Урок математики в 6-м классе по теме "Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками"

Разделы: Математика


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Н.Я. Виленкин и другие. Математика. Учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2006.
  2. В.Н. Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2005.

Авторский медиапродукт – презентация 13 слайдов (среда Power Point, Word).

План сценария урока с использованием компьютера.

Задачи занятия:

1. Учебная:

  • выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

2. Воспитательная:

  • воспитать внимание;
  • умение работать в паре.

3. Развивающая:

  • развивать логическое мышление;
  • формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Оборудование:

  • карточки самооценки;
  • листы с заданиями;
  • индивидуальные карточки;
  • координатные прямые;
  • высказывание о дружбе;
  • лото, мордочки.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты).

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята!

- Садитесь!

Давайте проверим, с каким настроением вы сегодня пришли на урок математики?

У вас на столах лежат мордочки.

Поднимите улыбающуюся мордочку, если у вас хорошее настроение.

Поднимите обиженную мордочку, если у вас настроение плохое.

(Дети поднимают карточку.)

Каким бы не было у вас настроение, я думаю, что за урок оно у вас только улучшится!

Итак, настроились на работу.

У вас на столах лежат карточки самооценки. Подпишите их. Сколько столбцов в карточке, столько этапов будет у нас сегодня на уроке.

2. Вызов (3 минуты).

Слайд 2

Ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. Записали тему.

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

(Дети формулируют цель.)

Молодцы!

А сейчас посмотрите внимательно на экран.

Вашему вниманию синквейн, но первое слово в нем пропущено. О чем идет речь в пятистрочье?

(Дети говорят, что речь идет о дружбе.)

Конечно о дружбе.

Значит, цели сегодняшнего урока будут следующие:

  1. Выработать навыки сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать внимание и умение работать в паре.
  4. Формировать представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Мы с вами на уроке будем не только решать математические задачи, но и говорить о дружбе.

А помогут мне сегодня герои российского мультфильма «Элька».

3. Индивидуальные задания (6 минут).

2 человека выходят к доске и расшифровывают эпиграф урока.

На местах работают сильные учащиеся (3 человека) – решают задание по карточкам. Затем, проверяют сами по образцу, (выдать образец)

Остальные работают с экраном.

Слайд 5

1) (-4) + (-6) =

2) 8 + (-28) =

3) (-21) + (-29) =

4) (-103) + 13 =

Среди полученных чисел найдите лишнее и объясните свой ответ.

(Дети ищут и объясняют.)

Это задание развивает логическое мышление и внимание.

Проверяем.

Поставьте в лист самооценки себе оценку за первый этап работы.

Ребята, обратите внимание на слова Цицерона[3].: «Истинная дружба должна быть свободна от притворства и поддакивания» – эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.

Скажите, пожалуйста, кто такой Цицерон?

(Древне римский политик, писатель, оратор.)

Правильно!

Как вы понимаете эти слова?

(Отвечают.)

 Слайд 6

А что же думают о дружбе герои нашего урока, давайте посмотрим. (Отрывок из мультфильма.)

(Дети смотрят отрывок из мультфильма.)

4. Задание от героя мультфильма – тюленя Мартика (5 минут).

«Передвижение по координатной прямой».

Слайд 7

Здесь вам понадобится внимание и скорость. Взяли координатную прямую.

Мы будем зрительно перемещаться по координатной прямой[4].

Каждую новую группу движений начинаем с начала координат, т.е. с точки ноль.

  1. Влево на 5 единиц, влево на 3 единицы, вправо на 4 единицы – записали результат в тетрадь под цифрой 1. (-4)
  2. Вправо на 2единицы, влево на 7 единиц, вправо на 1 единицу – записали результат под цифрой 2. (-4)
  3. Влево на 9 единиц, вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы – записали результат под цифрой 3. (-8)
  4. Влево на 2 единицы, влево на 5 единиц, вправо на 6 единиц – записали результат. (-1)
  5. Вправо на 5 единиц, влево на 2 единицы, влево на 7 единиц, вправо на 2 единицы – записали результат. (-2)
  6. Вправо на 3 единицы, влево на 2 единицы, влево на 4 единицы, вправо на 5 единиц – записали результат.

(Работают с координатной прямой.)

А теперь проверим правильность ответов с экраном. И поставим себе оценку в лист самооценки.

(Сверяют ответы с экраном. И ставят себе оценку.)

Молодцы! Если вы получили оценку «5», то вы очень внимательны. А внимание и забота очень нужны вашим друзьям.

5. Задание от Пингвиненка Таши (5 минут).

Ребята! Дружба – это умение работать сообща.

Сейчас мы и проверим, как вы умеете работать в парах.

