Учебно-методическое обеспечение:
- Н.Я. Виленкин и другие. Математика. Учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2006.
- В.Н. Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2005.
Авторский медиапродукт – презентация 13 слайдов (среда Power Point, Word).
План сценария урока с использованием компьютера.
Задачи занятия:
1. Учебная:
- выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
2. Воспитательная:
- воспитать внимание;
- умение работать в паре.
3. Развивающая:
- развивать логическое мышление;
- формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- презентация (см. Приложение 1);
- Приложение 2:
- карточки самооценки;
- листы с заданиями;
- индивидуальные карточки;
- координатные прямые;
- высказывание о дружбе;
- лото, мордочки.
Ход урока
1. Организационный момент (2 минуты).
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь!
Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики?
У вас на столах лежат мордочки.
Поднимите улыбающуюся мордочку, если у вас хорошее настроение.
Поднимите обиженную мордочку, если у вас настроение плохое.
(Дети поднимают карточку.)
Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится!
Итак, настроились на работу.
У вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. Сколько столбцов в карточке, столько этапов будет у нас сегодня на уроке.
2. Вызов (3 минуты).
Ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Записали тему.
Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
(Дети формулируют цель.)
Молодцы!
А сейчас посмотрите внимательно на экран.
Вашему вниманию синквейн, но первое слово в нем пропущено. О чем идет речь в пятистрочье?
(Дети говорят, что речь идет о дружбе.)
Конечно о дружбе.
Значит, цели сегодняшнего урока будут следующие:
- Выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать внимание и умение работать в паре.
- Формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачи, но и говорить о дружбе.
А помогут мне сегодня герои российского мультфильма «Элька».
3. Индивидуальные задания (6 минут).
2 человека выходят к доске и расшифровывают эпиграф урока.
На местах работают сильные учащиеся (3 человека) – решают задание по карточкам. Затем, проверяют сами по образцу, (выдать образец)
Остальные работают с экраном.
1) (-4) + (-6) =
2) 8 + (-28) =
3) (-21) + (-29) =
4) (-103) + 13 =
Среди полученных чисел найдите лишнее и объясните свой ответ.
(Дети ищут и объясняют.)
Это задание развивает логическое мышление и внимание.
Проверяем.
Поставьте в лист самооценки себе оценку за первый этап работы.
Ребята, обратите внимание на слова Цицерона[3].: «Истинная дружба должна быть свободна от притворства и поддакивания» – эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
Скажите, пожалуйста, кто такой Цицерон?
(Древне римский политик, писатель, оратор.)
Правильно!
Как вы понимаете эти слова?
(Отвечают.)
А что же думают о дружбе герои нашего урока, давайте посмотрим. (Отрывок из мультфильма.)
(Дети смотрят отрывок из мультфильма.)
4. Задание от героя мультфильма – тюленя Мартика (5 минут).
«Передвижение по координатной прямой».
Здесь вам понадобится внимание и скорость. Взяли координатную прямую.
Мы будем зрительно перемещаться по координатной прямой[4].
Каждую новую группу движений начинаем с начала координат, т.е. с точки ноль.
- Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы – записали результат в тетрадь под цифрой 1. (-4)
- Вправо на 2единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу – записали результат под цифрой 2. (-4)
- Влево на 9 единиц, вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы – записали результат под цифрой 3. (-8)
- Влево на 2 единицы, влево на 5 единиц, вправо на 6 единиц – записали результат. (-1)
- Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы – записали результат. (-2)
- Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц – записали результат.
(Работают с координатной прямой.)
А теперь проверим правильность ответов с экраном. И поставим себе оценку в лист самооценки.
(Сверяют ответы с экраном. И ставят себе оценку.)
Молодцы! Если вы получили оценку «5», то вы очень внимательны. А внимание и забота очень нужны вашим друзьям.
5. Задание от Пингвиненка Таши (5 минут).
Ребята! Дружба – это умение работать сообща.
Сейчас мы и проверим, как вы умеете работать в парах.
Задание от Пингвиненка Таши на экране: найти примеры с одинаковыми ответами[4].
1 вариант решает в тетради 1 столбик.
2 вариант решает 2 столбик в тетради.
