- “Каждый человек в моем городе заботится о нем. Я тоже хочу внести капельку труда – не бросаю мусор где попало…”
- “Мои бабушка и дедушка приехали в Междуреченск из разных городов. Приехали и встретились. Вместе живут уже 45 лет…”
- “Мама меня любит таким, какой я есть. Я не представляю, что со мной будет без мамы”…
- “ …В нашем городе много шахт. Самая большая шахта – “Распадская”. Там работает моя мама на вентиляции, она подает чистый воздух шахтерам. У нас в городе много шахтеров. Эта работа очень трудная, шахтеры иногда погибают. У нас даже памятник есть “Погибшим шахтерам” и там еще мать плачет, а я не хочу, чтобы мамы плакали. Я когда вырасту, буду строить такие шахты, где шахтеры не будут погибать, и тогда мамы не будут плакать”.
- “… Нас с братом летом отвезли к бабушке на юг. Там было хорошо, много фруктов. Но потом я стала проситься домой, в Междуреченск, потому что мы там живем, там детский сад, в который мы ходим с братом, там мои подружки, потому что там мой дом”.
Трогательнейшие детские строки. Они собраны в небольшой брошюрке под очень официальным названием “Сборник творческих рассказов воспитанников МДОУ № 33 “Зайчик”. Такие брошюрки получили все родители на родительской конференции “Ответственное родительство”, которое было посвящено изучению в детском саду программы “Маленький горожанин” в рамках необычного курса, о котором они, взрослые, в свое время и не слышали, курса – “Я и город”.
Эта конференция стала своеобразным отчетом педагогов об итогах реализации программы за два года. Мамы и папы, пришедшие на конференцию, могли познакомиться с рисунками, поделками своих детей, изготовленных в ходе освоения программы. А в подаренной брошюрке каждый родитель мог прочитать родное имя, ведь в него вошли соображения, высказывания и даже стихи всех без исключения детей подготовительной группы.
А начиналось все так…
Анкетирование родителей детского сада по проблеме нравстенно-патриотического воспитания три года назад показало, что 50% анкетируемых, средний возраст которых 25-27 лет, не в состоянии ответить на вопрос: “Что такое патриотическое воспитание?”
Если обратиться к словарному определению “патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу” (Ожегов).
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
“Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время… Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов” – так записано в государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы”.
Как педагогам и молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется отчим домом. И каждый принадлежит всей России.
Каждому из нас принадлежит его Родина – малая, близкая, знакомая с детства и большая, необъятная Россия.
Народ говорит: “Дерево без корней не растет”. Уважение к собственным “корням” – одно из условий самоуважения и личного достоинства человека.
Когда-то мы с вами пели: “Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз!” А сегодня мы понимаем, именно с дома, именно с улицы начинается Родина наших детей.
Несколько лет назад педагогическое сообщество нашего детского сада – 150 детей, 45 сотрудников, 290 родителей в проектном режиме начали работу по патриотическому воспитанию дошкольников, которое названо одним из важнейших направлений образовательной политики.
Результатом совместной работы стала программа “Маленький горожанин” для детей 5-7 лет, с акцентом на краеведческий принцип образования дошкольников, цель которой: воспитание гражданина своего города; формирование чувства гордости за свою малую Родину (Автор – Манкова Нина Ивановна).
С помощью этой программы мы, взрослые, старались передать свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это важно для воспитания гражданских чувств.
С помощью этой программы мы пытаемся решить такие задачи как:
– формирования представления у детей о Родине как месте, где человек родился;
– воспитание чувства привязанности к своему родному городу;
– расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, литература, искусство);
– воспитание чувства уважения к людям труда.
Особенностью программы является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.
Понимая, что социально-пространственная среда города несет в себе огромный воспитательный потенциал, в программе рассматривается шесть тем, которые связаны между собой логически, дополняют друг друга и вместе представляют целостный рассказ о городе: “Наш город”, Наше наследие”, “Город-труженик”, “Город спортивный”, “Природа родного города”, “Безопасность в городе”.
Мы знакомим детей с такими понятиями как город-труженик, рассказываем, кто строил этот город, какие предприятия у нас есть, знакомим как со знаменитыми, так и с простыми людьми. Приглашаем в гости ветеранов войны и заслуженных шахтеров, мастеров спорта и участников Олимпийских игр. Рассказываем о коренном населении, кто они, что делают, как живут.
