"Трое из Простоквашино". Имена собственные

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • восстановить в памяти детей правило, по которому слова пишутся с большой буквы;
  • развивать умение распознавать имена собственные и писать их с большой буквы;
  • создавать условия для воспитания в детях нравственности, аккуратности, доброжелательности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас будут не обычные гости. Посмотрите, ребята, из какого произведения наши герои? (“Трое из Простоквашино”)

Просмотр фрагмента из мультфильма

- Однажды Дядя Федор с Матроскиным и Шариком собрались в гости к почтальону Печкину. Стали они спорить, что подарить Печкину. Кот Матроскин предложил подарить кувшин молока, а Шарик стал с ним спорить. Ему показалось, что лучшим подарком для Печкина будет охотничье ружье. И еще долго бы они спорили, если не вмешался бы Дядя Федор.

- А давайте приготовим для Печкина слоеный пирог! – предложил Дядя Федор.

- Какой еще пирог? – удивились Шарик с Матроскиным.

- Необычный! Мы приготовим пирог не из теста, а из различных заданий по русскому языку.

- Это ты здорово придумал, Дядя Федор! Печкин очень любит письма писать, поэтому и русский язык любит! – обрадовался Матроскин.

- Только одни мы не справимся! Надо, чтоб ребята нам помогли! А то вдруг мы что-нибудь напутаем, и не получится наш слоеный пирог!

- Ну, что, ребята, поможем Дяде Федору приготовить пирог для Печкина? (Да)

II. Постановка учебной задачи.

Чтобы приготовить пирог для Печкина, нам нужно будет:

  • разгадать ребусы;
  • вспомнить, как пишутся имена собственные;

III. Литературная викторина.

На доске закреплены карточки с названием “начинки” для пирога. По мере выполнения заданий учитель закрепляет на доске изображение пирога.

Итак, первый слой пирога – “Медовый”.

- Я прочту отрывки из знакомых сказок. А вы определите название сказки и запишите их в тетрадь.

1. В чашке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и звали… (Дюймовочка)

2. Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок. А зовут ее… (Снегурочка)

3. Самый умный коротышка цветочного города. (Знайка)

- Что общего между этими словами? (Имена собственные)

- А как пишутся имена собственные? (С большой буквы)

Напишите свое имя в тетрадь. Как вы его написали: с большой буквы или с маленькой?

IV. Устная коллективная работа.

Следующий слой – “Шоколадный”.

- Ребята, посмотрите на доску.

Собирала (М\м)аргаритка
(М\м)аргаритки на горе.
Растеряла (М\м)аргаритка
(М\м)аргаритки во дворе.

- Найдите одинаковые слова.

- Где нужна большая буква?

V. Физкультурная минутка.

Слой  – “Фруктовый”.

VI. Ребусы.

Слой – “Мармеладный”.

- Давайте попробуем разгадать ребусы.

- Запишите отгадки в тетрадь.

- Запишите 5 имен и фамилий своих одноклассников.

VII. Самостоятельная работа.

Слой – “Карамельный”.

На доске: (В\в)аня, (П\п)оле, (К\к)нига, (Л\л)ес, (М\м)осква, (Б\б)илет, (П\п)етров.

- Прочитайте слова. Выпишите только те слова, которые нужно писать с большой буквы.

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Как пишутся имена собственные?

- Наш урок подошел к концу. Мы помогли Дяде Федору и его друзьям приготовить для Печкина вкусный пирог. Теперь им не придется идти в гости с пустыми руками.

IX. Домашнее задание.