Обобщающий урок по теме "Действия с рациональными числами. Координатная плоскость" в форме игры "Математический бой"

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме.

  2. Развитие познавательной активности учащихся.

  3. Привитие интереса к предмету .

  4. Воспитание культуры общения.

Место проведения: кабинет математики.

План проведения:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Разминка.

  3. Задачи с рисунком

  4. Найди клад.

  5. Поможем Золушке.

  6. Придумай уравнение.

  7. Подбери число.

  8. Решите познавательную задачу.

  9. Подведение итогов.

Ход математического боя

Класс делится на две команды, выбираются названия, капитаны команд.

Представляется жюри из старшеклассников.

Объясняются правила математического боя.

1. Вступление.

Сегодня с нами те,
Кто хочет учиться с увлечением
Все, кто любит тайны, загадки, приключения.
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Дорогие участники математического боя, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость и вперед. Удачи всем!

2. Разминка.

Вопросы командам.

1 команда

2 команда

  1. Как называется ось Ох?

  2. Какие числа называются противоположными?

  3. Как сложить отрицательные числа?

  4. Как вычесть два рациональных числа?

  5. Какие числа называются рациональными?

  6. Сколько четвертей имеет координатная плоскость?

  7. Как найти расстояние между двумя точками?

  8. Решите уравнение |х| = 3

  9. В какой координатной четверти находится точка А (-2; 3)?

  10. Какое число больше -5 или -10.

  11. Найдите все у, удовлетворяющие неравенству |у| < 4
  1. Как называется ось Оу?

  2. Что такое модуль числа?

  3. Как сложить два числа с разными знаками?

  4. Как сложить и вычесть несколько чисел?

  5. Как сравнить отрицательные числа?

  6. Что показывает стрелочка на осях координат?

  7. Каким числом является ноль?

  8. Решите уравнение |x| = -3

  9. В какой координатной четверти находится точка В (2; -3)

  10. Какое число больше -3 или -7.

  11. Найдите все х, удовлетворяющие неравенству |x| < 5

3. Задачи с рисунком.

Командам предлагается решить задачу и сделать к ней рисунок.

Задача 1 команде.

В Московском Кремле находится Царь-Пушка и Царь-Колокол, отлитые русскими мастерами. Масса колокола 200 тонн, а масса пушки составляет 20% массы колокола. Найдите массу пушки и сделайте рисунок.

Задача 2 команде.

Кролик живет до 12 лет, что составляет 2/3 жизни козы. Сколько живет коза? Сделайте рисунок.

Минутка отдыха.

Командам нужно назвать по очереди пословицы, в которых есть числа.

4. Найди клад.

Однажды дядя Федор, Кот Матроскин и Пес Шарик решили купить корову. Где же взять деньги? Очень просто – искать клад! В старом сундуке нашлось зашифрованное письмо, содержащие описание пути, ведущего к кладу и место, где он спрятан. Хозяева клада очень любят математику и для шифровки воспользовались методом координат. Они взяли карту деревни Простоквашино, нарисовали на ней оси координат, выбрали единичный отрезок. В качестве главных ориентиров были указаны координаты колодца на краю леса (3; 4); магазина (-2; -1); почты (3; 0) и дома (0; 3). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих дом и почту, магазин и колодец. Найдите место, в котором зарыт клад

5. Поможем Золушке.

Сказочные короли, черти, бабы-яги и прочие злодеи неистощимы в придумывании разнообразных преград и препятствий на дорогах, ведущих к счастью. Герою приходится проявлять находчивость и храбрость, выбирать на перекрестках лучшую из трех дорог. Строить дворцы за одну ночь, быть арбитрами в споре, искать наилучшие решения хитроумных задач, подчас нелепых. Так случилось и в этой сказке.

- Мы пойдем на бал, – сказала Золушке мачеха и злорадно добавила

- Оставляю тебе 5-литровый бидон и 3-литровую банку с виноградным соком. Не пользуясь никакими мерами, ты должна разделить сок пополам, имея пустое 8-литровое ведро. Когда вернемся с бала, я проверю. Впрочем, можешь прийти посмотреть, как мы будем танцевать, если быстро и достаточно аккуратно выполнишь задания.

Ребята, неужели мы оставим Золушку без помощи?

Минутка отдыха.

Командам надо назвать математические термины на букву О и П.

6. Придумай уравнение.

Предлагается командам придумать уравнения, корнями которого являются числа:

1 команда:

1) Х = -2,4

2) Х = 13

3) Х = -13

2 команда:

1) Х = -1,2

2) Х = 12

3) Х = -12

7. Подбери число.

Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство.

1 команда:

-0,2 + ? = -0,4

 

-3,1 + ? = -1,1

0,48 + ? = 0

 

? + 3 = -2,9

2 команда:

-6 + ? = -8,2

 

-4,5 + ? = -3,5

? + 3 = -2,9

 

-13,2 + ? = -13,2

8. Решите познавательную задачу.

Однажды в английском графстве Камбэрлэнд разразилась гроза, сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки В одной из таких воронок жители обнаружили какое-то вещество. Название этого вещества зашифровано уравнениями. Решите уравнения, корни уравнений замените буквами.

  • Х * 0,7 = -49

  • -9,6 / Х = -0,8

  • Х / 70 = 1,4

  • 1,8 * Х = 7,2

  • -10,5 / Х = 3,5

  • Х / 1,8 = 50

12   -98   90   4   -70   -3
Р   А   Т   Ф   Г   И

9. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги математического боя, благодарит за игру и вручает призы.

10. Домашнее задание.

Придумать задачу по теме «Проценты» и сделать к ней рисунок.