Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с письменным и печатным образом строчной буквы Д;
- отработать написание элементов, соединений с другими буквами, расстояние между буквами.
Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания, планирования, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Тип урока: вводный (урок получения новых знаний).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.
- Чему учились на прошлом уроке? (Учились писать заглавную букву К, учились читать и писать с буквой К слоги, слова и высказывания, учились составлять звуко-буквенные модели слов.)
- Хотите проверить, насколько хорошо вы умеете писать слоги и слова с заглавной буквой К? (Да.)
- Откройте тетрадь в линию, напишем словарный диктант. (Дети открывают тетрадь, отступают две строки.)
Учитель вызывает одного ученика к доске и диктует слова: Кира, Коля, Клара, Карл, Клим.
На доске и в тетради появляется запись: <Рисунок 1>
- Проверьте, пожалуйста, правильно ли написаны слова на доске? (Да.)
- Поднимите руки у кого так же. (Дети поднимают руки.)
- Вы считаете, что класс хорошо справился с диктантом? (Да.)
- Спасибо всем.
III. Создание проблемной ситуации.
- Проверим, так же ли хорошо мы умеем составлять звуко-буквенные модели слов. Откройте тетради для моделей. (Дети открывают тетради в клетку.)
К доске вызывается следующий ученик.
- Составьте модель слова дом.
Ученик у доски составляет звуковую модель: <Рисунок 2>
- Обозначим звуки буквами.
- Назовите первый звук. ([д])
- Можно ли этот звук обозначить какой-нибудь изученной нами буквой? (Нет.)
- Что же делать? (Нужно ввести новую букву.)
IV. Поиск пути решения. Открытие детьми нового знания.
- Кто-нибудь знает, какой новой буквой можно обозначить звук [д]? (Читающие дети предлагают букву Д.)
Учитель вывешивает “портрет” новой буквы. Остальные звуки дети обозначают буквами без проблем.
На доске и в тетради появляется запись: <Рисунок 3>
- Кто подскажет, как мы дальше будем работать на уроке с этой буквой? (Познакомимся с печатной и письменной буквой Д.)
Знакомство с печатным образом буквы Д
- Запишем в тетради, как пишутся печатные большая и маленькая буква Д.
Дети под руководством учителя прописывают в тетрадях в клетку строчку букв Д-д.
Знакомство с письменным образом буквы Д
Дети под руководством учителя знакомятся с письменной строчной буквой Д, с ее составом. Прописывают 1-2 строчки букв. (Тетрадь по письму № 3 Н.Г. Агаркова с.11)
- Какой следующий этап урока? (Мы должны научиться читать и писать с буквой Д слоги.)
V. Чтение и письмо слогов с буквой Д.
Чтение слогов с буквой Д. Игра “Паровозик”
На доске рисунок паровоза с вагонами. <Рисунок 4>
Выбирают двух вагоновожатых. Они проверяют “билеты” (карточки с гласной буквой) у “гласных букв” (десяти учеников) и распределяют их по вагонам. Остальные дети будут “ждать” их на станции с карточками буквы Д на груди.
- Ребята, паровозы отправляется на станцию Согласных букв. В вагонах первого поезда должны разместиться гласные буквы, которые дружат с мягкими согласными звуками. Во втором поезде должны расположиться гласные буквы, которые дружат с твердыми согласными звуками.
- Пассажиры займите свои места.
Дети подходят к выбранному вагону и показывают “билет”. Вагоновожатые проверяют, правильно ли “гласные буквы” выбрали вагон и прикрепляют карточки с гласными буквами на вагоны.
- Поезд отправляется.
Можно провести соответствующую физминутку.
После прибытия паровозиков “согласные буквы” здороваются за руку с “гласными буквами”. Во время рукопожатия пара учеников должны громко произнести вместо приветствия получившийся слог. Например, буквы Д и А произносят приветствие: “ДА!”. Буквы Д и Я приветствие: “ДЯ!” .
