Цель урока:
- Формирование умения писать слова с разделительным ъ и ь знаком.
- Развитие памяти, внимания, пополнение словарного запаса.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- репродукция “ Зимой на катке”
- тренажер для глаз
- индивидуальные карточки
- листочки для работы в группах
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Прочитайте стихотворение. Определите тему стихотворения.
Вьюга снежная пурга,
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Д.: Тема – зима.
У.: Подберите синонимы к слову вьюга.
Д.: Метель, пурга…
У.: Какие вы слышите звуки зимы, запахи.
Д.: Вой, свист, шипение, завывание, гул…
У.: Как это можно изобразить письменно? (Руками покажите действие вьюги. Дети встают и показывают движения.)
Минутка чистописания.
Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений и развиваем руку.
У.: Что такое зима? На доске появляются слова: снег.
– Какие еще снежные слова знаете?
– Мороз, коньки, лед, лыжи, санки, снежинки, Дед Мороз, Снегурочка, елочка, снеговик, снежная крепость.
Ответы детей.
Работа по картине “Зимой на катке” Чтение стихотворения хором.
У подъезда дома пять,
Объявление опять
“Марьи, Дарьи и Татьяны,
Ольги, Софьи и Ульяны!
На коньки пора вставать,
По льду скользкому гонять!”
У.: Определить тему урока, цель.
– Используя имена из стихотворения, слова с доски, картину, составьте предложения.
– Что мы сегодня будем закреплять? Прочитайте стихотворение каких орфограмм много?
Д.: Тема нашего урока разделительный ъ и ь знак. Мы будем писать слова с разделительным ъ и ь знаком.
Орфографическая работа. Дети получают индивидуальные карточки для работы в парах со стихотворением:
У подъезда дома пять,
Объявление опять
“Марьи, Дарьи и Татьяны,
Ольги, Софьи и Ульяны!
На коньки пора вставать,
По льду скользкому гонять!”
- Выделение известных орфограмм.
- Выписать в первый столбик слова с разделительным ъ , во второй с ь знаком. Доказать свой выбор. (Работа группах.) Дети по заданию учителя выписывают слова с ъ, с ь и с ь для обозначения мягкости..
- Выработать алгоритм работы над правильным написанием слов с разделительным ъ и ь знаком.
Алгоритм
- Четко прочитать слово.
- Посмотри. в какой части слова находятся знаки.
- Посмотри, где стоят е, е, я, ю, и в какой части слова.
- Разделительный твердый знак – писать только перед корнем после приставок на согласную.
- Карточки заготовить.
Разделительный мягкий знак пишется в _____________
Перед гласными (какими?)__________________________
Разделительный твердый знак пишется только после _______________________
Перед гласными (какими?)______________________
Мягкий знак пишется (где?)_____________________
Физкультминутка.
У.: На доске слова: коньки, вьюга, въехал, семья, вьюн, подъезжать, память, объехал, бьют, съемка.
Я буду показывать и произносить их. Если я назову слово с мягким знаком, вы сгибаете правую ногу в колене и поднимаете ее, обхватывая обеими руками. Если я произнесу слово с твердым знаком, тоже самое делаете с левым коленом.
У.: Работа в тетради. Запишите одним словом:
Животное, наиболее близкое к человеку построению тела – обезьяна.
Кондитерское изделие –печенье.
Втолковал, разжевал и в рот положил – разъяснил.
Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения – объявление.
Энергичный рост, сильное развитие чего-либо, воодушевление, возбуждение, участок дороги, поднимающейся в гору – подъем.
События перед юбилеем – предъюбилейное.
Вывод.
- Разделительный твердый знак нужно только после приставки писать.
- Разделительный ь знак в середине слова между согласными.
Работа на доске.
У.: Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить ( через одну-две минуты учитель стирает первые слова словосочетаний). Ориентируясь на второе слово, напишите словосочетания полностью. Подчеркните орфограммы.
съедобный объяснил подъем съемка съежилась |
гриб задачу флага фильма от холода |
Итог урока.
– Какую тему изучали?
– Когда же пишется разделительный мягкий знак и разделительный ъ ?
– Какое задание вам показалось самым сложным?
Домашнее задание.
- Выберите себе задание и запишите в дневнике:
- Придумать и записать 6 слов с разделительным мягким знаком, выделить орфограмму:
- Выписать по одному предложению из книги для чтения со словами, где пишется разделительный ь знак, ъ и ь показатель мягкости согласного звука.