Если физическая культура просто важна для взрослого человека, то для детей она просто жизненно необходима. Уже давно стало аксиомой – каждому человеку необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Реформа общеобразовательной школы призвана поднять работу преподавателя, в том числе и преподавателя по физическому воспитанию, на качественно новый уровень путем применения прогрессивных методик и технических средств обучения. Одним из действенных средств, способствующих достижению этой цели, можно считать проведение занятии по физвоспитанию с музыкальным сопровождением.
Наши школы работают в рамках концепции “Рефлексивная самоорганизация учащихся как средство для реализации творческой личности”, поэтому основная цель учителя, работающего в системе развивающего обучения,– создать на каждом уроке условия для развития ребенка, становления его как субъекта учения. То есть учитель должен выполнить свою работу так, чтобы ребенок смог, захотел, а главное научился работать самостоятельно.
Правильное формирование двигательных способностей ребенка является фундаментом для гармонического развития личности, для раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, а также комфортного нахождения в социуме. Задачи физического воспитания младшего подростка направлены на воспитание ценностных ориентаций, на его физическое и духовное развитие, на формирование потребности и мотивов занятиями физическими упражнениями, формирование навыка здорового образа жизни, приобретение опыта общения, ориентация на самостоятельные занятия физическими упражнениями и использования их в целях отдыха, досуга и физического самосовершенствования. На уроках физического воспитания музыка имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач.
Эти задачи, на мой взгляд, она решает не изолированно, а в единстве, в комплексном воздействии:
- развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений;
- воздействие музыки на эмоциональное состояние, в целях создания лучших условий для восприятия изучаемого материала и выработки выразительности движений;
- повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся;
- повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание.
Эти задачи наиболее успешно осуществляются при систематическом использовании музыки во время занятий по развитию координационных способностей, которые являются базой для формирования всех двигательных качеств. Координация движений является объективным показателем развития двигательных функций (Н. А. Фомин, Ю.Н.Вавилов, 1991), способностью к согласованию определенных двигательных действий и объединению их в единое целое. В.И Лях (1989) подразумевает под КС способность оптимально регулировать двигательные действия, точно, быстро, рационально разрешать различные двигательные задачи, осуществлять дозированные движения в условиях дефицита времени. Применительно к учащимся младшего подросткового возраста выделяются следующие способности к координации: способность к равновесию, ориентировка в пространстве, воспроизведение ритма.
В период полового созревания у многих подростков отмечается ухудшение координации движений и проявляется снижение синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног, что подтверждается моими наблюдениями. Предлагая занимающимся из урока в урок различные по форме и характеру упражнения, органически увязанные с музыкой, с музыкальным темпом и ритмом, этим самым постепенно я развиваю у занимающихся чувство ритма, тонкое умение точно и правильно распределять движения и усилия во времени и пространстве .
Как показывает практика у учащихся 5-6классов, не развито чувство ритма и нет согласованности музыки и движения. И начинаем мы с простейших упражнений, например, учимся ходить под музыку, что считаю самым трудным для учащихся в начале. Подсчет ноги, подаваемый мной в начале ходьбы или по мере необходимости, должен согласовываться с музыкой, а именно: счет "раз" и "три", произносимый в момент постановки на пол левой ноги, должен совпасть с первой и третьей долями маршевого такта. В этом случае постановка левой ноги будет всегда совпадать с сильными долями такта. Необходимо иметь в виду, что выработка чувства ритма имеет очень большое значение в быту и трудовой деятельности человека. Ритмичная работа сопровождается ощущением легкости, и человек, нашедший правильный ритм движений, меньше устает от работы. В этих случаях работа выполняется при правильном чередовании усилия, напряжения и отдыха. Упражнения типа задании на согласование движений рук и ног, определенное количество счетов /тактов/ музыки концентрирует внимание, обеспечивает собранность занимающихся, а четкий ритм марша с динамичностью звучания, с устремленностью вперед тона является мощным средством для создания приподнятого, жизнерадостного настроения, рабочей установки, обеспечивающих успешное выполнение стоящих перед уроком задач.