Учитель прикрепляет получившиеся слоги на доску. Ученики садятся на свои места и хором или по цепочке читают слоги с буквой Д.
Письмо слогов с буквой Д
- Слоги с буквой Д мы прочитали. Что вы еще хотите узнать об этой букве? (Научиться писать слоги с буквой Д.)
По одному ученики выходят к доске и под диктовку учителя записывают пары слогов. На доске и в тетради появляется запись:
да–дя, до–дё, ду–дю, дэ–де, ды–ди
- Какой следующий этап урока? (Нужно научиться читать и писать слова с буквой Д.)
VI. Чтение и письмо слов с буквой Д.
Чтение слов с буквой Д
Вариант 1
На доске напечатаны слова из Букваря В.В. Репкина стр.72.
Дым | длина | дорога | кудри |
Год | дно | домино | дрёма |
Дума | дни | Даниил | друг |
Дима | где | радуга | когда |
- Откройте Букварь на стр. 72. Читаем с пометками хором слова в столбиках.
Алгоритм чтения слов такой:
- Расставляем точки под гласными в слове.
- Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками снизу.
- Читаем слово целиком, выделяя голосом ударный слог, и ставим ударение.
Вариант 2
Игра “Интернет-магазин” Приложение 1.
Письмо слов с буквой Д
- Какой этап работы над буквой Д следующий? (Письмо слов с буквой Д.)
- Откройте тетради в линию.
Четыре ученика по одному выходят к доске и под диктовку учителя записывают слова.
Алгоритм записи слов под диктовку:
- Делим слово на слоги. Записываем слоговую схему слова. Ставим ударение.
- Записываем слово.
- Проверяем, не пропустили ли гласные буквы. (Расставляем точки под гласными. Сколько в слове слогов – столько и гласных букв.)
- Проверяем, не пропустили ли согласные буквы. (Читаем слово по слогам, выделяя слоги дужками.)
- Ставим ударение в написанном слове.
На доске и в тетрадях появляется запись: <Рисунок 5>
После записи каждого слова класс проверяет правильность его написания.
VI. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (С буквой Д (дэ).)
- Нужно поселить ее в наш город Буквинск. Как вы думаете, где ее место, в районе гласных или в районе согласных букв? (В районе согласных.)
- На какой улице она будет проживать? На улице сонорных согласных, на улице парных по звонкости-глухости или на другой улице? (Нужно проверить. Нет ли у этой буквы пары.)
Дети проверяют звуки [д] и [д’] на наличие пары. Произносят шепотом эти звуки и выясняют, что у них есть парные глухие звуки [т] и [т’].
- Правильно ли я вас поняла, что буква Д должна жить на улице парных согласных? (Да.)
- На какой стороне ее домик, на стороне звонких согласных или на стороне глухих? (На стороне звонких согласных.)
- Кто хочет поселить букву Д в нужный домик? (Кто-то из детей выбирает домик для буквы и поселяет ее на улице парных согласных.) <Рисунок 6>
- Но все буквы в городе Буквинске выполняют свою работу. Какую работу будет выполнять буква Д? Это вы выясните работая группой.
Групповая работа
Дети рассаживаются группами и составляют схему “Работа буквы Д”.
В результате появляется такая схема: <Рисунок 7>
После выполнения проводится взаимопроверка между группами.
VII. Рефлексия.
- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Поднимите руки, кто научился читать слоги и слова с буквой Д. (Дети поднимают руки.)
- Поднимите руки, у кого красиво получается писать букву Д. (Дети поднимают руки.)
- Какую цель поставим на следующий урок обучения грамоте? (Завтра будем тренироваться писать и читать слоги слова с буквой Д и будем учиться записывать высказывания по алгоритму.)
- Спасибо всем за работу! Попробуйте дома рассказать родителям то, чему вы учились сегодня на уроке. А поможет вам в этом Букварь, страница 72.