Цели урока:
- восстановить в памяти детей правило, по которому слова пишутся с большой буквы;
- развивать умение распознавать имена собственные и писать их с большой буквы;
- создавать условия для воспитания в детях нравственности, аккуратности, доброжелательности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке у нас будут не обычные гости. Посмотрите, ребята, из какого произведения наши герои? (“Трое из Простоквашино”)
Просмотр фрагмента из мультфильма
- Однажды Дядя Федор с Матроскиным и Шариком собрались в гости к почтальону Печкину. Стали они спорить, что подарить Печкину. Кот Матроскин предложил подарить кувшин молока, а Шарик стал с ним спорить. Ему показалось, что лучшим подарком для Печкина будет охотничье ружье. И еще долго бы они спорили, если не вмешался бы Дядя Федор.
- А давайте приготовим для Печкина слоеный пирог! – предложил Дядя Федор.
- Какой еще пирог? – удивились Шарик с Матроскиным.
- Необычный! Мы приготовим пирог не из теста, а из различных заданий по русскому языку.
- Это ты здорово придумал, Дядя Федор! Печкин очень любит письма писать, поэтому и русский язык любит! – обрадовался Матроскин.
- Только одни мы не справимся! Надо, чтоб ребята нам помогли! А то вдруг мы что-нибудь напутаем, и не получится наш слоеный пирог!
- Ну, что, ребята, поможем Дяде Федору приготовить пирог для Печкина? (Да)
II. Постановка учебной задачи.
Чтобы приготовить пирог для Печкина, нам нужно будет:
- разгадать ребусы;
- вспомнить, как пишутся имена собственные;
III. Литературная викторина.
На доске закреплены карточки с названием “начинки” для пирога. По мере выполнения заданий учитель закрепляет на доске изображение пирога.
Итак, первый слой пирога – “Медовый”.
- Я прочту отрывки из знакомых сказок. А вы определите название сказки и запишите их в тетрадь.
1. В чашке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и звали… (Дюймовочка)
2. Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок. А зовут ее… (Снегурочка)
3. Самый умный коротышка цветочного города. (Знайка)
- Что общего между этими словами? (Имена собственные)
- А как пишутся имена собственные? (С большой буквы)
Напишите свое имя в тетрадь. Как вы его написали: с большой буквы или с маленькой?
IV. Устная коллективная работа.
Следующий слой – “Шоколадный”.
- Ребята, посмотрите на доску.
Собирала (М\м)аргаритка
(М\м)аргаритки на горе.
Растеряла (М\м)аргаритка
(М\м)аргаритки во дворе.
- Найдите одинаковые слова.
- Где нужна большая буква?
V. Физкультурная минутка.
Слой – “Фруктовый”.
VI. Ребусы.
Слой – “Мармеладный”.
- Давайте попробуем разгадать ребусы.
- Запишите отгадки в тетрадь.
- Запишите 5 имен и фамилий своих одноклассников.
VII. Самостоятельная работа.
Слой – “Карамельный”.
На доске: (В\в)аня, (П\п)оле, (К\к)нига, (Л\л)ес, (М\м)осква, (Б\б)илет, (П\п)етров.
- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые нужно писать с большой буквы.
VIII. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Как пишутся имена собственные?
- Наш урок подошел к концу. Мы помогли Дяде Федору и его друзьям приготовить для Печкина вкусный пирог. Теперь им не придется идти в гости с пустыми руками.
IX. Домашнее задание.