- “Наш город”. История возникновения и развития. Основатели города. Знакомство с улицами, зданиями, транспортом.
- “Наше наследие”. Герои войны и труда. Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.
- “Город спортивный”. Физкультура и спорт, здоровый образ жизни.
- “Природа родного города”. Флора и фауна, беседы о сохранении природы.
- “Город-труженик”. Люди труда, их профессии, промышленные и социальные объекты.
- “Безопасность в городе”. Правила поведения на улице, дома, в природе.
Эта программа не требует каких-то дополнительных вложений, дидактических пособий. Она построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в краеведческом музее, художественном салоне или детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны междуреченскими писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному городу, а значит, к Кузбассу и России.
Необходимым условием реализации программы является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.
Программа “Маленький горожанин” нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В соответствии с требованиями к программам для дошкольных образовательных учреждений, на основании экспертных заключений программа “Маленький горожанин” получила положительную рецензионную оценку в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и в комитете образования Администрации города Междуреченска. На Международной выставке-ярмарке “Кузбасский образовательный форум” в 2005 году авторы программы “Маленький горожанин” были отмечены Дипломом III степени и бронзовой медалью.
В целях организации деятельности дошкольных учреждений приказом комитета образования рекомендовано использовать программу “Маленький горожанин” для реализации городского компонента по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста в детских садах города Междуреченска.
В 2003 году программа одобрена Ученым советом и издана под редакцией ректора Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования профессора Н.А. Заруба как методическое пособие для использования в дошкольных учреждениях в качестве регионального компонента.
Отличительной особенностью данной программы является ее пропедевтический характер, который позволяет ребенку-дошкольнику накопить определенный круг знаний и представлений, необходимых для образовательных областей “Окружающий мир” в начальной школе и “История Отечества и родного края” в основной школе, т.к. основу содержательного компонента составляют человек, природа, общество.
На основании этого, программа “Маленький горожанин” является основополагающей и составной частью сквозной экспериментальной городской программы “Я и город”, цель которой – обеспечить приобщение воспитанников ДОУ и учащихся образовательных учреждений к истории города, основам правовых, этических знаний, воспитание любви к городу и родной природе, формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения.
С целью методического обеспечения процесса внедрения программы “Маленький горожанин” в дошкольные учреждения города, педагогами детского сада осуществлена подготовка системы методических рекомендаций и разработок:
- разработано примерное планирование по проведению занятий по познавательному развитию;
- предложен примерный перечень учебно-дидактического материала для сопровождения программы;
- разработаны рекомендации по организации работы педагогов и родителей над единой образовательной темой “Мой город”;
- разработаны примерные формы и содержание работы с родителями по реализации программы “Маленький горожанин”
- разработаны рекомендации по проведению постоянно действующего семинара для педагогов “Пути реализации программы “Маленький горожанин”;
- составлена развивающая книга для старших дошкольников и их родителей “Рассказ о родном крае”, которая была представлена на соискание премии Губернатора Кемеровской области “Педагогические таланты Кузбасса”, высоко оценена конкурсной комиссией и сейчас тиражируется во все детские сады.
Все методические разработки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей, скорректированы с комплексной образовательной программой, используемой в детском саду, не противоречат требованиям государственного стандарта и обеспечивают целостность педагогического процесса.
Одна из задач программы “Маленький горожанин” – дать возможность ребенку ощутить себя непосредственным участником всех процессов, что происходят в городе, в своей семье. Но ребенок – это уже маленький гражданин, который должен знать свои права и обязанности, именно поэтому, в рамках расширения и развития программы, мы разработали проект программы правового воспитания старших дошкольников “Ты имеешь право на защиту”, основанный на положениях Международной Конвенции ООН о правах ребенка.
Мы считаем, что дошкольное образовательное учреждение, в силу свое близости к семье, в состоянии повлиять на защиту следующих прав ребенка представленных в Конвенции:
- право на охрану здоровья;
- право на образование;
- право на участие в играх;
- право на сохранение своей индивидуальности;
- право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
Мы уверены, что первые представления о взаимозависимости прав и обязанностей необходимо давать детям как можно раньше. Хорошо, если уже в раннем детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.
Правовое воспитание дошкольников еще недостаточно изученная тема, это сложная работа, которая только начинается. Сложность связана с тем, что ребенку дошкольного возраста трудно осознать абстрактность понятия “право”, поэтому мы считаем начатую нами работу актуальной и своевременной.