Слайд 8

Задание от Пингвиненка Таши на экране: найти примеры с одинаковыми ответами[4].

1 вариант решает в тетради 1 столбик.

2 вариант решает 2 столбик в тетради.

У доски в это время решают 2 человека, чтобы проверить ответы. Затем сверяемся с экраном.

Скажите, пожалуйста, какими правилами пользовались для вычисления примеров?

(Дети рассказывают правила.)

Ставим оценку за этот этап работы.

Молодцы! Вместе все умеете работать. Значит, и дружить умеете!

6. Физкультурная минутка (2 минуты).

Пора немного отдохнуть, но отдыхать мы будем не совсем обычным способом. А продолжая разговор о дружбе.

Я буду называть качества, которым должен обладать друг, а вы если согласны, то сидите, если не согласны, то встаете.

Друг должен быть:

  1. Равнодушным.
  2. Оказывать помощь.
  3. Уважать других.
  4. Требовательным к себе и к другу.
  5. Злым.
  6. Скрытным.
  7. Совестливым.
  8. Ненадежным.
  9. Добрым.

(Дети встают и садятся.)

Мы с вами выяснили, какими качествами должен обладать друг, а какими нет.

Немного отдохнули. Теперь следующее задание.

7. Задание от главного героя мультфильма – белого медвежонка Эльки (9 минут).

Слайд 9

На партах лежат листы с заданиями.

На каждом листе 7-11 примеров. Каждому ответу соответствует буква в таблице на экране. Расшифровав все слова, вы узнаете, какими еще качествами должен обладать настоящий друг.

1 ряд – расшифровывает 1 слово,

2 ряд – 2 слово,

3 ряд – 2 слово.

Будьте внимательны. Работаем быстро.

(Дети решают.)

Кто сделал быстро – работает по карточке. (галочки)

Сверяем ответы. Ставим оценки в лист самооценки.

Молодцы, умеете вычислять примеры на сложение чисел с разными знаками и на сложение отрицательных чисел.

Скажите, пожалуйста, что значит взаимовыручка, откровенность и понимание. Как вы понимаете эти качества?

(Дети отвечают.)

8. Задание на повторение[2] (3 минуты):

РТ стр. 23 №7 повторяем тему «Упрощение выражений».

Каким свойством будем пользоваться, чтобы упростить выражения (у доски по очереди)?

(Распределительным.)

Вычислить неизвестный член пропорции (2 человека у доски). Какое свойство нам здесь понадобится?

(Основное свойство пропорции.)

9. Следующий этап работы – разгадать шифровки (5 минут).

Ребята, у вас на партах лежит задание в конверте – это лото. Его надо выполнять в паре. И при выполнении этого задания нужны все те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

Задание: разверните табло – это начало высказывания, а вам нужно продолжить высказывания, подставив нужную карточку.

Этим заданием мы проверим знание теоретического материала темы урока.

Слайд 10

Затем сверяем с экраном. Ставим оценки в лист самооценки.

(Дети составляют.)

10. Итог урока (рефлексия) (1 минута).

Слайд 11

Наш урок подходит к концу.

Выполнили ли мы цели, которые ставили в начале урока.

(Дети отвечают.)

Давайте вернемся к ним и проанализируем.

11. Домашнее задание (1 минута).

П.33

  • 1056 (ж-м);
  • 1081 (ж-л).

Написать синквейн сложению чисел отрицательных и с разными знаками или составить кластер по новой теме.

12. Итоги урока, оценки за урок (3 минуты).

Подсчитайте средний бал в карточке самооценки. Если у вас итоговая оценка 5 баллов, то вы не только усвоили новую тему, но и умеете дружить.

Давайте подведем итоги нашего урока: Во-первых, что надо сделать, чтобы сложить два отрицательных числа?

Что надо сделать, чтобы сложить два положительных числа?

А теперь скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, чтобы вы с ним захотели дружить?

Слайд 12

В завершении урока вашему вниманию еще один отрывок мультфильма, герои которого помогли мне говорить сегодня о дружбе и сложении чисел.

А сейчас поднимите, пожалуйста, мордочку, которая соответствует вашему настроению.

Слайд 13

Спасибо за урок. Будьте внимательны к своим друзьям, не предавайте их. (Отрывок из мультфильма.)

Урок закончен.

Литература:

  1. Н.Я. Виленкин и другие. Математика. Учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2006.
  2. В.Н. Рудницкая. Математика. Рабочая тетрадь для 6 класса.- М.: Мнемозина, 2005.
  3. М.А. Алоева . Классные часы в 5-7 классах.- Ростов на Дону. Феникс.- 2006.
  4. Газеты «Математика».
  5. Мультипликационный фильм «Элька».