Практика создания единой педагогической системы на основе организации классно-урочной и внеурочной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


По какой бы системе не шло обучение, на уроках познание как элемент деятельности учащегося всегда превалирует над другими элементами. А творчество традиционно можно наблюдать в деятельности внеурочной. Поскольку в обоих видах деятельности задействованы всегда две стороны - ученик и учитель, значит можно говорить об интеграции этих составляющих деятельности (познания и творчества) в единую систему. Практика образовательного процесса нашей школы позволяет утверждать, что объединение классно-урочной и внеурочной деятельности обладает большими возможностями в развитии учащихся. Основой данного обединения у нас является школьное научное общество (ШНО). Деятельность данного общества является результатом разработанной программы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся, другими словами, программы внеклассной работы со школьниками по развитию их творческих способностей. Выработано Положение о школьном научном обществе , а также Программа развития ШНО на 2005-2010 гг. Создан спецкурс “Я иду в науку” по освоению учащимися навыков научно-исследовательской деятельности. Осуществляется мониторинг деятельности общества. В первые годы, когда общество только создавалось, исследовательской деятельностью занимались учащиеся старших классов. Несколько лет назад в это процесс были включены и учащиеся среднего, а потом и младшего звена. Сейчас эти учащиеся подошли к 5–7-м классам. Они, занимаясь в школьном научном обществе 2-й и 3- год много знают и умеют, а некоторые имеют значительные успехи. О результатах их деятельности можно судить по следующей таблице:

Фамилия, имя

Класс Год в ШНО

Результаты
1-го года

Результаты
2-го года

Результаты
3-го года

1. Балезина Мария

2. Онищенко Юлия

2-й Р/н НПК - 1 м.

Гор. НПК - 1 м.

Р/н НПК - Грамота

Гор. НПК - Грамота

 
3. Ильиных Николай 3-й Гор.НПК - Грамота Р/н НПК - IIм 1. Гор. НПК “Зажги свою звезду”-сертификат

2. Рег.НПК асп., студ.ишк.-призёр

3. Всеросс. конкурс “Шаг в будущее “ЮНИОР” - Диплом

4. Писаренко Лера 3-й Р/нНПК - II место 1. Гор. НПК “Зажги свою звезду”-лауреат 1. Гор. н. Форум - сертификат

2. Гор. НПК “ Зажги свою звезду”- сертификат

3. Рег. НПК - призёр

Кстати, в 2008 г. у учащихся начальной школы впервые появилась возможность принять участие во Всероссийском конкурсе “Шаг в будущее “Юниор” , который проходил в Москве в марте этого года. Делегация г. Екатеринбурга состояла из 3- х участников и одним из них был наш Коля. Очень показательна индивидуальная работа как результат программы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся на примере ещё одного ученика – Воронина Евгения. Начав заниматься исследовательской деятельностью в конце 7-го класса, написав небольшой доклад, он очень стремительно пошёл вверх в 8-м классе. Сейчас, на пороге 11-го класса, Евгений – многократный победитель и призёр районных. городских, региональных и Всероссийских НПК и олимпиад. Между тем, это самый обычный ученик, который учится в основном на “4”, а по русскому языку и РиКо имеет даже “3”. В 7-м классе его работа представляла собой набор общих фраз по электромагнитному излучению. В 8-м она уже приняла определённую логическую структуру. В 9-м Евгений сконструировал прибор и поставил ряд опытов по определению и измерению электромагнитного поля на базе школьной физической лаборатории. В 10-м углубил и расширил теоретическую часть, усовершенствовал прибор и поставил целый ряд новых опытов. Он свободно ориентируется в теме, интересно выступает, блестяще отвечает на вопросы. Он стал увереннее, избавился от многих комплексов своего возраста.

То же самое можно сказать и об ученице 6-го класса Писаренко Валерии. Валерия прекрасно защитила свой собственный проект, участвуя в школьном конкурсе “ Ученик года” и стала его победителем. Значительный рост и у Коли Ильиных и у других учеников – членов школьного научного общества. Эти ребята , почувствовав вкус к исследованиям, не охладеют, не остановятся на достигнутом. Это творческие личности. И, вместе с тем, это обычные ребята из обычной общеобразовательной школы. Необычность их в том, что они нуждались в определённой и вовремя оказанной поддержке, а необычность школы – в том , что она смогла им её оказать.

В каждой школе есть ребята, которых надо поддержать, помочь им в их творческих исканиях. А дальше они пойдут сами. И ещё как пойдут! А с ними – наша молодость, наши знания и умения, и наш опыт. Опыт творчества, который они сумеют передать другим.