Урок посвящен наработке навыков орфоэпического, выразительного чтения и анализу художественных особенностей текста. Урок изучения нового материала третий урок в цикле занятий по творчеству К. И. Чуковского. Это дает возможность вернуться к ранее изученным произведениям автора.
Что было до урока и после.
Урок хорошо вписался в тематику месяца. Ноябрь был посвящен творчеству к.и. Чуковского. Мы читали и обсуждали сказки, стихотворения, рисовали рисунки, делали поделки, разыгрывали спектакли по его произведениям, смотрели мультфильмы, были мы и в школьном кукольном театре (смотрели сказку «Телефон»). После проведения ряда занятий и данного урока мы уже многое знали о жизни и творчестве К. И. Чуковского, Детям нравятся сказки, стихотворения, и они с удовольствием читают и знают наизусть отрывки из произведений этого автора.
Цели:
1. Формировать умения
- читать текст бегло, осознанно, правильно и выразительно, с соблюдением основных норм литературного произношения;
- анализировать текст и его художественные особенности;
- аргументировать свою точку зрения. .
2. Развивать память, воображение, мышление, речь, артикуляционный аппарат и дыхание.
З. Воспитывать
- бережное отношение к вещам;
- интерес и любовь к чтению;
- сознательного читателя.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Использование упражнений повышения скорости чтения, правильности, выразительности, четкости произношения.
2. Учить детей подтверждать свое мнение словами из текста, высказывать свои мысли и умение принимать другую точку зрения.
З. Включить упражнения с многократным повторением, драматизацию шуточного произведения, викторины, анаграммы, введение дыхательной гимнастики и упражнений на развитие артикуляционного аппарата.
Наглядные пособия: для работы используем дополнительные тексты для каждого учащегося «Доктор Айболит И его звери», иллюстрацию к сказке «Федорино горе», плакаты с текстом первой части, плакаты для словарной работы и грамзапись «Федорино горе».
Ход урока.
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность детей |
1 этап. Организационный момент |
-Здравствуйте ребята! Встали красиво. У всех хорошее настроение? Начинается наш урок. |
|
2 этап. Многоразовое чтение в разном темпе. Текст «Айболит и его звери» |
Перед вами лежат тексты. Прочтите, пожалуйста, название. Скажите по названию рассказа о ком этот текст. 1. Первичное чтение 30 сек. (самозамер скорости чтения). 2. Повторное чтение 30 сек. 3. Скороговорка 30 сек. 4. Выразительное чтение в парах (взаимооценка). - Посчитайте, сколько слов вы прочли? А на сколько больше прочитали второй раз? Вот ребята видите, как быстро и правильно читаете, если прочитать несколько раз один и тот же текст. |
Название «Доктор Айболит и его звери» читает учащийся вслух. - Этот текст о Докторе Айболите и о его зверях. Ученики читают текст 4 раза. Дети считают прочитанные слова и отмечают карандашом на полях текста. Взаимооценка ставится в дневник карандашом. |
3 этап. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворение «Путаница» |
- Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем и посмотрим, как вы приготовили домашнее задание. Посмотрите друг на друга, вы теперь зверята. Давайте пригласим ведущего, он будет читать стихотворение, а вы должны произнести свои слова (Игра может проводиться 2-3 раза). |
На головах у детей надеты шапочки с персонажами стихотворения. Ведущий выразительно читает стихотворение, дети говорят слова своего персонажа. |
4 этап. Мини викторина по произведениям К.И. Чуковского |
- Ребята, вы любите сказки? - А много их знаете? - Вот сейчас и проверим. Я читаю строчки из произведения, вы называете автора и название сказки. 1.
2.
3.
4. Где убийца, где злодей. Не боюсь его когтей. 5.
6.
