Цели: обобщить знания о глаголе
Задачи:
- Образовательные: обобщить изученный материал по теме; учить писать безударные личные окончания глаголов; учить определять спряжение глаголов; учить правильно употреблять глаголы в речи; обобщить знания по правописанию глаголов;
- Развивающие: формировать коммуникативные умения; учить анализировать языковой материал.
- Воспитывающие: дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Оборудование: визитки каждому участнику: таблички с названиями отделов; рубрики для газеты; карточки с заданиями для работы отделов
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Догадайтесь, о какой части речи говорится.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
– Какова же тема нашего урока?
3. Сообщение цели урока
– Сегодня урок русского языка мы проводим в форме деловой игры. Редколлегиям всех отделов предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Глагол” для школьников, изучающих части речи. Отделы прошу приступить к работе.
Класс разделён на 4 группы по 5 человек. Каждая группа выполняет своё задание. После выполнения отчитывается редактор отдела.
Отдел новостей.
Карточка 1
Задание:
Сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. Заставьте её говорить, вписав всё необходимое. Ответьте на вопросы:
- Что такое глагол?
- Что он обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
петь | |||
читает | |||
подумает | |||
сказал |
Все ли столбики таблицы будут заполнены? Почему?
Отдел рекламы.
Карточка 1
Вам предстоит прорекламировать глагол. Разделите все глаголы на 2 группы по двум признакам. Ответьте на вопросы:
- Что обозначает глагол?
- Что объединяет все глаголы?
- По каким 2 признакам разделили глаголы?
- Как определить вид глагола?
Спать, спросить, сварить, мёрзнуть, думать, таять, распилить, сбежать.
Отдел информации.
Карточка 1
Вы даёте в номер статью с фразеологическими оборотами. Объясните читателям, что они означают. Разделите все обороты на 2 группы по смыслу. Как ещё можно разделить?
Морочит голову, берёт на пушку, валяете дурака, бьёте баклуши, заговаривает зубы, обводит вокруг пальца, гоняете лодыря, плюёте в потолок, водит за нос, лежите на печи.
Отдел писем.
Карточка 1
Ответьте на письма читателей, используя пословицы. Разделите их на 3 группы. Сделайте вывод о правописании глаголов каждой группы. Какие пословицы можно отнести сразу к 2 группам? Укажите их номера.
- Пораньше встане(шь, ш), побольше сделае(шь,ш).
- Потчевать велено, а (не) волить грех.
- Для добра труди(ться,тся), есть чем хвали(ться, тся).
- Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
- От работы похуде(еш, ешь), а от безделья обедн(еш, ешь).
- Кто пахать не лени(тся, ться), у того хлеб роди(тся, ться).
- Жизнь измеряе(тся, ться) не годами, а трудами.
- С первого взгляда (не) взлюбил.
- Плохо може(тся, ться), коли (не)здорови(тся, ться).
- Без труда (не) вытащи(шь, ш) и рыбку из пруда.
Отдел информации.
Карточка 2
Ответьте на вопросы. Выберите правильное утверждение.
1. Что называется спряжением глагола?
А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам
2. Выберите верные утверждения:
А) глаголы изменяются по временам
Б) глаголы не изменяются по временам
В) глаголы изменяются по числам
Г) глаголы не изменяются по числам
3. В предложении глагол чаще всего бывает:
А) подлежащим
Б) сказуемым
В) обстоятельством
Выберите верное утверждение:
Изменяются по родам глаголы
А) прошедшего времени
Б) настоящего времени
В) будущего времени
Глаголы с окончаниями -ет, -ете, -ем, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
Глаголы с окончаниями -им, -ишь, -ите, -ит, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению
Глаголы-исключения: брить, стелить относятся:
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть
Относятся:
А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению
Отдел писем.
Карточка 2
Отредактируйте письмо читателя. Поставьте глаголы в нужную форму, определите безударные личные окончания глаголов.
(Знать) ли вы как делают валенки? Сначала мастер (готовить) шерсть. От неё (зависеть) качество изделия. Мастер (соединять) тонкую и толстую шерсть, (мыть), (высушивать) и (расчёсывать). Потом шерсть (смачивать) водой и (загружать) в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны (вертеться), толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер (сворачивать) основу валенка. Затем на специальных машинах (формировать) валенок. Мастер (надевать) его на колодку, (продолжать) валять, (подогревать) водяными парами, а потом (сушить) и (обтачивать).
Как определить безударное личное окончание глагола? Как определить спряжение?
Отдел новостей.
Карточка 2
Ваш отдел рассказывает о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.
Отдел рекламы.
Карточка 2
Прорекламируйте глаголы. Составьте их визитную карточку (выполните морфологический анализ).
Ты много гуляешь. Мой товарищ заболел. Завтра я увижу любимую тётю.
Отдел информации.
Карточка 3
Распределите слова по группам. Разберите по составу.
Мечтать, живут, задрожали, белеть, любишь, осветил, грустить, шумят, помечтала, бежать, строит, затихало.
Отдел писем.
Карточка 3
Составьте текст из отдельных предложений. В 1 предложении глагол 2 лица ед. числа будущего времени. Во 2 предложении глагол 3 лица ед. числа настоящего времени. Расставьте цифры около соответствующих предложений.
Существуют страны, в которых для изготовления хлеба используют фасоль, картофель и жёлуди.
Привычный для нас хлеб изготавливают из хлебных злаков.
В Германии и скандинавских странах хлеб делают изо ржи и ячменя.
В Индии для этого используют просо.
В Китае хлеб пекут из рисовой муки.
Существует столько видов хлеба, сколько и наций.
В любой точке Земли ты обнаружишь какой-либо вид хлеба.
Отдел новостей.
Карточка 3
Подготовьте статью к выпуску “Чудесные новости из мира растений”. Поделите текст на 3 части по смыслу и по времени глагола. Вставьте пропущенные буквы.
Цветочные часы
К ш…сти часам утра открыл синий глазок к…локольчик. Подняли з.л.тые г.ловки одуванчики. Расправ..л ш.рокие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий ог.нёк мака. К в.сьми ч.сам распустились ж. лтые и белые лилии. Спада..т летн.. жара, ож..вают другие цв..ты. Распускаются душ..стый табак и луковая дрёма. Если ты посад..шь на клумбе цветочн.. часы, они покажут т..бе точн.. время.
Отдел рекламы.
Карточка 3
Подготовьте рекламу нашей газеты.
- Кому адресована наша газета?
- Почему необходимо её прочитать?
- О чём вы узнаете, прочитав газету?
Подведение итогов
Результаты работы каждой группы выносятся на доску под соответствующие рубрики: “Правописание глаголов”, “Информация о глаголе”, “Редактирование текста”, “Составление текста”, “Фразеологические обороты”, “Разбор слов по составу”, “Морфологический анализ”, “Наша реклама”.
Итак, новый выпуск газеты готов к выпуску.