Урок введения новой буквы (Обучение грамоте. Система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;
  • отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами.

Развивающие:

  • создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
  • создать условия для развития мышления, речи учащихся.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов.)

- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)

- Откройте тетрадь в линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают две строки.)

Учитель вызывает одного ученика к доске и диктует слова: Кира, Коля, Клара, Карл, Клим.

На доске и в тетради появляется запись: <Рисунок 1>

- Проверьте, пожалуйста, правильно ли написаны слова на доске? (Да.)

- Поднимите руки у кого так же. (Дети поднимают руки.)

- Вы считаете, что класс хорошо справился с диктантом? (Да.)

- Спасибо всем.

III. Создание проблемной ситуации.

- Проверим, так же ли хорошо мы умеем составлять звуко-буквенные модели слов. Откройте тетради для моделей. (Дети открывают тетради в клетку.)

К доске вызывается следующий ученик.

- Составьте модель слова дом.

Ученик у доски составляет звуковую модель: <Рисунок 2>

- Обозначим звуки буквами.

- Назовите первый звук. ([д])

- Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой? (Нет.)

- Что же делать? (Нужно ввести новую букву.)

IV. Поиск пути решения. Открытие детьми нового знания.

- Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)

Учитель вывешивает “портрет” новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем.

На доске и в тетради появляется запись: <Рисунок 3>

- Кто подскажет, как мы дальше будем работать на уроке с этой буквой? (Познакомимся с печатной и письменной буквой Д.)

Знакомство с печатным образом буквы Д

- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.

Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.

Знакомство с письменным образом буквы Д

Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)

- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)

V. Чтение и письмо слогов с буквой Д.

Чтение слогов с буквой Д. Игра “Паровозик”

На доске рисунок паровоза с вагонами. <Рисунок 4>

Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют “билеты” (карточки с гласной буквой) у “гласных букв” (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут “ждать” их на станции с карточками буквы Д на груди.

- Ребята, паровозы отправляется на станцию Согласных букв. В вагонах первого поезда должны разместиться гласные буквы, которые дружат с мягкими согласными звуками. Во втором поезде должны расположиться гласные буквы, которые дружат с твердыми согласными звуками.

- Пассажиры займите свои места.

Дети подходят к выбранному вагону и показывают “билет”. Вагоновожатые проверяют, правильно ли “гласные буквы” выбрали вагон и прикрепляют карточки с гласными буквами на вагоны.

- Поезд отправляется.

Можно провести соответствующую физминутку.

После прибытия паровозиков “согласные буквы” здороваются за руку с “гласными буквами”. Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: “ДА!”. Буквы Д и Я приветствие: “ДЯ!” .

Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д.

Письмо слогов с буквой Д

- Слоги с буквой Д мы прочитали. Что вы еще хотите узнать об этой букве? (Научиться писать слоги с буквой Д.)

По одному ученики выходят к доске и под диктовку учителя записывают пары слогов. На доске и в тетради появляется запись:

да–дя, до–дё, ду–дю, дэ–де, ды–ди

- Какой следующий этап урока? (Нужно научиться читать и писать слова с буквой Д.)

VI. Чтение и письмо слов с буквой Д.

Чтение слов с буквой Д

Вариант 1

На доске напечатаны слова из Букваря В.В. Репкина стр.72.

Дым длина дорога кудри
Год дно домино дрёма
Дума дни Даниил друг
Дима где радуга когда

- Откройте Букварь на стр. 72. Читаем с пометками хором слова в столбиках.

Алгоритм чтения слов такой:

  1. Расставляем точки под гласными в слове.
  2. Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу.
  3. Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение.

Вариант 2

Игра “Интернет-магазин” Приложение 1.

Письмо слов с буквой Д

- Какой этап работы над буквой Д следующий? (Письмо слов с буквой Д.)

- Откройте тетради в линию.

Четыре ученика по одному выходят к доске и под диктовку учителя записывают слова.

Алгоритм записи слов под диктовку:

  1. Делим слово на слоги. Записываем слоговую схему слова. Ставим ударение.
  2. Записываем слово.
  3. Проверяем, не пропустили ли гласные буквы. (Расставляем точки под гласными. Сколько в слове слогов – столько и гласных букв.)
  4. Проверяем, не пропустили ли согласные буквы. (Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками.)
  5. Ставим ударение в написанном слове.

На доске и в тетрадях появляется запись: <Рисунок 5>

После записи каждого слова класс проверяет правильность его написания.

VI. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой Д (дэ).)

- Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где ее место, в районе гласных или в районе согласных букв? (В районе согласных.)

- На какой улице она будет проживать? На улице сонорных согласных, на улице парных по звонкости-глухости или на другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.)

Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].

- Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных? (Да.)

- На какой стороне ее домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.)

- Кто хочет поселить букву Д в нужный домик? (Кто-то из детей выбирает домик для буквы и поселяет ее на улице парных согласных.) <Рисунок 6>

- Но все буквы в городе Буквинске выполняют свою работу. Какую работу будет выполнять буква Д? Это вы выясните работая группой.

Групповая работа

Дети рассаживаются группами и составляют схему “Работа буквы Д”.

В результате появляется такая схема: <Рисунок 7>

После выполнения проводится взаимопроверка между группами.

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д. (Дети поднимают руки.)

- Поднимите руки, у кого красиво получается писать букву Д. (Дети поднимают руки.)

- Какую цель поставим на следующий урок обучения грамоте? (Завтра будем тренироваться писать и читать слоги слова с буквой Д и будем учиться записывать высказывания по алгоритму.)

- Спасибо всем за работу! Попробуйте дома рассказать родителям то, чему вы учились сегодня на уроке. А поможет вам в этом Букварь, страница 72.