Цель:
- вовлечь родителей в игровой диалог с детьми;
- помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в гражданско-патриотическом воспитании детей;
- создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Предварительная работа: конкурс рисунков “Мы – путешественники” ( впечатления детей и родителей о поездках по России), цикл познавательных занятий гражданско-патриотической направленности.
Подготовка к викторине: карточки с надписями фамилий семей, выставка рисунков “Мы – путешественники”, предметы народно- прикладного искусства (матрешки, образцы элементов росписи народных промыслов России), иллюстрации народных костюмов и карточки с названиями предметов одежды, картинки с предметами для задания “Путешествие во времени”, иллюстрации персонажей из русских народных сказок, звезды, грамоты.
Ход викторины
Ведущий:
(Родители с детьми размещаются за столами с надписями их фамилий)
Уважаемые гости, родители! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Предлагаем вашему вниманию познавательную викторину “Моя Родина – Россия”. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает новую жизнь. За последние десятилетия мы растеряли многие исконно национальные черты те, что создавали славу русского человека и мощь государства. Наша с вами задача посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны.
Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало в труде и быту. Народные умельцы и мастера делали на забаву, на потеху ребятишкам игрушки. Вот матрешки (чем не забава спрятать одну в другую). В прошлом крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их, например, дымковскими глиняными игрушками.
1. Задание “Узнай по описанию”
На столах лежат образцы с элементами росписей (Хохлома, Гжель, Дымково, Филимоново, Полхово – Майдан, Городец, Жостово)
Ведущий читает четверостишье о той или иной росписи, родители с детьми находят образец этой росписи, кто быстро и верно определил, получает звезду.
Хохлома:
И богаты, и красивы,
Гостю рады от души
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Дымково:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Гжель:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль –
Изделия рук золотых.
Филимоново:
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока
Посмотрите пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Городец:
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса:
Конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит,
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают.
Жостово:
Расписной поднос красивый,
Ярок в нем узор на диво,
В нем вся русская краса,
Красок дивных чудеса.
Ведущий подводит итог первого задания. За верный и быстрый ответ семья получает звезду.
2. Задание “Национальная одежда”
Ведущий:
Национальная одежда – это своеобразная “книга”. Научившись ее читать, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Для каждой семьи предлагается карточка с названием, какого – либо элемента национального женского или мужского костюма: (кокошник, порты и т.д.) Каждая семья находит тот или иной предмет на иллюстрациях, кукле и т.д.. За правильное объяснение участники получают звезду. Ведущий подводит итог второго задания.
3. Задание “Путешествие во времени”
Ведущий:
Как можно представить время того или иного события? Представим, что мы путешествуем на “машине времени”, делаем моментальные снимки и помещаем их в альбом: что – то было давно, а что – то позже.
Каждой команде предлагается набор картинок с изображением предметов. Эти картинки следует расставить на мольберте в порядке возникновения нарисованных вещей в жизни человека.
- Пещера, избушка, особняк, современный многоэтажный дом.
- Костер , лучина, керосиновая лампа, люстра.
- Телега, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль.
- Человек в набедренной повязке, платье 18 – 19 века, современная одежда.
- Бревно, лавка, старинное кресло, современное кресло.
- Плот, лодка, парусник, пароход, лайнер.
За верное и быстрое выполнение задания семья получает звезду.
Ведущий:
Русский народ всегда умел не только хорошо работать, но и отдыхать. После трудовых будней люди восстанавливали силы, заряжались энергией, с помощью песен, игр – забав, частушек. Наши ребята приготовила для вас музыкальный сюрприз. (Дети в народных костюмах исполняют частушки.)
4. Задание “Хорошо – плохо”
Ведущий:
Сказка – это лучшее, что могли придумать наши предки. Она учит добру, честности, храбрости. Сказки любят и маленькие и взрослые, не одно поколение наших бабушек, пап и мам выросло на этих произведениях народного искусства.
На стол кладется коробочка с изображением персонажей из русских народных сказок (братец Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” “Гуси лебеди” – Машенька, “Заюшкина избушка” – лиса, заяц и т.д.) Каждая семья выбирает себе того или иного персонажа, ребенок – называет положительные черты характера и поведения у героя, а родители те, которые на его взгляд являются “плохими”, могут иметь нежелательные последствия. По итогам задания все семьи получают звезду.
5. Задание “Фотоальбом”
Ведущий:
В далекие времена наши предки памятные события сохраняли с помощью наскальных рисунков. Самое удивительное изобретение человечества – фотоаппарат. В жизни каждой семьи происходят свои памятные события, которые вы незамедлительно фотографируете на долгую память и потом храните в семейном альбоме. Мы вам предлагаем поделиться своими воспоминаниями из семейного альбома, показав их нам при помощи жестов и мимики.
Все участники пытаются угадать показанное. По итогам выполненного задания семьи получают звезды.
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша викторина сегодня мы на один шаг приблизились к культурному наследию нашего народа. Этим огромным богатством нужно уметь распоряжаться, владеть, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить.
Происходит подсчет звезд. В торжественной обстановке вручаются победителю и участникам викторины грамоты.