Урок русского языка в 4-м классе. Деловая игра "Заседание редакционного совета"

Разделы: Начальная школа


Цели: обобщить знания о глаголе

Задачи:

  • Образовательные: обобщить изученный материал по теме; учить писать безударные личные окончания глаголов; учить определять спряжение глаголов; учить правильно употреблять глаголы в речи; обобщить знания по правописанию глаголов;
  • Развивающие: формировать коммуникативные умения; учить анализировать языковой материал.
  • Воспитывающие: дать возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.

Оборудование: визитки каждому участнику: таблички с названиями отделов; рубрики для газеты; карточки с заданиями для работы отделов

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Догадайтесь, о какой части речи говорится.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.

– Какова же тема нашего урока?

3. Сообщение цели урока

– Сегодня урок русского языка мы проводим в форме деловой игры. Редколлегиям всех отделов предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты “Глагол” для школьников, изучающих части речи. Отделы прошу приступить к работе.

Класс разделён на 4 группы по 5 человек. Каждая группа выполняет своё задание. После выполнения отчитывается редактор отдела.

Отдел новостей.

Карточка 1

Задание:

Сообщите новости о глаголе при помощи таблицы. Заставьте её говорить, вписав всё необходимое. Ответьте на вопросы:

  • Что такое глагол?
  • Что он обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
петь      
  читает    
    подумает  
      сказал

Все ли столбики таблицы будут заполнены? Почему?

Отдел рекламы.

Карточка 1

Вам предстоит прорекламировать глагол. Разделите все глаголы на 2 группы по двум признакам. Ответьте на вопросы:

  1. Что обозначает глагол?
  2. Что объединяет все глаголы?
  3. По каким 2 признакам разделили глаголы?
  4. Как определить вид глагола?

Спать, спросить, сварить, мёрзнуть, думать, таять, распилить, сбежать.

Отдел информации.

Карточка 1

Вы даёте в номер статью с фразеологическими оборотами. Объясните читателям, что они означают. Разделите все обороты на 2 группы по смыслу. Как ещё можно разделить?

Морочит голову, берёт на пушку, валяете дурака, бьёте баклуши, заговаривает зубы, обводит вокруг пальца, гоняете лодыря, плюёте в потолок, водит за нос, лежите на печи.

Отдел писем.

Карточка 1

Ответьте на письма читателей, используя пословицы. Разделите их на 3 группы. Сделайте вывод о правописании глаголов каждой группы. Какие пословицы можно отнести сразу к 2 группам? Укажите их номера.

  • Пораньше встане(шь, ш), побольше сделае(шь,ш).
  • Потчевать велено, а (не) волить грех.
  • Для добра труди(ться,тся), есть чем хвали(ться, тся).
  • Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
  • От работы похуде(еш, ешь), а от безделья обедн(еш, ешь).
  • Кто пахать не лени(тся, ться), у того хлеб роди(тся, ться).
  • Жизнь измеряе(тся, ться) не годами, а трудами.
  • С первого взгляда (не) взлюбил.
  • Плохо може(тся, ться), коли (не)здорови(тся, ться).
  • Без труда (не) вытащи(шь, ш) и рыбку из пруда.

Отдел информации.

Карточка 2

Ответьте на вопросы. Выберите правильное утверждение.

1. Что называется спряжением глагола?

А) изменение глагола по падежам
Б) изменение глагола по родам и числам
В) изменение глагола по лицам и числам

2. Выберите верные утверждения:

А) глаголы изменяются по временам
Б) глаголы не изменяются по временам
В) глаголы изменяются по числам
Г) глаголы не изменяются по числам

3. В предложении глагол чаще всего бывает:

А) подлежащим
Б) сказуемым
В) обстоятельством

Выберите верное утверждение:

Изменяются по родам глаголы

А) прошедшего времени
Б) настоящего времени
В) будущего времени

Глаголы с окончаниями -ет, -ете, -ем, -ут, -ют

А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению

Глаголы с окончаниями -им, -ишь, -ите, -ит, -ат, -ят

А) относятся к 1 спряжению
Б) относятся ко 2 спряжению

Глаголы-исключения: брить, стелить относятся:

А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению

Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть

Относятся:

А) к 1 спряжению
Б) ко 2 спряжению

Отдел писем.

