Урок-зачет по русскому языку. Тема "Имя прилагательное", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Систематизация знаний.
Форма проведения: Урок-зачет.
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном. Обогащение памяти учащихся разнообразными по лексике именами прилагательными. Развитие речи учащихся.
Формирование нравственных понятий доброты, справедливости, непримиримости к жадности.
Наглядность и оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Доска Star Board Software.
  • Листы учета.
  • Солнышко (грустное, веселое)
  • Карточки для работы в паре.

Класс делится на группы по пять человек (помощник и учащиеся). Помощники сдают зачет заранее по полной программе, но на другом практическом материале. На уроке они помогают учителю.
Один помощник проверяет учеников своей группы. Если ответ верный, то на листе учета ставится +, если не верный, то - , данные заносятся в лист учета, который есть у каждого помощника, а потом они выставляют в сводный листок учета, после каждого этапа.
(Приложение1)
Ход урока:

I. Организация класса:
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь
( у учащихся два изображения солнышка: грустное и весёлое)

 

- Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Оцените свое самочувствие в начале урока, какое оно у вас грустное или веселое. Покажите мне ваше солнышко.
-Мне нравится ваш настрой на работу, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Сообщение темы и целей:
- Урок-зачет. Тема: «Имя прилагательное»
- Сегодня мы проверим знания в области имени прилагательного. Будем учиться, правильно говорить и использовать в нашей речи имена прилагательные. Учиться слушать и правильно оценивать своих товарищей. Работаем в группах. Помощники помогут мне провести зачет, а вам поможет быть активными на уроке дружба.
- Языковым материалом нашего урока будут имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Чистописание:
- Давайте напишем красиво и правильно название сказки.
( Учащиеся записывают. Сказка о рыбаке и рыбке. ( слайд) )
- В этой сказке Пушкин использует много имен прилагательных.
-Ответьте помощникам. Что такое имя прилагательное?
 /Дети отвечают помощникам/
- Так что же такое имя прилагательное?
/Ученик отвечает, учитель ведет указкой по опоре

- А примеры найдете, внимательно послушав начало сказки,
/видеозапись. Фрагмент «Жил был старик со своею старухой...»/
- Какие примеры имен прилагательных вы услышали?
- Докажите, что это имена прилагательные.
- С какой целью использует Пушкин имена прилагательные?
- Верно, чтобы мысль была выражена, верно, точно, ярко, выразительно, живописно.

II. Словарная работа.
/таблица с изображением предметов: корыто, рыбка, терем, волны, старуха.
Карточки имена прилагательные: новое, золотая, высокий, сердитая, сварливая (слайд)/
- Какие прилагательные Пушкин употребил в тексте, чтобы показать признак этих предметов.
-Что это?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Назовите противоположное по смыслу?
- Как напишем слово корыто?
Запишем словосочетание Новое корыто.
- А это кто?
- Подберите прилагательное из сказки.
- Почему использует прилагательное золотая?
- Объясните, как напишем слово рыбка?
- Как напишем слово золотая?
Запишем словосочетание Золотая рыбка.
- Это что?
- Подберите прилагательное.
- Назовите противоположное по смыслу.
- Как напишем терем?
Запишем словосочетание Высокий терем.
- А это что?
- Какое имя прилагательное употреблял Пушкин с этим существительным, чтобы описать характер моря?
- Как напишем сердитые?
Запишем словосочетание Сердитые волны.
- Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей и животных?
- Какое прилагательное Пушкин употребил, чтобы показать характер старухи?
Запишем словосочетание Сварливая старуха.

III. Работа по теме.
Упражнение в определении рода и числа у прилагательных.
- Какие грамматические признаки определяем у имен прилагательных?
- Определите род и число в записанных словосочетаниях, а помощникам ответьте, как определить род и число?
/работают в группах/
- Так как определить род и число у прилагательного?
- Старуха в сказке сварливая. А каким Пушкин изобразил старика? ( Добрым) Почему?
- Давайте и мы выпустим своих рыбок в море, для того, чтобы проверить правильно ли вы написали окончания прилагательных.
/На таблице море со словосочетаниями. Дети выпускают рыбок, на которых написан род и число/
- Кто не допустил ошибок, поставьте +
- У какого прилагательного не определен род?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные во множественном числе?
- На какой вопрос отвечают, какие имеют окончания имена прилагательные в женском роде, мужском роде, среднем роде? /опора/
- Приведите примеры имен прилагательных в среднем роде, прослушав видеозапись.
/видеозапись /Отпустил он рыбку золотую
 и сказал ей ласковой слово/
- Какие примеры услышали?
- Что значит ласковое?
- Какие вы знаете ласковые слова?
 Синтаксический разбор предложения.
- Запишем это предложение для того, и сделаем синтаксический разбор.
/выполняют разбор/
Проверка у доски.
- У кого 1, 2 ошибки поставьте +
- Ласковые слова значит добрые. Вот какие слова сказал старик рыбке:
Ступай себе в синее море
Гуляй там себе на просторе.
- Вместе со всем подводным царством порадуемся за рыбку
/видеозапись/

Физминутка.
- Выпустив рыбку, старик хотел, чтобы она жила на свободе, а старуха хотела наживиться за счет рыбки.
- Как можно назвать старуху в этом случае?
- В чем проявилась жадность старухи?
- Кем хотела сначала стать старуха?
- Послушайте видеозапись для того, чтобы определить, кем хотела она стать в конце сказки?
 /видеозапись. Говорит старику старуха...
И была б у меня на посылках. /.
Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных.
- Так кем захотела стать старуха в конце сказки?
/таблица: черн… крестьянкой
 Вольн… царицей
 владычицей морск…/.
- Какие окончания нужно вставить? Почему?
- Сделайте морфологический разбор морскою.
- Ответьте помощникам, как определить падеж? /работа в группе/.
- Так как определить падеж?
- В каком падеже употреблено прилагательное морскою?
- Какие еще имеют окончания имена прилагательные в этом падеже?
- Что нужно помнить, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного? /опора/
- Работаем в паре.
- Определите, какие окончания нужно писать у прилагательных,
/карточки:

  1. Жил старик со своею старухой У самого син... моря.
  2. Вот идет он к син... морю

 Видит на море черная буря.
/Помощник выполняет два варианта/.
- Проверка. (Проверяют помощники и учитель)

IV.Завершающий контроль.
- Захотела стать старуха владычицей морскою, не осмелился старик ей перечить и отправился к синему морю.
- Как встретило его море? Почему?
- Запишем видеодиктант, проверим, как вы усвоили правила, которые мы повторили.

Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря.
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют.
 Стал он кликать золотую рыбку.
- Выполнила ли рыбка просьбу? Почему?

Итог.
- Чему учит сказка?

Домашнее задание.
- Написать сочинение «Если бы я был золотой рыбкой……»
- Чего же мы достигли? /оценки за теорию выставляются по общему листу учёта/

V.Рефлексия.
- А за практику я поставлю, проверив диктант.
- Посмотрите снова на солнышко.
- Оцените своё настроение от урока.
- От общения с вами мое настроение выражается через веселое солнышко.
- Спасибо за урок.