Разнотемный урок в малокомплектной школе (грамота, 1-й класс, русский язык, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


4 класс

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Цели: на основе сравнения, анализа, обобщения познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глагольных формах через умение работать самостоятельно, активно решать учебные задачи.

1. Организационный момент.

2. Самостоятельная работа.

1. Упражнения по чистописанию

Выполните упражнения по чистописанию. Оцените Старание и красоту (учащиеся проводят самооценку на линеечке).

2. Актуализация знаний

Выпишите слова в 2 столбика: существительные и прилагательные. Объясните правописание мягкого знака после шипящих на конце слов,

ландыш колюч  береч...
камыш  хорош  прилеч...
задач могуч  знаеш...
ключ  свеж  веселиш...
помощь дремуч намаж...(+ся)
вещь  горяч не плач...(+те)

(слова последнего столбика закрыты листом).

3. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы.

- Кто хочет прокомментировать свою самооценку?

- Проверьте слова в столбиках (проверка в парах).

Что можете, сказать о словах 1-ого столбика? (существительные с шипящими на конце)

Какие существительные написали с мягким знаком после шипящей? (существительные женского рода, 3-ого склонения)

В каких словах не написали мягкого знака? (у существительных множественного числа, родительного падежа; в кратких прилагательных) Вывод: мы повторили о правописании мягкого знака после шипящей в существительных и прилагательных. Но, мы сейчас изучаем часть речи - глагол (открыть слова 3-его столбика).

Знаем ли мы о правописании мягкого знака после шипящей в глаголах?

2. Сообщение учащимися темы урока, постановка учебных задач.

Назовите тему урока (Мягкий знак после шипящей в глаголах)

Поставьте учебные задачи (узнать правило и учиться писать слова с этой орфограммой).

Что для этого необходимо знать? (правило)

3. Знакомство с правилом.

Вы хотите узнать правило от учителя или самостоятельно из учебника? (учащиеся выбирают самостоятельное чтение правила из учебника стр.82) Чтение правила по очереди вслух.

Кому понятно правило?

4. Работа со словами 3-его столбика

- Посмотрите на слова. Что вы можете о них сказать?

Беречь, прилечь (глаголы начальной формы)

Знаешь, веселишь (глаголы 2-ого лица, единственного числа) Намажь, не плачь (глаголы, выражающие просьбу, приказ) +ся, +те.

4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа.

- Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

- Кому понятно? Сможете ли вы выполнить задание самостоятельно?

( учащимся, испытывающим трудности предложить карточку-образец) В результате выполнения задания оценивается правильность выполнения (работа в парах).

6. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы.

- Поднимите руку, кто справился с упражнением без ошибок, с одной ошибкой, двумя ошибками и т.д.

Выполнили ли мы до конца поставленные нами учебные задачи. Что еще необходимо сделать? (поучиться объяснять эту орфограмму в словах).

2. Запись с комментированием под диктовку, объяснение правописания слов в упражнении.

Стричься, не плачь, идешь, беречь, съешь, учишь, поешьте.

Упражнение в учебнике №3 стр.83, (учащимся пишут с комментированием)

Кто понял и научился объяснять новую орфограмму? Каким общим правилом вы пользовались?

7. Самостоятельная работа

Задание: в разных частях речи, поставьте, где необходимо мягкий знак. Учащимся предлагаются индивидуальные карточки.

ноч...

луч...

береч...

кирпич...

знаеш...

карандаш...

чертиш...

заплач...

без туч...

колюч...

отреж...

хорош...

вещ...

дремлеш...

товарищ…

съеш...

кричиш...

врач...

ландыш...

реч...

сидиш...

помощ...

мыш...

чертеж...

зажеч...

 

8. Коллективнаяпроверка правильности выполнения.

- Кто выполнил работу без ошибок?

- У кого одна, две, три ошибки?

9. Подведение итогов урока.

Какой была наша учебная задача?

Кто выполнил полностью поставленные для себя учебные задачи?

Кому нужно еще поупражняться? Оценивание работы учащихся на уроке, комментирование отметок.

1 класс

Тема: Буква Ж,ж. Звуковой анализ слов. Выяснение особенностей звука

Цели: на основе умения выделять главное, обобщать дать учащимся сведения о новой букве, особенностях звука путем вовлечения в активную работу на уроке.

1. Организационный момент

2. Работа с учителем

1. Соотнесение картинок и слов

На доске предметные картинки: журавль жук жираф

Назовите, что вы видите?

Соотнесите картинки и слова (учащиеся под каждую картинку ставят нужное слово).

Прочитайте слова вслух.

- Что общего в словах? (они все начинаются с буквы ж).

2. Сообщение темы, плана урока

- Назовите тему урока (буква Ж,ж).

- Как вы думаете, что нам необходимо узнать об этой букве? (научиться печатать, дать характеристику звуку, который обозначается этой буквой, прочитать слова и предложения с новой буквой).

Учащимся предлагается план урока в виде линеечки.

3. Анализ букв на таблице. -Давайте начнем работать по плану (учащимся показывается таблица с печатной буквой Ж,ж)

- Что можете сказать?

(видим две печатные и две письменные буквы Ж,ж)

- На что похожа буква? (учащиеся рассматривают буквы)

Учитель: Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук Издает жужжащий звук Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

4. Пальчиковая гимнастика.

- Соберите букву из палочек.

5. Анализ элементов букв.

- Что вы можете сказать про заглавную и строчную букву? (состоят из одних и тех

же элементов, но отличаются размерами: заглавная буква занимает всю рабочую строку, а строчная - половину). Учитель показывает, как нужно напечатать заглавную и строчную буквы. Тут же вместе с учащимися разбираются возможные ошибки.

3. Самостоятельная работа. Печатание буквы, письмо слогов, дописывание письменной буквы в прописи (правый полуовал, левый полуовал), перевод слов, написанных письменными буквами в печатный, раскрашивание правильных печатных букв).

Оценка красоты и старания. Печатание букв в тетради для письма.

4. Физкультминутка.

5. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы.

- Прокомментируйте свою самооценку. Что было самым трудным?

Прочитайте слова, которые вы напечатали.

Объясните значение слова ЖЕЛЕ. (Желе - сладкое, студенистое кушание из фруктовых соков. Например, желейный, мармелад)

- Итак, букву вы научились печатать. Что по плану делаем дальше (даем характеристику звуков).

2. Звуковой анализ слов.

- Обратимся к картинкам. Произнесите первое слово (журавль). Выделите первый звук и дайте его характеристику (учитель ставит цод буквой «ж» синий квадратик, обозначающий, что звук «ж» - согласный, всегда твердый, звонкий). Аналогично другие слова (жук, жираф).

3. Игра «Кто внимательный» -Хлопайте в ладоши всякий раз, когда услышите звук: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, чемодан, волк, крыша, ужи.

6. Самостоятельная работа

Раскрасьте любым цветом пространство, где увидите букву ж. (тетрадь «Я учусь читать и писать» стр.54). задание

- Придумайте слова с буквой «ж» в начале, середине, конце слова (учащиеся выполняют индивидуальных тетрадях)

1 столб. в начале слова
2 столб. в середине слова
3 столб, в конце слова

- Разгадайте ребусы:

7. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы

- Назовите слова с буквой «ж» в начале слова, середине, конце слова. Проверка правильности разгаданных ребусов.

2. Подведение итогов урока.

Что вы узнали о букве «ж»?

Все ли вам удалось на уроке?

Что особенно понравилось?

(так как у 1 класса урок длится 35 минут, то они отпускаются в игровую комнату).

Запись слов на доске каждым учеником для проверки.