Быт и обычаи долган

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные: обогатить знания об историко-культурном развитии долган, культурном наследии ее народа;
  • Воспитательные: воспитание уважения к истории своего края; формирование чувства гордости за свой край;
  • Развивающие: формировать умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории, умение работать с исторической картой.

Оборудование, ТСО: карта Красноярского края; компьютер, проектор,  дополнительная литература.

План урока

I. Организационный момент
(Приветствие, настрой учащихся на урок, сообщение темы урока, ознакомление с книжной выставкой посвященной теме урока)
II.Изучение нового материала.
Выступление учащихся с докладами, подготовленными группой детей (в качестве наглядного материала компьютерная презентация).

Темы докладов:

  • Общие сведения о долганах;
  • Занятия долган;
  • Жилища долган;
  • Транспорт долган:
  • Зимняя одежда и обувь долган;
  • Пища долган.

III Закрепление

  • Фронтальный опрос
  • самостоятельная работа (заполнение контурных карт, ответы на вопросы теста, восстановление хронологического порядка).

  III. Итог урока:
1) проверка работ экспертами от каждой группы
2) подведение итогов
3) заключительное слово учителя

IV.Домашнее задание.  
Найти дополнительный материал о жизни долган.

Презентация

Темы докладов:
Общие сведения о долганах

Численность долган в пределах Таймырского округа в настоящее время приблизительно 5 тысяч человек. Язык долган – тюркская группа алтайской семьи языков.
В 1824 году в составе Енисейской волости образовалось шесть различных группировок, пять из которых вошли в состав долганской народности, шестая – в состав нганасанской. Сами  долганы в 20-30-х годах XX столетия говорили о своей этнической принадлежности по-разному: члены рода долган (Долгано-Енисейской управы) всегда называли себя «долган», а не «тунгус», но помнили о своем тунгусском происхождении и считали, что представляют некое единство и даже родство с родами Долган, Донгот, Эдян и Каранто. Доказательство того, что все четыре рода в прошлом образовывали какую-то родственную группу, обычно рассказывают легенду о некой трапезе, на которой был съеден человек. Потомки съевшего ухо образовали, якобы, род Долган, нос – Донгот, ногу  - Эдян, руку – Каранто.
Сами долганы называют себя и соседних эвенков еще тыа или тыа-кихи, то есть «лесные люди»  или «кочевые люди». В целом  долганской народности  положили  начало эвенки, русские, якуты. Долганы взяли себе от этих народов всего понемногу.
Так как основными видами занятий долган были оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, то Таймыр по всем параметрам подходил им. Здесь имелось очень удачное сочетание промысловых ресурсов для существования человека на том уровне развития, на котором находились предки долган. Здесь было много диких оленей, обеспечивающих долган мясом и шкурами для одежды и жилища. Хорошее сочетание данных для охоты и рыболовства: многочисленные озера с крупной, ценных пород рыбой. Возможна массовая промысловая охота на дикого оленя.
Оленеводство у долган имеет явно скрещенный характер.  Летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа (Рис. 3), зимняя езда на санках – самодийского, хотя с тунгусским передовым. Долганы доят оленей как тунгусы, но имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты  турку и туркучанка очень напоминают русские нарты для езды на собаках. Терминология, связанная у долган с оленеводством, преимущественно эвенкийская с рядом якутских слов и отдельными русскими словами.
Название у долган некоторых промысловых животных тоже имеют русские корни: ускан (заяц), курпаски (куропатка). Но все же большинство названий – якутские.

Жилища долган
Среди долганских жилищ мы можем найти и русскую избу, которая так и называется  ''русское жилище'', и якутский балаган, и тунгусский чум, который называется по-якутски ураха-де, то есть шестовое жилище и голомо, которое вероятно является древнейшим типом постоянного жилища в лесной зоне на Севере Азии. Наконец у долган, у первых из народов Севера, распространился нартяный чум, по-долгански сыарга-де, то есть «санное жилище». Он возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В них ездили по тундре русские купцы и чиновники. Впоследствии этот тип жилища стали использовать и другие народа Таймыра.