У доски в это время решают 2 человека, чтобы проверить ответы. Затем сверяемся с экраном.
Скажите, пожалуйста, какими правилами пользовались для вычисления примеров?
(Дети рассказывают правила.)
Ставим оценку за этот этап работы.
Молодцы! Вместе все умеете работать. Значит, и дружить умеете!
6. Физкультурная минутка (2 минуты).
Пора немного отдохнуть, но отдыхать мы будем не совсем обычным способом. А продолжая разговор о дружбе.
Я буду называть качества, которым должен обладать друг, а вы если согласны, то сидите, если не согласны, то встаете.
Друг должен быть:
- Равнодушным.
- Оказывать помощь.
- Уважать других.
- Требовательным к себе и к другу.
- Злым.
- Скрытным.
- Совестливым.
- Ненадежным.
- Добрым.
(Дети встают и садятся.)
Мы с вами выяснили, какими качествами должен обладать друг, а какими нет.
Немного отдохнули. Теперь следующее задание.
7. Задание от главного героя мультфильма – белого медвежонка Эльки (9 минут).
На партах лежат листы с заданиями.
На каждом листе 7-11 примеров. Каждому ответу соответствует буква в таблице на экране. Расшифровав все слова, вы узнаете, какими еще качествами должен обладать настоящий друг.
1 ряд – расшифровывает 1 слово,
2 ряд – 2 слово,
3 ряд – 2 слово.
Будьте внимательны. Работаем быстро.
(Дети решают.)
Кто сделал быстро – работает по карточке. (галочки)
Сверяем ответы. Ставим оценки в лист самооценки.
Молодцы, умеете вычислять примеры на сложение чисел с разными знаками и на сложение отрицательных чисел.
Скажите, пожалуйста, что значит взаимовыручка, откровенность и понимание. Как вы понимаете эти качества?
(Дети отвечают.)
8. Задание на повторение[2] (3 минуты):
РТ стр. 23 №7 повторяем тему «Упрощение выражений».
Каким свойством будем пользоваться, чтобы упростить выражения (у доски по очереди)?
(Распределительным.)
Вычислить неизвестный член пропорции (2 человека у доски). Какое свойство нам здесь понадобится?
(Основное свойство пропорции.)
9. Следующий этап работы – разгадать шифровки (5 минут).
Ребята, у вас на партах лежит задание в конверте – это лото. Его надо выполнять в паре. И при выполнении этого задания нужны все те качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Задание: разверните табло – это начало высказывания, а вам нужно продолжить высказывания, подставив нужную карточку.
Этим заданием мы проверим знание теоретического материала темы урока.
Затем сверяем с экраном. Ставим оценки в лист самооценки.
(Дети составляют.)
10. Итог урока (рефлексия) (1 минута).
Наш урок подходит к концу.
Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока.
(Дети отвечают.)
Давайте вернемся к ним и проанализируем.
11. Домашнее задание (1 минута).
П.33
- 1056 (ж-м);
- 1081 (ж-л).
Написать синквейн сложению чисел отрицательных и с разными знаками или составить кластер по новой теме.
12. Итоги урока, оценки за урок (3 минуты).
Подсчитайте средний бал в карточке самооценки. Если у вас итоговая оценка 5 баллов, то вы не только усвоили новую тему, но и умеете дружить.
Давайте подведем итоги нашего урока: Во-первых, что надо сделать, чтобы сложить два отрицательных числа?
Что надо сделать, чтобы сложить два положительных числа?
А теперь скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, чтобы вы с ним захотели дружить?
В завершении урока вашему вниманию еще один отрывок мультфильма, герои которого помогли мне говорить сегодня о дружбе и сложении чисел.
А сейчас поднимите, пожалуйста, мордочку, которая соответствует вашему настроению.
Спасибо за урок. Будьте внимательны к своим друзьям, не предавайте их. (Отрывок из мультфильма.)
Урок закончен.
Литература:
- Н.Я. Виленкин и другие. Математика. Учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2006.
- В.Н. Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2005.
- М.А. Алоева . Классные часы в 5-7 классах.- Ростов на Дону. Феникс.- 2006.
- Газеты «Математика».
- Мультипликационный фильм «Элька».