Рефлексия на современном уроке

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе учителя, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение как к предмету, так и к учителю и, как правило, позволяет закончить учебное занятие или мероприятие «на позитиве».
Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам, а невероятно продвинувшиеся в последнее время информационные технологии предоставляют обширное поле возможностей.
Как вариант, в настоящей статье представлены авторские программные разработки (в среде Delphi) «Смайлики.ехе» и «Интерактивное голосование.ехе» (Приложение1 и Приложение2 соотв.). Эти программы предназначены для проведения рефлексивного момента и подразумевают использование на уроке проектора и экрана, либо интерактивной доски.

Описание и рекомендации по применению:

Программа «Смайлики.ехе» представляет собой окно с тремя заполняемыми полями (рисунок 1)  и последующей интерпретацией результата в виде полей разного цвета с количеством смайликов, соответствующим количеству учащихся в аудитории.  Учитель заполняет поля согласно проведенному опросу: понравился или не понравился урок, выступление или презентация (в зависимости от темы и разновидности урока) и после нажатия кнопки «далее» на экран выводится наглядно представленные результаты голосования (рисунок 2). Цветные полосы соответствуют процентному соотношению проголосовавших. Участники могут голосовать как просто рукой, так и заранее приготовленными «смайликами», вырезанными из бумаги.

Программа «Интерактивное голосование.ехе» более универсальна и предоставляет возможность выводить на экран произвольный вопрос с изменяемым количеством возможных вариантов ответа (рисунок 3). Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа (одно нажатие – один голос) или же можно сразу ввести имеющиеся результаты с клавиатуры (после клика на столбец диаграммы). Результат выводится в виде гистограммы. На вкладке «?» в настройках предусмотрена возможность изменения размера и цвета шрифта, а также количества вариантов и сами варианты ответов, цветов столбцов выводимой на экран гистограммы (рисунок 4).  Кроме проведения рефлексивного момента на уроке, эту программу можно использовать при проверке знаний учащихся, при проведении опроса мнений, определении симпатий, рейтингов и различных голосованиях. Например, в день открытых дверей или в дни выставок и других праздничных мероприятий, гости школы могут принять участие в опросе, проводимом пресс-центром. При использовании этой программы в сочетании с интерактивной доской, участники опроса могут самостоятельно нажимать кнопки голосования, что неизменно привлекает внимание,  вызывает интерес и положительные эмоции.
Согласно проведенным опросам в нашей школе и школах района и города, применение ИКТ в таких, казалось бы, незначительных моментах школьной жизни повышает престиж не только учителей-предметников, но и всего учебного заведения в целом.
Представленные разработки часто используются коллективом нашей школы на уроках с применением ИКТ и различных открытых мероприятиях. Ваши отзывы и рекомендации к предложенным программным продуктам Вы можете оставлять в блоге автора на сайте школы www.sch5.ru.

Приложение 1

Приложение 2