ведь как сказано в стихотворении: кто может любить и осла и козла, кто людям вовеки не сделает зла.

На доске крупным шрифтом написано: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». (Слайд 8)

3) Словарная работа.

а) А сейчас мы с вами проведем словарную работу. (Слайд 9)

- Назовите синонимы к словам:

  • пес (собака),
  • какое животное в деревне называют кормилицей (корова),
  • косолапый (медведь),
  • косой (заяц).

- Назовите безударные гласные в этих словах? (в слове собака безударная гласная «о» в 1 слоге и т.д.)

- Что объединяет эти слова? (животные, кто? одушевленные существительные)

- На какие две группы можно разделить слова? (домашние и дикие звери)

б) С данными словами нужно составить словосочетания, используя слова из 2 столбика, употребив словарные слова в нужном падеже.

Открываются слова:

дв . ровая   собака
тр . ва для   корова
п . д . йти к   медведь
п . гоня за   заяц

Дети составляют словосочетания в тетради, объясняют пропущенные орфограммы, определяют падеж словарных слов.

3. Воспроизведение учащимися знаний и способ действий.

- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть домашние животные?

(Ответы детей.)

- А кого еще дома живут кошки и собаки?

(Ответы детей.)

- Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут совсем рядом - в одной с тобой квартире, в твоем дворе. (Слайд 10)

- Очень давно кошки и собаки стали жить рядом с человеком. Ученые считают, что хозяева этих животных приобретают привычки и черты характера своих питомцев.

Коровы дают нам молоко и мясо, птицы – перо и яйца. А кошки что? Они не соревнуются на беговой дорожке, как лошади, и не могут перевозить грузы - оче6нь слабы. Кошки ловят мышей, но не из-за того, что мы этого хотим, а ради собственного удовольствия. Они возле нас, когда им хочется. Кошки - загадочные животные. Они умеют предсказывать погоду. Кошка - хороший лекарь. Она ложится на больное место, и боль уходит. Но люди, которые любят кошек, и так счастливы - их не интересует вопрос: а что с этого можно иметь? Просто любят это красивое, грациозное животное.

- Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.

- У вас на партах лежат цветные карточки с деформированным текстом.

Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного кошка. Это слово должно следовать в порядке склонения, т.е. от И. п. до П. п. по порядку (предложения написаны на карточках, карточки разного цвета, разноуровневые).

На карточках для более сильных учащихся пропущены орфограммы.

Она произошла от дикой кошки.

На Руси также дорожили кошкой.

В Египте кошку считали священным животным.

О кошке сложили много легенд и сказок.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

(см. Приложение 1)

- Прежде чем вы начнете выполнять задание, ответьте, как определить падеж существительного в тексте? (найти слово, от которого зависит существительное; задать от этого слова вопрос; по вопросу определить падеж)

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей проверкой. Зачитывают получившийся текст и определяют падеж существительного кошка.) (Слайд 11)

- Какой падеж всегда употребляется без предлога? (именит. падеж)

- Каким членом предложения является существительное в И. п.? (подлежащим)

- Найдите это предложение в тексте и выделите только главные члены предложения.

- Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного падежа)

- Каким членом предложения являются существительные в косвенных падежах? (дополнением, обстоятельством)

- Найдите предложение, где подлежащее выражено местоимением и выполните синтаксический разбор этого предложения. (Она произошла от дикой кошки.)

4. Выполнение упражнений реконструктивно-вариативного типа.

- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)

Физкультурная минутка. Под музыку из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» учащиеся выполняют различные танцевальные и ритмичные движения. (Слайд 12)

- Собака – верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность.

- Многие композиторы и поэты написали песни и стихи об этом верном и преданном друге человека.

- Сейчас вы прослушаете фрагменты детских песен о собаке. Вы должны из каждого отрывка выписать словосочетание со словом собака и определить падеж этого слова.

Выборочный диктант. (Слайд 13)

1 отрывок.

Человек собаке друг. Это знают все вокруг. Понятно всем как дважды два: нет добрее существа.

2 отрывок.

Это знает всякий, это не слова: преданней собаки нету существа. Преданнее собаки, ласковей собаки, веселей собаки нету существа.

3 отрывок.

Можно там аллеи делать, яблони сажать. Чтобы было, где побегать и с собакой погулять…

4 отрывок.

А дождь-забияка листочек закапал. И буквы и строчки заплакали вдруг. Найдите собаку, вернись поскорее мой маленький друг

(Дети выписывают из отрывков словосочетания со словом собака в разных падежах.)

Д.п.

Р.п.

Т. п.

В.п.

друг (кому?) собаке преданней (кого?) собаки погулять (с кем?) с собакой найдите (кого?) собаку

5. Выполнение упражнения творческого типа.

- И, наконец, в последнем задании, вам нужно восстановить стихотворение, вставив в него слово кот в разных падежах вместе с подходящими по смыслу предлогами. (см. Приложение 2)

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый .........
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь ..........................
А теперь и за версту
Не приблизиться ................
Крыса старая - и та,
Видя грозного ....................,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться ............
Там дрожит и в темноте
Вспоминает .................... .

Стихотворение написано на карточках, у слабых учеников стихотворение написано вместе с предлогами.

Проверка задания: учащиеся определяют падеж существительного кот. (Слайд 14)

Далее один из учеников выполняет морфологический разбор существительного от кота как части речи.

От кота - сущ., кот, одуш., нариц., м.р., ед. чис., Р. п., дополнение.

6. Заключительный этап.

- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о нравственности на примере отношения человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.

И в заключение урока ученик читает «Стихи о рыжей собаке». (Слайд 15)

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
«Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину».
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
«Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
В вагонах, забыв передряги.
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь, лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги….
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги
А сердце - чистейшей породы.

- Проводится подведение итогов урока посредством собеседования.

- Анализируется учебная деятельность класса в целом и каждого ученика в отдельности. Указываются ошибки и пути их исправления.

7. Разъяснение домашнего задания.

Упражнение из учебника по выбору учителя.

Список литературы:

  1. Бакулина Г. И. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТРЕЛЬ, 2006.
  3. Зеленина Л. Н., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2. М.: Просвещение, 2007.
  4. Яровая Л. Н, Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.
  5. http://www.yandex.ru/
  6. http://www.dogjournal.ru/