Одежда и обувь. Одежда таймырских народов так же хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин.
У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся  на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню.  
Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков. Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.
В отличие от других народностей Севера долганы имели однослойную верхнюю одежду. Обычно ее шили в период наступления полярного дня. Это тяжелый изнурительный труд, требующий времени и терпения, усердия и мастерства. Этому учатся с детства. Нужно виртуозно владеть скребком. Наиболее употребим долганский скребок (бака), который под тем же названием известен нганасанам и энцам. Другой скребок (кыхыан) известен у нганасан под название моротенса,  у энцев - нагио и считается у них долганским.
Существует 18 – 20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков. Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев. Сначала мастерицы подбирали одинаковые, с коротким ворсом шкуры и приступали к крою, используя специальный нож. Выкраивали три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию. Женская одежда приталенная, сзади удлиненная. Полы спереди сходятся встык, застегиваются на пуговицы или завязываются замшевыми вязочками. Нижняя часть полы расклешена, по бокам вшиты клинья.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании черного, белого, синего, красного и зеленого цветов.
Долганская мужская одежда тоже имеет несколько разновидностей, довольно своеобразных, сшитых из длинношерстных оленьих шкур, которые надеваются поверх песцовой или лисьей шубки, отлично сохраняют тепло и удобны для работы в тундре.
Сакуи меховые – широкие, расклешенные снизу, длинные до пят, с капюшоном – надеваются поверх одежды в морозные дни во время дальних поездок. Сакуй из белой плотной ткани надевают поверх всей одежды во время пурги, ветров.
Для мужчин шилась и праздничная одежда. Верхняя одежда для мужчин приталена и расклешена книзу. Она бывает короткая, до колен, и длинная, присборенная сзади.
Основная часть этой одежды шьется из темного неблюя или из черного сукна. Пришивная кайма узкая, красного цвета. Расшивается она, как и женская, бисером или цветными нитками. Нагрудник украшается узором «розетка», которая вышивается вперемежку с вертикальными узорами-полосами. Пояс, воротник, манжеты украшают полосками с орнаментом «тумус». Подол и края бортов окаймлены пушистым мехом «карга апыю».
Шапки шились праздничные и повседневные. Шапка имеет капорообразную форму и состоит в основном из четырех деталей: двух боковых, продольной и передней, утепленных внутри мехом песца или зайца. Шапка плотно облегает голову, защищая уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками. Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел свое назначение. Праздничную бисерную мужскую шапку шили из черного сукна, меха неблюя на меховой подкладке. Тщательно расшивали такую шапку юные мастерицы. Существовал обычай: если девушка наденет такую шапку своему избраннику, то считается, что они помолвлены.
Капор украшали бисером и аппликацией, по голове вдоль лица – вышитая полоска. На затылке вшивалась ярко-красная суконная вставка, которая украшалась орнаментом из цветного бисера в виде четырехлепестковых розеток. По бокам полосы по диагонали располагались вышитые бисером фигурки в виде острых углов острием вниз. Вся композиция завершалась меховой опушкой.
Женская шапка из лисьих лапок состоит из двух боковых деталей и одной продольной шириной в 10 см, которая опускается до затылка, она инкрустирована с помощью искусно подобранных узеньких полосок из лисьих лапок темно-коричневых и желтоватых тонов. Передние и затылочные края окаймлены мехом росомахи. Женские головные уборы обычно надевают поверх ярких цветных платков с кистями.
Обувь, сшитая из оленьих камусов, очень разнообразна. Она делится на домашнюю – короткую и длинную, обувь для улицы, для праздников. Мужские и женские унты имеют вертикальные вставки, вышитые цветным бисером. Верхняя часть унтов шьется из красного сукна шириною 12 – 13 см, расшивается бисером узором «розетка», которая чередуется с вертикальными узорными полосами. Обычно эта обувь шьется из очень темных или белых камусов.
В унтайки, предназначенные для улицы, шьются чижи (чулки) из хорошо выделанной шкуры взрослого оленя.
Особенностью детской обуви, так называемой «лопатки», является то, что край ее носовой части имеет округлую форму, как лопатка. В таких унтайках детям удобно ходить и легко надевать их на ноги.
Подошвы на все виды обуви ставят из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь. В осенне-весенние дни для впитывания влаги вкладываются стельки из сухой травы.
Еще до революции долганы шили для себя одежду из тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки.
Для украшения женской одежды из материи долганки использовали различные декоративные изделия: кольцо с опускающимися от пяти до десяти ажурными цепочками с прорезными орнаментами, которое надевалось поверх платья; изготовленные из низкопробного серебра, украшенные гравировкой браслеты, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой. Большая часть ювелирных изделий завозилась из Якутии в обмен на другие товары.

