Цели урока:
- закрепить понятие взаимообратных чисел;
- проверить умение детей умножать обыкновенные дроби;
- научить делить обыкновенные дроби;
- воспитывать в детях чувство локтя и ответственность друг за друга;
- развивать в детях тягу к учебе и интерес к математике.
Подготовка к уроку: для наглядности можно нарисовать дом или сделать макет, затем разобрать его на составные части: фундамент, стену, крышу, окна и двери, а восстанавливать на уроке поэтапно.
Карточки с примерами (у всех групп одинаковые):
Карточки с примерами (каждую карточку в трёх экземплярах):
1. Решить пример по действиям: |
2. Решить
пример по действиям:
|
Ход урока
1. Организационный момент. (5 минут)
Распределить детей на пять групп.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство дома. А наши знания – кварталы и улицы таких домов. Но в этих кварталах каждый дом в некоторой степени зависит от соседнего дома. Чтобы дом стоял прочно, надо с умом выбрать для него место.
Когда-то в древние времена царь очень хотел построить замок в конкретном месте. Но стоило возвести стены, как замок по непонятной причине начинал разваливаться. Сначала думали, что в этом виновны архитекторы. Нескольким архитекторам отрубили головы. Но, даже привезя архитектора из-за моря, царь не исправил положения. Он был просто в негодовании. Он решил в этот раз снести голову не только архитектору, но и строителям. К нему на прием стал проситься отец одного из строителей. Его пустили, потому что он обещал сказать причину крушения замков. Оказалось, что в том месте течет маленький, почти незаметный ручеек. Но когда приходит весна, ручеек набирается сил и размывает фундамент замка. Замок начинает оседать и разваливаться прямо на глазах. Царь наградил старика и отпустил архитектора и рабочих. А замок построили на другом месте. С этого момента прежде, чем строить здание, специально подбирают землю для строительства.
Вот и у нас в обучении темы не перескакивают с места на место, а изучают в строгом порядке. Изучение предметов вводится постепенно. Еще в прошлом году у вас не было каких-то предметов, а в следующем – появятся новые. А уж от чего зависит само строительство дома (знаний), мы разберемся по ходу урока.
2. Устная работа. (3 минуты)
Учитель: Для начала надо приготовиться к строительству. Подготовить инструмент, которым будем пользоваться в течение всей стройки. Для нас это умножение, сложение, вычитание и деление натуральных чисел.
№ 605 учебник Н.Я. Виленкин «Математика 6».
3. Математический диктант. (7 минут)
Учитель: Теперь мы готовы к строительству. Для любого здания в первую очередь нужен фундамент. Для нашего «дома» фундаментом является тема, которую мы изучали недавно, и потратили на нее изрядно времени. Это умножение обыкновенных дробей. Кто эту тему знает хорошо, у того следующая тема не вызовет затруднений. А значит, дом знаний будет стоять долго и прочно. А вот кто эту тему пропустил, не выучил, у того дом выйдет кособоким и неизвестно, сколько времени простоит. Для того, чтобы проверить готовность фундамента, проведем математический диктант. Разделитесь на первый – второй номера. Это у нас деление по вариантам.
- Диктуются примеры. Сначала один пример первого варианта, затем – второй. Потом второй пример первого варианта, и опять – для второго. И так по пять примеров. Проверяется диктант сразу(взаимопроверка). Учитель по шаблону диктует ответы. За одну ошибку ставится «4», за две – «3».
1 вариант: |
Ответы: |
2 вариант: |
Ответы: |
2 |
|||
3 |
6 |
||
1 |
1 |
Учитель: Поднимите руки, у кого хорошие оценки. Таких детей больше половины. Это значит, что фундамент у дома заложен хорошо. Переходим к строительству стен.
4. Актуализация знаний. (3 минуты)
Учитель: Теперь возводим стены. Стены соединяют пол и крышу, старую тему с новой. Для того, чтобы перейти к новой теме, давайте вспомним прошлый урок. На нем вы узнали о взаимообратных числах. Напомните, пожалуйста, определение. (Дети отвечают определение.) А теперь закрепим это определение и посмотрим, прочные ли у нас стены, будет ли на них держаться крыша. Я говорю число, а вы записываете ему обратное:
Учитель: Стены построены, и мы можем переходить к новой теме, т.е. начинаем делать крышу.
5. Новая тема. (7 + 5 + 5 минут)
Учитель: Для крыши сначала нужны балки. Балки – это опора для всей крыши. И я, как прораб, буду класть балки, т.е. объясню вам новую тему. Потом будет каркас крыши, который будете делать вы. Надо будет записать правило и на доске решить несколько примеров. А после уже будет выкладка основного материала, это тоже будет вашей работой, но уже в группах. Будете решать и разбирать примеры.
- Преподаватель на нескольких примерах объясняет новую тему.
Затем весь класс записывает правило деления обыкновенных дробей. Несколько примеров из учебника.
№ 580
№ 581
А затем раздаются карточки с примерами на деление. Примеры в группе решаются сообща, записывают их все в группе. Затем из каждой группы вызывается самый «слабый» ученик. Он записывает пример и его решение на доске и объясняет. Пять групп, пять примеров, в итоге все примеры появятся на доске, и решение можно будет проверить.
6. Закрепление новой темы. (7 минут)
Учитель: Итак, мы видим, что наш дом готов. Но его надо оформить: вставить рамы и двери, побелить, может быть, как-то украсить. Это уже делается в новом доме, значит, с использованием новой темы. Но делается это в каждом доме, значит, сами действия нам уже знакомы. Итак, вам даётся карточка с примером на все действия с обыкновенными дробями. Все вместе ребята записывают его, а решают индивидуально. Тут каждый в группе присмотрит за соседом, чтобы тот решал самостоятельно. В конце урока я соберу тетради и проверю решение примера. Тогда будет видно, у кого красивый дом со ставнями и заборчиком, а кто даже рамы поставить не смог. За недостроенный дом пока оценка в журнал не пойдет; но уже будет видно, кто отстает от класса, а кто готов к дальнейшему строительству.
- Раздаются карточки с примерами. На решение – 7 минут. Затем тетради собираются.
7. Рефлексия. (3 минуты)
Разобрать с детьми, что повторили на уроке, а что узнали нового, что вызвало затруднения. Выставить оценки в журнал за математический диктант. Дать домашнее задание.
Домашнее задание:
№ 617
№ 630
По желанию постройте свой дворец знаний по теме «Деление обыкновенных дробей».
После урока проверить тетради и за правильное решенный пример на следующем уроке выставить еще одну оценку в журнал.
Учитель: Как вы увидели на этом уроке, каждая новая тема – это здание, которое нужно строить капитально, на годы. Иначе все ваши новостройки через непродолжительное время рухнут и не оставят после себя и следа. А каждому человеку приятно жить в городе, в котором все задания красивы и прочны. Все зависит только от вас.