Разработка часа общения в 5-м классе по теме "Берегите все живое"

Разделы: Классное руководство


Класс: 5
Г.К. Селевко»: Как вы воспринимаете окружающий мир?
Цель часа общения: экологическое воспитание учащихся, воспитание любви к родному краю.
Задачи часа общения: формировать умения вести диалог, аргументировано отстаивать своё мнение; формировать правильные отношения между детьми в коллективе.
Оборудование: магнитофон, листы ватмана, фломастеры, пластиковые бутылки, бумага, ножницы.
Этапы проводимого занятия:

  • Подготовительный
  • Вступительное слово учителя
  • Конкурсы
  • Мини - итоги

Форма проведения занятия: экологическая игра – викторина

Содержание часа общения:
Информация к размышлению:

Природа покоряется лишь
тому, кто сам ей подчиняется
Ф. Бэкон

I. Подготовительный этап. Класс делится на микрогруппы по 5 человек. Команды получают домашнее задание:

    1. Подготовить название, эмблему своей команде; выбрать капитана
    2. Изучить особенности флоры и фауны своего региона
    3. Приготовить призы участникам
    4. Выбрать жюри из старшеклассников

II. Вступительное слово учителя.

 Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку над стеблем повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба.
М. Дудин

Ребята! Мы отправляемсяв увлекательное и познавательное путешествие, которое посвящено всему живому, что нас окружает. На занятии курса «Познай себя» вы обсуждали: « С помощью чего вы воспринимаете окружающий мир?». А сегодня мы поговорим об окружающем нас мире, его проблемах. Постараемся ответить на вопрос: «А что же могут сделать дети по решению этих проблем?». Во время нашего часа общения нас ждут испытания, чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. И пусть главным девизом сегодняшней игры станет девиз мушкетёров: «Один за всех и все за одного!»

III. Конкурсы.
Команды отправляются в путешествие. Им предстоят испытания (конкурсы).
Испытание №1
Учитель проводит жеребьёвку команд. Командам предстоит защитить название своей команды и эмблему.
Испытание №2
Командам раздаются карточки с заданиями. Побеждает команда, ответившая на все вопросы правильно.

  1. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?
  2. Какое растение одновременно называют мужским и женским именами?
  3. Какие лекарственные растения растут в вашей местности?
  4. Самое важное вещество на земле?
  5. Из чего получают манную крупу?
  1. Какую пользу приносят дятлы?
  2. Как в лесу без компаса можно определить стороны света?
  3. Какие лекарственные растения растут в вашей местности?
  4. Дерево, из которого делают спички?
  5. «На дворе стоит апрель, звенит весёлая …»?
  1. Для чего нужен зоопарк?
  2. Почему комнатные растения называют живыми кондиционерами?
  3. Какие лекарственные растения растут в вашей местности?
  4. Первая птица весны?
  5. Кто первый землю пашет?
  1. Почему вороне зимой хорошо живётся в городе?
  2. почему нельзя сжигать опавшие листья?
  3. Какие лекарственные растения растут в вашей местности?
  4. движение воздуха в горизонтальном направлении?
  5. Какой колокольчик не звенит?

Ответы:

  1. Они самые молодые – дольше живут
  2. Иван-да-Марья
  3. а
  4. Вода. Без воды невозможна ни одна форма жизни
  5. Пшеница
  1. Они очищают лес от вредителей
  2. Мхи и лишайники растут с северной стороны ствола. Кора деревьев с северной стороны всегда темнее и грубее. Муравейник располагается с южной стороны дерева
  3. а
  4. Осина
  5. Капель
  1. Чтобы сохранить исчезающие виды животных. Жителя сибирской тайги удалось сохранить лишь усилиями сотрудников Московского зоопарка.
  2. Они способны очистить воздух жилищ от пыли и ядовитых веществ, увлажнить его и обогатить кислородом.
  3. а
  4. Грач
  5. Червяк
  1. Теплее и сытнее.
  2. Сжигая опавшие листья, мы загрязняем атмосферу, возвращая в воздух те вредные вещества, которые растения поглощали всё лето.
  3. а
  4. Ветер
  5. Цветок

Испытание №3: «Дизайнеры»
Проблема отходов, загрязнения окружающей среды стала одной из самых злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе, никогда не забывайте убирать после себя мусор. Давайте подойдём к проблеме творчески. За 10 минут из пустых пластиковых бутылок попытайтесь сделать что-то полезное в быту. Защитите свой проект.

Хорошо поработали, а теперь расслабимся, закроем глаза, примем удобную позу и послушаем музыку. Вопрос: «Что вы услышали в этой музыке?»

Испытание №4: «Весёлый привал»
«Кольцовка песен о природе» (по команде ведущего команды последовательно поют песни о природе). В этом испытании побеждает команда, ни разу не пропустившая свой ход.
Испытание№5
У нас в гостях сегодня маленький лисёнок. Он наблюдает за нами с самого начала нашего часа общения. Он очень рад, что мы нашли применение пластиковым бутылкам, что мы знаем песни о природе. Но он со страхом думает о происходящем вокруг его норы. В выходные дни ему хочется убежать подальше в глушь. Почему, как вы думаете? Какие проблемы волнуют лисёнка? Как их решить? Вам предлагается в течение 10 минут придумать обращение к отдыхающим, которое бы помогло лисёнку жить спокойно в лесу, вырасти прекрасным лисом. Обращение должно быть кратким и убедительным.

Слово жюри
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Мини – итоги.