Цели и задачи урока:
- Отработать навыки сбора материалов к сочинению по картине.
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к русскому искусству.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, магнитофон.
Доп. материалы: худ. фильм «Эскадрон гусар летучих» (эпизод: Д. Давыдов вбегает в комнату), любая спокойная классическая музыка, «Гусарский марш» А.Петрова из к.ф. «О бедном гусаре замолвите слово», распечатки с текстом для редактирования по количеству учеников в классе.
Ход урока
Слово учителя.
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине О.А. Кипренского. Поэтому сейчас мы с вами побываем на небольшой экскурсии, посвященной этому художнику. Поможет нам в этом наша мультимедийная система.
Презентация 1. Презентация проходит под классическую музыку.
Слайд 1
слайд 2
Комментарий ко 2 слайду. Каждый пункт появляется по очереди, по щелчку мыши.
Учитель комментирует отдельные пункты.
- Копорье находится недалеко от г. Кингисеппа в Ленинградской области, то есть, художник, с творчеством которого мы сегодня знакомимся – наш земляк.
- Кипренский уже тогда хорошо пел и рисовал.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 6. Сначала появляется вопрос, после того, как ученики отвечают на него, появляется ответ на экране.
В изобразительном искусстве есть много жанров. Давайте вспомним, как называют художников, работающих в них.
Слайд 7
Слайд 7. Ответы на экране появляются после ответов учеников.
Мы сегодня говорим о жанре, в котором работал О.А. Кипренский – о портрете. Портреты бывают разные.
Слайд 8
Слайд 9
Звучит мелодия «Гусарского марша» А.Петрова из к.ф. «О бедном гусаре замолвите слово».
- Послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, к какому из портретов подошла бы эта мелодия? (Еще раз показать слайды 3, 4, 5).
Выслушать ответы учащихся и перейти к слайду 10.
Слайд 10
Слайд 10. Именно эта картина будет предметом нашего разговора.
Работа с картиной О.А.Кипренского «Портрет Евг. В. Давыдова».
Посмотрите внимательно на картину и постарайтесь запечатлеть ее в своей памяти. Сейчас я задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, не глядя на изображение. Слайд закрыть.
Викторина для внимательных.[1].
- В каком мундире изображен Давыдов?
- Как он держит правую руку?
- Что у гусара в левой руке?
- Есть ли у него усы?
- Куда он смотрит: прямо перед собой или в сторону?
Устная работа по содержанию картины. (слайд 10)
- В каком жанре написано произведение? (Парадный портрет)
- Кто изображен на картине? (Гусар)
- Можем ли мы по картине угадать характер героя? Что может нам подсказать, каков герой?
Картина – это застывший кадр. Давайте оживим его. В этом нам поможет другой вид искусства – кинематография. (Показать эпизод из художественного фильма «Эскадрон гусар летучих, где Д. Давыдов в генеральском костюме вбегает в комнату).
Работа в тетрадях.
Записать в рабочей тетради число и тему.
Слайд 1
Слайд 1. Сначала появляется тема, которую ученики записывают.
- Какие атрибуты военной одежды мы видим на гусаре? (По очереди появляются пункты, ученики записывают в тетрадь) – расширение словарного запаса.
Слайд 2
Слайд 2. Словарно-стилистическая работа.
- Выберите из предложенных слов те, которые нам могут пригодиться в сочинении.
- Какие слова больше подходят при описании гусара и почему?
1 ученик с индивидуальным д.з. читает значение слов бравый и бравурный.
Учащиеся записывают в тетрадь выбранные слова.
Слайд 3
Слайд 3. Описание внешности гусара.
В тетради ученики записывают заголовок: лицо - … (1 мин. на самостоятельную работу, потом появляется продолжение на слайде и ученики его списывают) и т.д. по образцу.
- Слышали ли вы такие слова, как импозантный и импонировать.
Слайд 4
- Попробуем определить, какое из двух значений подходит каждому из них. Записать в тетрадь.
Обобщающая устная работа.
Обобщая все сказанное, сильные ученики (1 – 2 чел.) составляют устный текст по картине.
Редактирование предложенного текста.
Ученикам выдаются распечатки текста для редактирования.[2 ]
Строки пронумерованы для быстрой ориентации в тексте.
- Картина О.А. Кипренского представляет собой парадный портрет. Офицер
- изображен в полный рост, в гусарском мундире, при оружии.
- Это молодой человек лет тридцати. Брюнет. Как и положено гусару, с пышными
- усами и бакенбардами. Правильные черты лица, четкий овал, большие темные глаза
- смотрят не на зрителя, а куда-то в сторону, словно человек знал то, о чем не хотел
- говорить, а может быть, печалился, пытаясь это скрыть.
- Противоположна выражению лица (задумчивого, мечтательного, с легкой
- грустинкой) поза персонажа. Он стоит подбоченясь правой рукой, раскованно,
- вальяжно, как бы напоказ. Красавцу есть чем гордиться. Он высок, строен, крепок,
- ладен, словом, хорош по всем статьям. Как ловко сидит на нем ярко-красный, шитый
- золотом и отороченный мехом доломан! Левая рука уверенно покоится на рукоятке
- сабли. Сейчас она в ножнах, которые крепятся к поясу красным ремнем, но, вероятно,
- побывала не в одном сражении. Должен быть еще и кивер. Да вон он, едва виднеется в
- левом углу полотна, украшенный султаном. В бою этот головной убор часто спасал
- хозяина от раны, смягчая удар противника, а здесь он без надобности, можно
- отложить в сторону.
- Фигуры занимает почти весь объем картины. Она как бы высвечена на темном
- фоне сочными красными, белыми, золотистыми, сочно-коричневыми тонами. Даже
- черный цвет мехового воротника на доломане и сапог, в которые обут персонаж,
- звучит мажорно, оттеняя яркий внешний вид героя.
- Фон едва угадывается, да и он, думается, играет свою основную роль – служит
- контрастом для более выпуклого представления изображаемого человека.
- Кипренскому прекрасно удалось передать в облике своего современника личность
- интересную, своеобразную, импозантную (об этом свидетельствует поза гусара), но в
- то же время не пустую и не глупую (об этом говорят его глаза).
- Есть много произведений, рассказывающих о гусарах – лихих вояках, смельчаках,
- балагурах, сердцеедах и весельчаках, но мы знаем и такие литературные источники, а
- главное, факты истории, где гусары показали себя храбрыми защитниками Отечества,
- которые, не щадя живота своего, спасали Родину от врагов, своими подвигами
- умножали славу России и остались в памяти народа как верные и преданные его
- сыновья. Думается, что Давыдов – воплощение настоящего русского гусара.
Каждый самостоятельно читает текст, находит речевые, грамматические, логические ошибки.
Общее обсуждение.
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет Евг. В. Давыдова».
1 Михайлова С. Ю. Сочинение по картине. 7 класс. М. 2004, с. 62
2 Михайлова С.Ю. Сочинение по картине. 7 класс. М., 2004, с. 68-69