Единственным транспортом долган были олени. В летнее время на них ездили верхом, зимой оленей запрягали в нарты. Так как круглый год приходилось содержать оленей на подножном корму, перед каждой перекочевкой долганы были вынуждены отлавливать в стаде необходимое количество ездовых оленей, для чего пастухи и подростки маутом (особым арканом) ловили оленей. Иногда устраивали специальные загоны для оленей, отлавливая их для упряжки.
Маут был предметом личного снаряжения каждого оленевода. Он представляет собою веревку длиной от 20 до 35 м, диаметром 3 – 4 мм, сплетенную из четырех тонких сыромятных ремней. Один конец его продевается сквозь небольшую роговую или костяную пластинку с двумя отверстиями. Для того чтобы пластинка не спадала, на конце аркана завязывается узелок. Иногда вместо него укрепляют роговую пуговицу. Каждый пастух имел свой маут. Навыки владения маутом вырабатывались с детства. Тонкий, легкий и прочный маут очень ценился.
Запрягать оленей начинали с одевания на каждого недоуздка. Для верховых недоуздками служили головные веревки, состоящие из ременной петли с двумя ремешками, которые завязывали за рогами оленя.
Мужчины и женщины употребляли одинаковые седла для верховой езды. Они различались только по величине. Седло состояло из двух дощечек-полок длиной 45 – 60 см, шириной 10 – 15 см, толщиной 0,8 – 1 см, соединенных жильными веревками. Чтобы тяжесть седока распределялась равномерно и седло пружинило, полки остова обшивали хорошо выделанной прочной шкурой шерстью внутрь. Полученные подушки дополнительно набивали шерстью. Иногда седло обтягивали чехлом, сшитым из хорошо выделанных лобных шкурок. В этом случае седла были особенно прочными.
Седла делились на легковые и грузовые. Устройство грузового седла отличалось от устройства легкового. Полки для подушек скрепляли с луками под меньшим углом. Каждую полку-доску обтягивали оленьей шкурой ворсом наружу. Подушки грузовых седел шерстью не набивались.
Грузовое седло помещали на лопатках оленя, но в отличие от легкового лопатки оленя охватывала только передняя часть седла. Груз укладывали в так называемые переметные сумки. Шились они из летних шкур диких оленей. На одну такую сумку расходовалось восемь камусов. Они хорошо предохраняли содержимое от дождя. Шкурки сшивали ворсом внутрь, поэтому вода легко стекала, не проникая в сумку.
Существовали определенные правила укладки грузов:
– каждая сумка загружалась таким образом, чтобы по краям и в середине она была шире;
– груз после переброски вьюков должен быть с обеих сторон одинаковым по весу;
– вьючные сумки от дождя следовало покрывать ковриками из оленьих головных шкурок;
– поверх сумок надо было класть деревянные ко- робки, цилиндрические мешки из камусов с инструментами.
Весь вьюк и седло укрепляли одним длинным ремнем из ровдуги.
Олени с грузом следовали гуськом. Поводок от головной веревки каждого последующего привязывали к седлу предыдущего. Караван вьючных оленей строился в определенном порядке: за ведущим оленем следовал олень с детской люлькой, за ним шел олень с постельными принадлежностями, потом следовали олени с вьючными сумками и ящиками. Замыкал караван олень, волочивший шесты от чума. Весной при перекочевках для переправы через реки везли с собой лодку-ветку.
Зимой долганы запрягали оленей в нарты. Зимняя упряжь состояла из недоуздка для передового правого оленя, головных веревок для пристяжных оленей, лямок и соединительных ремней.
Недоуздок упряжного оленя состоит из ременной петли с двумя роговыми или костяными пластинками-налобниками. К ней с боков привязывают два ремешка с деревянной или костяной пуговицей, кольцо с цепью длиной до 50 см и вожжой. Петлю надевают на морду оленя так, чтобы костяные пластинки помещались под рогами оленя над надглазными дугами. Застегивают недоуздок за ушами.
Легковые нарты отличаются от грузовых более тщательной отделкой, имеют спинку и обычно от четырех до шести пар копыльев.
Материалом для нарт служит лиственница, ель или береза. При езде на нартах оленей погоняют хореем. Его длина от 2 до 3,5 метра. На передний тонкий конец надевают роговую шишечку, которая предохраняет оленя от ранений. С помощью хорея нарту тормозят при спуске с горы: чтобы замедлить спуск, им упираются в снег. Весной, переезжая через реки, тупым концом хорея ездок проверяет крепость льда.
Долганы садятся на нарту с правой стороны. Сидит ездок боком, положив левую ногу на нарту, а правую поставив на полоз.
Интересен орнамент, используемый долганами. Орнаментом украшались щитки для подкрадывания к дикому оленю, рукоятки ножей, бортовые доски челноков, задки легковых мужских санок, луки грузовых оленьих седел.
Переднюю стенку охотничьих щитков долганы покрывали глубокими вырезами, для того чтобы прочнее удерживать на ней слой снега, которым охотники залепляли стенку с целью маскировки. Поэтому не было необходимости разнообразить узоры и они носили простейший характер. Это были параллельные линии – горизонтальные или вертикальные, зигзаги, косые линии, ромбы, треугольники.

Пища. Главное место в пищевом рационе таймырских семей всегда занимало оленье мясо. Мясо употребляется чаще всего в вареном, а также в мороженом и копченом виде. После забоя пастухи с удовольствием едят сырое свежее мясо, печень, почки. Традиционным лакомством являются молодые оленьи рога, предварительно опаленные над пламенем костра. Большой популярностью пользуется также крепкий мясной бульон, к которому в последние годы добавились различные супы, заправляемые картофелем, крупами, макаронами.
Рыба употребляется в пищу всеми группами населения как оленеводами, так и жителями поселков. Осенью и зимой особым успехом пользуется строганина - нарезанная в виде длинных стружек мороженая рыба: нельма, муксун, сиг. Летом наиболее излюбленным блюдом является сырая (свежепойманная) или же малосольная рыба. Во все времена года в пищу употребляется вареная рыба. Повсеместно сохраняется и приготовление впрок сушеной рыбы, известной под названием "юкола".
Съедобные растения в пищевом рационе таймырских народов значения почти не имели.
Очень важно заметить, что живя в суровых условиях Заполярья и питаясь как будто бы крайне однообразно – мясом и рыбой, - народы Крайнего Севера почти не болели цингой и другими видами авитаминозов.