Кодирование информации. "Пишите письма инопланетянам". Урок информационной культуры. 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Цель урока:

Общеобразовательная:

  • Обучение системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей;
  • Знать основные приемы работы с информационными объектами;
  • Уметь кодировать и декодировать информацию;
  • Познакомить учащихся с особенностями научного процесса познания, ступенями исследовательской деятельности.

Развивающая:

  • Овладеть основными приемами кодирования информации и работы с информационными объектами;
  • Развивать логическое мышление, творческий и познавательный потенциал учащегося, его коммутативных способностей, используя для этого компьютерный инструментарий;
  • Научить учащихся формулировать гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.

Воспитывающая:

  • Формирование культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого компьютера;
  • Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

План урока.

  1. Вводное слово учителя. Определение цели урока.
  2. Постановка задачи заключительного этапа проекта.
  3. Выдвижение рабочей гипотезы.
  4. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных)
  5. Физкультминутка.
  6. Формулировка выводов по результатам исследования.
  7. Подведение итогов урока.

Подготовительная работа.

Задания для групп, дополнительные источники и материалы, расстановка учебных столов, украшение класса. Презентация. Приложение 1.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя. Определение цели урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительный урок по теме «Кодирование информации». Цель сегодняшнего урока завершить наш с вами интересный проект и ответить на основополагающий вопрос: Написать и отправить письмо инопланетному другу факт или небылица?

2. Постановка задачи заключительного этапа проекта.

Мы разделились на три группы. Каждая группа сформулировала свой проблемный вопрос.

  1. Каким наиболее понятным для инопланетянина способом можно закодировать письмо?
  2. Информация, закодированная с помощью каких двух знаков, может быть понятна далеким цивилизациям?
  3. Как и какую информацию, ты отправишь инопланетному другу?

Провели поиск информации по вопросу на уроках и дома. Сегодня наша задача выдвинуть гипотезу, провести дополнительные исследования, провести обсуждение и сделать вывод.

Выяснить какие виды информации по форме представления бывают.

Исследовать какой вид информации вероятнее всего поймет инопланетянин.

Представить процесс передачи информации понятным для инопланетянина.

Выяснить каким понятным для инопланетянина способом можно зашифровать информацию.

Рассмотреть различные способы кодирования.

Рассмотреть различные способы отправки письма.

Посмотреть, как освещается этот вопрос в СМИ, Интернете.

Выяснить о чем хочет написать в письме современный школьник. Написать письмо инопланетному другу.

3. Выдвижение рабочей гипотезы.

У каждого на столе есть рабочий лист, в котором, указаны проблемный вопрос, цель, задачи, ход исследования, даны задания. В конце урока эти листы сдаются на проверку усвоения материала.

Дается время на формулировку гипотезы 1-2 минуты. Команды сообщают по очереди выдвинутую гипотезу и приступают к исследованию.

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4,

4. Подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

Работа учащихся с рабочими листами, на компьютере, рассказывают о результатах поиска информации в СМИ, Интернете.

5. Физкультминутка.

Представьте, что вы имеете возможность передать информацию только действиями. Давайте сейчас попробуем это сделать.

Руки подняли и покачали,
- Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
- Ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем,
-Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Руки отводим назад.
Как головою между листвою
Дятел деревья долбит,
Как на рыбалку и в перевалку
Гусь за гусыней бежит.
Вот удивились, остановились
Гуси у самой реки.
Голову выше, тихо, неслышно
Сядем, как мотыльки.

6. Формулировка выводов по результатам исследования.

Команды формулируют выводы по полученным результатам. Пишут письмо инопланетянам.

Отвечают на основополагающий вопрос всей темы проекта.

7. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке информатики мы успешно завершили наш первый исследовательский проект, который длился несколько уроков. Все команды хорошо подготовились, для иллюстраций выступлений использовались подготовленные слайды, дополнительная информация участники проекта нашли в Интернете, все научились кодировать и декодировать информацию.

Особенно полно освещен вопрос о кодировании информации в древности.

А самое главное вы ответили на главный вопрос проекта:

Написать и отправить письмо инопланетному другу факт или небылица

Написали это письмо, и нашли способ его отправки.

Все выступления заслуживают высокой оценки, а как я оценила вашу работу во всем проекте, вы можете угадать, если раскодируете мое послание к вам!

(Раздается звезда-чупа-чупс). В качестве домашнего задания я попрошу участников оформить материалы и сделать письменные выводы в тетрадях.

Спасибо! До свидания