Работа по программе “Маленький горожанин” давно уже вышла за рамки одного детского сада. Программа используется в 37 детских садах города. Реализуя программу, педагоги накапливают уже свой опыт по данной проблеме. На кустовом совещании дошкольных работников в рамках городского форума “Педагогический август. Пространство социальной мобильности: новые маршруты и стратегии”, мы узнали о том, что в МДОУ № 54 “Веснушки” разрабатывается проект “Дети войны” – собираются и обрабатываются для доступного понимания детьми сведения о детях, участвующих в Великой Отечественной войне. В МДОУ № 34 “Красная шапочка” накоплен интересный опыт использования краеведческой музейной педагогики, а в МДОУ № 43 “Тюльпанчик” – созданы великолепные условия и отрабатывается методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций русского народного творчества.
В январе 2007 года прошла первая городская выставка методических пособий и дидактических игр, разработанных коллективами детских садов города в рамках реализации программы “Маленький горожанин”. На выставке было представлено 94 экспоната, которые вошли в объединенный каталог. В рамках сетевого взаимодействия, каждое дошкольное учреждение, реализующее программу, может воспользоваться пособием другого детского сада или использовать их идею при изготовлении дидактических игр.
В преддверии 55-летнего юбилея города Междуреченска, который будет отмечаться в 2009 году, нами запланированы такие мероприятия как конкурс чтецов взрослых и детей “С чего начинается Родина”, выставка детского изобразительного творчества “С любовью о городе”, научно-практическая конференция педагогов “Патриотическое воспитание дошкольников”. В плане конференции – проведение мастер-классов и пленарное заседание. В понятие мастер-класс мы вкладываем обязательное представление педагогами собственного комплекса методических приемов, которые обеспечивают эффективное решение воспитательно-образовательных задач. Форма проведения включает: практический показ работы с детьми, “круглый стол” или дискуссию с обсуждением вопросов по данной тематике, знакомство с общей системой работы учреждения и управления им. (приглашаем вас на конференцию).
Мы можем подвести первые итоги реализации программы.
Результативность внедрения программы “Маленький горожанин” анализируется нами со следующих позиций: ребенка, родителя, педагога.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о городе, крае, в котором он живет. Созданы оптимальные условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:
– у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
– содержание занятий по знакомству с родным краем выстраивается на более близком материале, чем содержание других курсов, поэтому вхождение в учебную деятельность проходит легче;
– ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
– дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;
– обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими,
– выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в школе; выпускники МДОУ являются муниципальными стипендиатами в начальной школе за успехи в учебе, спортивные и творческие достижения;
– воспитанники ДОУ являются призерами и лауреатами городских и областных конкурсов и фестивалей:
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности родителей – в предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка.
– Авторитет ДОУ среди родителей города достаточно высок, степень удовлетворенности работой ДОУ родителями – 93% (результаты анкетирования);
– существует очередность на устройство ребенка в ДОУ;
– реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению экскурсий, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
– участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДОУ в повышении профессионального уровня и квалификации.
Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения и т.д. как средств, способствующих реализации программы “Маленький горожанин”) способствуют развитию мастерства педагогов как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:
– в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
– во введении и апробации программ, технологий, направленных на развитие личности ребенка;
– в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках одной образовательной темы;
– в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;
– в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности городского образования – в сохранении, обновлении и развитии системы дошкольного образования, гарантирующей развитие потенциальных способностей каждого ребенка.
Программа патриотического воспитания дошкольников имеет большое значение для развития системы дошкольного образования, является средством гуманизации воспитательного процесса в детском саду, фундаментальным принципом введения личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, Кузбасса.
Анализ деятельности дошкольных учреждений показал необходимость и возможность продолжения работы по реализации детскими садами города программы “Маленький горожанин” как городского компонента по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что освоение ребенком-дошкольником краеведческого материала – одно из приоритетных направлений современной дошкольной педагогики, которое поможет сформировать первые представления о Родине, как о месте, где человек родился и стране, в которой он живет.
Это подтвердили и родители, присутствующие на конференции “Ответственное родительство”. При ответе на вопрос “Как Вы считаете, нужна ли программа “Маленький горожанин”, по крайней мере, 95 % родителей ответили утвердительно.