- Что объединяет эти произведения? - А какие мультфильмы по произведениям К. Чуковского мы смотрели все вместе. - Понравились вам они? |
- Мы очень любим сказки. - Мы много знаем сказок. Это произведение «Путаница». Написал его К.И. Чуковский Это сказка «Мойдодыр». Написал его К.И. Чуковский Это произведение «Телефон». Написал его К.И. Чуковский - Это сказал Комар из сказки «Муха - Цокотуха», которую написал К.И. Чуковский - Это произведение написал К.И Чуковский и называется «Бармалей» Это сказка «Федорино горе» и написал ее тоже Чуковский - Эти произведения объединяет то, что написал их один автор. Мы смотрели мультфильмы по сказкам Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе». - Да, нам очень понравились эти мультфильмы. |
5 этап. Тема и цели урока. |
- Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с Федорой, с ее котами, ее посудой. Научимся красиво, правильно и выразительно читать эту сказку. |
|
6 этап. Обсуждение содержания произведения «Федорино горе» |
- Ребята, а почему взбунтовалась посуда? - Почему кочерга не идет, а скачет? - Почему эта история закончилась благополучно? |
- Посуда взбунтовалась, потому что ей надоело быть грязной. - Потому что ей хочется побыстрей убежать. - Федора поняла свою ошибку. Она стала мыть и чистить посуду, а тараканов она повывела. |
7 этап. Вторичное восприятие текста. |
А сейчас прочтем 1-2 часть цепочкой, по две строчки. |
Дети читают вслух две части цепочкой. |
8 этап. Словарная работа |
- Ребята, в тексте встретились слова:растопырила, дребезжать. Как вы понимаете эти слова? - Давайте прочтем, как дается значениеэтих слов в «Толковом словаре». - В тексте встретились трудные слова. Чтобы их прочесть быстро и красиво,я предлагаю следующее упражнение: Перескакивают - скок - скакать- перескакивать - перескакивают. |
Дети отвечают Растопырила - это значит, выпучила глаза, вытаращила. - Дребезжат - это звук, который производит посуда. Дети читают значение слов с плаката. Слово вынесено на плакат и под руководством учителя учащиеся читают хором образование этого слова |
9 этап. Дыхательная и артикулляционная зарядка |
- Мы немного устали. Нам нужна разрядка, называется... 1. Упражнение «Кит». Медленный глубокий вдох и резкий вы дох. - Представьте, что вы кит. Вы делаете глубокий вдох (набираете воду) и затем резким выдохом выталкиваете воду. 2. Упражнение «Жужжание пчелы». Далеко - близко – далеко З. Упражнение «Писк комара». Близко - далеко - близко |
Дети досказывают слово: Зарядка Дети выполняют упражнения вместе с учителем. Дети произносят звук «Ж» как показывает учитель. Дети произносят звук «З» как показывает учитель |
4. Упражнение «Свеча». - У вас в руках свеча. Подуйте на нее так, что бы пламя легло. Аккуратно набираем воздух и тоненькой струйкой потихоньку выпускаем воздух. А теперь набираем воздух резким вздохом и резко выдыхаем его. Пламя свечи потухло. 5. Чистоговорка. Прочтите слова чистоговорки на плакате. Из какого произведения эти строки? |
Дети выполняют
упражнения вместе с учителем.
Дети читают чистоговорку.
- Эти строки из сказки «Мойдодыр» |
|
10 этап. Анализ художественных особенностей первой части произведения К. И. Чуковского «Федорино горе». Анаграммы. Игра «Буквы перепутались» |
Прочтите название сказки. -Что можно сказать по названию сказки? - Скажите, эта сказка наверно печальная, ее нужно читать грустно? - Давайте послушаем аудиозапись. (С целью дать детям образец чтения профессиональным артистом.) Прочтите отрывок, помещенный на доску, какой будет темп чтения? - Почему вы так думаете? Какие слова, подсказывают темп чтения? А какие чувства мы должны передать при чтении? - Где будем делать паузы? - И между столбиками мы делаем паузы более длинные. - Какие слова мы с вами выделим, поставим логическое ударение? - Теперь самостоятельно разберите оставшиеся столбики первой части произведения. - Мы с вами потренировались на более легкой первой части, давайте попробуем поработать над более сложным четверостишием второй части. Прочитайте вполголоса отрывок и определите самое длинное слово. - Этот отрывок похож на скороговорку. Голос убыстряется. - Как автор показывает, что мы должны читать быстро? Хоровое выразительное чтение. - Дома самостоятельно разберите вторую часть и научитесь выразительно ее читать. - А сейчас немножко пои граем. Нам бабушка Федора оставила волшебный сундучок, он откроется только тогда, когда вы поможете Федоре Егоровне собрать слова. Посмотрите, все буквы перепутались. Поможем бабушке Федоре? Те предметы, что лежат в сундучке нам понадобятся после урока. |
Дети читают название сказки. Отвечают на второй вопрос учителя по разному. Дети слушают аудиозапись. - Будем читать быстро. Здесь вся посуда скачет. Дети читают из текста слова, которые подсказывают темп чтения. - Мы должны передать удивление. Где стоят точки, запятые там мы делаем паузы. - Подчеркиваем слова : сито, корыто, метла, по улице. Дети самостоятельно разбирают по книгам оставшиеся столбики. Выразительное чтение нескольких учащихся. Дети читают отрывок на доске.
Находят самое длинное слово. - Самое длинное слово в этом отрывке «перескакивают» - Автор повторяет одни и те же слова несколько раз. Дети читают хором. Открывается доска. На ней из букв азбуки составлены слова: МОСАРАВ, ШАЧКИ, ЦАБЛЮД. Дети меняют местами буквы и отвечают, какие предметы нам понадобятся после урока. |
11 этап. Итог урока. |
- Сейчас мы прочитаем первую часть так, как научились на уроке, т.е. выразительно, красиво, правильно. - С каким произведением мы сегодня познакомились, и кто его написал? - Какое горе произошло с Федорой? - Кто в этом виноват? - Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у нас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у нас нет, а у кого были ошибки, они их исправят. - Вы все хорошо работали на уроках. |
Дети читают выразительно первую часть хором. - Мы познакомились со сказкой К.И. Чуковского «Федорино горе». - От нее убежала посуда. - В этом виновата бабушка Федора, потому что она не ухаживала за своими вещами. Мы посоветуем бабушке Федоре и ребятам, чтобы они любили и ухаживали за своими вещами, клали их на место. Учащиеся оценивают работу себя и своих одноклассников. |
12 этап. Задание на дом |
Дома научится выразительно читать вторую-третью часть сказки, дать характеристику Федоры по началу сказки. |
Дети записывают домашнее задание в дневник. |