При выполнении общеразвивающих упражнений музыка, помимо регулировки темпа и ритма, создает и тот эмоциональный фон, который стимулирует желание занимающихся выполнять движения как можно лучше, полнее. Воздействие музыки на эмоциональное состояние учащихся находится в определенной связи и с ее влиянием на физиологические процессы, происходящие у них в организме, музыка как показали исследования советских физиологов, затрагивает и функциональное состояние организма.
На уроках физического воспитания мы не ставим основной задачей изучение музыки. Главным в уроке должно быть повышение двигательной культуры, с упором на развитие координационных способностей. С девочками проблем не было никогда, они от природы любят двигаться под музыку. Мы предполагаем, что появятся сложности с мальчиками, но и они очень быстро вошли в эту деятельность. Обучение упражнениям, развивающим координацию, под музыкальное сопровождение – это, прежде всего, педагогический процесс, он требует планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и учащихся.
Учащиеся должны правильно понимать музыку, её темп, ритм и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а я, как преподаватель, должна организовать и вести обучение движениям.
Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяю на три этапа:
- 1-й этап – начальное обучение новым движениям под музыку;
- 2-й этап – углубленное разучивание;
- 3-й этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.
Обучение на 1-м этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Основные мои действия на 1-м этапе обучения включают в себя: формулировку двигательной задачи; указание требований к учащимся; выделение связи нового движения с ранее изученными; объяснение и показ соответствующего содержанию темпа и ритма движения под музыку.
На -м этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствие со средствами музыкальной выразительности, моя задача постоянно наблюдать за выполнением, учащимися движении в соответствии с темпом, ритмом; регулировать ритм, амплитуду движений подсчетом, исправлять их ошибки. В результате совместной активной работы на 2 этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.
3-й этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой.
При подборе музыки, как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений и для урока в целом, я использую таблицу, в которой указаны темп музыки и движения.
Темп музыки | Возможные упражнения |
медленный | Дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие. |
Умеренный | Упражнения на растягивание, для мышц шеи. |
Средний | Упражнения спортивно-гимнастического стиля, (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги. |
Быстрый | Бег, прыжки, танцевальные движения. |
Очень быстрый | Бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла. |
Темп музыки определяет часть урока: умеренный и средний – подготовительный;
быстрый и очень быстрый – основная; медленный – заключительная. Говоря о музыкальном сопровождении, неправильно ставить вопрос так: Как лучше заниматься – с музыкой или без нее? Результат зависит от метода использования музыки. Когда применяется правильный метод, то музыка способствует общей успеваемости, особенно на уроках по усвоению двигательных навыков. Основными способами контроля и диагностики по развитию координации считаются: ходьба по прямой на расстоянии 10 метров с закрытыми глазами, согласование движений рук, ног при выполнении симметричных и ассиметричных движений, различные виды прыжков, ведение мяча. Практика показывает, что до занятий с музыкальным сопровождением согласованное движений рук, ног при выполнении симметричных и ассиметричных движений при выполнении упражнений наблюдалось у 42% учащихся, а при систематическом применении музыки на уроках, развивающих координацию, увеличивает процент до 67%.
Между физической подготовкой и усвоением двигательных навыков существует определенная закономерная связь: чем лучше общая физическая подготовка, тем успешнее проходят учебные занятия.
Способствуя более эффективному решению самых разнообразных педагогических задач, музыка тем самым становится верным и надежным помощником преподавателя.
Целенаправленное применение функциональной музыки ведет к утверждению нового, более высокого типа педагогической организации урока, в процессе которого у учащихся улучшается координация движений, совершенствуется чувство ритма, развиваются положительные эмоции, воспитывается уверенность в себе, эстетические чувства.
Литература:
- Двейрина О.А. Развитие координационных способностей на уроках физической культуры. – М., 2000.
- Матов В.В., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика для школьников. – М., 1988.
- Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5–7 классов. – М.: Просвещение, 1997.