Карточка 2

Отредактируйте письмо читателя. Поставьте глаголы в нужную форму, определите безударные личные окончания глаголов.

(Знать) ли вы как делают валенки? Сначала мастер (готовить) шерсть. От неё (зависеть) качество изделия. Мастер (соединять) тонкую и толстую шерсть, (мыть), (высушивать) и (расчёсывать). Потом шерсть (смачивать) водой и (загружать) в валяльную машину. Машина похожа на длинную ванну. Валы ванны (вертеться), толкут шерсть и сваливают её в полотнища. Из этих полотнищ мастер (сворачивать) основу валенка. Затем на специальных машинах (формировать) валенок. Мастер (надевать) его на колодку, (продолжать) валять, (подогревать) водяными парами, а потом (сушить) и (обтачивать).

Как определить безударное личное окончание глагола? Как определить спряжение?

Отдел новостей.

Карточка 2

Ваш отдел рассказывает о путешествии двух друзей. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Саша и Наташа решали пойти на прогулку в лес. Пошли они и вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. В лесу они находят ягоды черники. После еды ребята повеселились и быстро находили дорогу домой.

Отдел рекламы.

Карточка 2

Прорекламируйте глаголы. Составьте их визитную карточку (выполните морфологический анализ).

Ты много гуляешь. Мой товарищ заболел. Завтра я увижу любимую тётю.

Отдел информации.

Карточка 3

Распределите слова по группам. Разберите по составу.

Мечтать, живут, задрожали, белеть, любишь, осветил, грустить, шумят, помечтала, бежать, строит, затихало.

Отдел писем.

Карточка 3

Составьте текст из отдельных предложений. В 1 предложении глагол 2 лица ед. числа будущего времени. Во 2 предложении глагол 3 лица ед. числа настоящего времени. Расставьте цифры около соответствующих предложений.

Существуют страны, в которых для изготовления хлеба используют фасоль, картофель и жёлуди.

Привычный для нас хлеб изготавливают из хлебных злаков.

В Германии и скандинавских странах хлеб делают изо ржи и ячменя.

В Индии для этого используют просо.

В Китае хлеб пекут из рисовой муки.

Существует столько видов хлеба, сколько и наций.

В любой точке Земли ты обнаружишь какой-либо вид хлеба.

Отдел новостей.

Карточка 3

Подготовьте статью к выпуску “Чудесные новости из мира растений”. Поделите текст на 3 части по смыслу и по времени глагола. Вставьте пропущенные буквы.

Цветочные часы

К ш…сти часам утра открыл синий глазок к…локольчик. Подняли з.л.тые г.ловки одуванчики. Расправ..л ш.рокие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий ог.нёк мака. К в.сьми ч.сам распустились ж. лтые и белые лилии. Спада..т летн.. жара, ож..вают другие цв..ты. Распускаются душ..стый табак и луковая дрёма. Если ты посад..шь на клумбе цветочн.. часы, они покажут т..бе точн.. время.

Отдел рекламы.

Карточка 3

Подготовьте рекламу нашей газеты.

  1. Кому адресована наша газета?
  2. Почему необходимо её прочитать?
  3. О чём вы узнаете, прочитав газету?

Подведение итогов

Результаты работы каждой группы выносятся на доску под соответствующие рубрики: “Правописание глаголов”, “Информация о глаголе”, “Редактирование текста”, “Составление текста”, “Фразеологические обороты”, “Разбор слов по составу”, “Морфологический анализ”, “Наша реклама”.

Итак, новый выпуск газеты готов к выпуску.