Цель: развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии, приложение творческих способностей к той или иной деятельности.
Задачи:
- объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;
- проверить их склонность к какому-либо типу профессий;
- познакомить с классификацией профессий, с конкретными профессиями;
- способствовать принятию личностью нравственно ценных идей;
Ведущий:
У всякого талант есть свой;
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен.
Учитель: Сегодня у нас в гостях представители разных профессий. Давайте послушаем их и узнаем любят ли они то дело, которое выбрали?
Сценка: “ Кроха сын к отцу пришел…”
Ведущая:
Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха:
“ Кем быть в жизни хорошо, а кем совсем уж плохо?
Профессии все хороши, а какая лучше?
Я б в автослесари пошла, пусть меня научат”.
Автослесарь:
Капот, батяня, батяня, капот,
Опять ты раскрыл ненасытный свой рот,
Опять нам в моторе копаться, чинить!
Не лучше ли поваром быть?
Ведущая:
Автослесарь- хорошо! Но повар все же лучше!
Я бы в повара пошла, пусть меня научат.
Повар:
Компот, батяня, батяня, компот,
Тебя заливают в свой жаждущий рот.
А нам, чтоб сварить, надо рано вставать
Хочу аппаратчиком стать!
Ведущая:
Поваром быть хорошо! А аппаратчиком- лучше!
Я б в аппаратчики пошла, пусть меня научат!
Аппаратчик:
Диман, батяня, батяня, Диман,
Таблицу придумал на горе ты нам,
А нам элементы все эти учить…
Хочу парикмахером быть!
Ведущая:
Аппаратчик – хорошо, а парикмахер – лучше!
Я б в парикмахеры пошла, пусть меня научат!
Парикмахер:
Парик, батяня, батяня, парик,
Пастиж, и каркас, и мантюр, и тифтик…
И сколько же терминов нужно узнать!
Не лучше ль электриком стать?
Ведущая:
Парикмахер – хорошо! А электрик – лучше!
Я б в электрики пошла, пусть меня научат!
Электрик:
Ампер, батяня, батяня, ампер,
Ревет трансформатор, как раненый зверь,
А мне снова руку в розетку совать.
Не лучше ли сварщиком стать?
Ведущая:
Электриком – хорошо! А сварщиком – лучше.
Я бы в сварщики пошла, пусть меня научат!
Сварщик:
Пропан, батяня, батяня, пропан,
А мастер ругает: “Опять не провар”,
То шов вертикальный, то встык, то внахлест,
А труд продавца очень прост.
Ведущая:
Сварщиком – хорошо! Продавцом же лучше!
В продавцы бы я пошла, пусть меня научат!
Продавец:
Товар, батяня, батяня, товар,
А нас бухучет и подсчет доканал.
Опять докладные писать до ночи…
Не лучше ли класть кирпичи?
Ведущая:
Продавцом - хорошо! А каменщиком – лучше!
Я бы стены класть пошла, пусть меня научат!
Каменщик:
Кирпич, батяня, батяня, кирпич,
Опять я замызган в растворе, как бич,
То вылез кирпич, то пропал инвентарь…
Живет без проблем секретарь.
Ведущая:
Каменщиком - хорошо! Секретарем же – лучше!
Я б в секретари пошла, пусть меня научат!
Секретарь:
Компьютер, батяня, батяня, ПК,
Печатаем мы со слезами пока,
Во сне видим виндос, и нортон, и ворд…
Вот автослесарь живет!
Ведущая:
Все работы хороши, выбирай, что нравится,
Об этом мы сейчас поговорим.
Наш классный час продолжается!
Учитель: Известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться? Для этого надо хорошо понимать, чем они отличаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии. Сегодня у нас в гостях психолог, который расскажет о том, как выбрать профессию, ориентируясь на предмет труда. (Сообщение ученика на тему: “Предмет труда” в приложении 2, в приложении 3).
Ученик: Вы можете сами определить к какому типу профессий у вас есть склонности и позволит ли вам ваш характер хорошо делать ту или иную работу. Я расскажу вам о некоторых профессиях. Например профессия дрессировщика служебных собак. дрессировщик должен знать особенности каждой породы служебных собак, хорошо разбираться в их поведении, в уходе за ними, знать особенности дрессировки, владение различными ее методами.
К каждой собаке дрессировщик должен найти подход, быть терпеливым и внимательным, он должен уметь анализировать свою работу с собакой, находить и исправлять ошибки.
Профессия инженера-программиста. Какие качества необходимы программисту? Способность к абстракции и логическому мышлению, воображение, интуиция.
Способность всеохватывающего видения, аккуратность, выдержка, способность к самообразованию, терпение, чтобы довести программу до конца.
Модельеру необходимо знать историю костюма. Модельер должен иметь хорошо развитое пространственное мышление, владеть свободным профессиональным рисунком, обладать высокоразвитым вкусом. Чувством гармонии, фантазией.
Профессия летчика, пилота гражданской авиации напряженная, сложная и довольно опасная. Перечислю качества, необходимые пилоту: высокая работоспособность нервная выносливость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, способность действовать в условиях ограниченного времени, наблюдательность, гибкость мышления.
Корреспондент журнала или газеты должен быть тонким психологом, расположить собеседника обаянием, выразительностью жестов и мимики, красноречием, умением слушать и понимать. В некоторых случаях нужна напористость и активность, в других - мягкость.
Учитель: Итак, молодой человек идет устраиваться на работу и случайно сталкивается с одним из сотрудников.
Сценка: “Виртуозы перебранки” Э.М.Ремарк “Три товарища”.
Первый: Это еще что?
Второй: Протри глаза, чучело гороховое!
Первый: Людей ты что ли не видел?
Второй: Людей то я видел, но разгуливающую пивную бочку вижу впервые…
Первый: Знаешь что? Пошел бы ты к себе в зоопарк. Мечтательным кенгуру. Нечего шляться по улицам!
Второй: Плоский декадент.
Первый: Вылянивший какаду!
Второй: Ходячее кладбище бифштексов!
Первый: Ходячее кладбище бифштексов – это здорово! Такого еще не слышал.
Включу в свой репертуар! До встречи!
Учитель: Возник конфликт. Скорее всего конфликтного человека не возьмут на работу. Таким образом, овладение профессией нельзя отделить от постановки нравственных моральных целей и задач. В процессе труда формируется трудовая и общественная дисциплина граждан, отрабатываются действующие в обществе нравственные нормы взаимоотношений, формируются нравственные отношения и личные качества (добросовестность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, чуткость, уверенность, организованность, доверительность, бережливость, честолюбие, настойчивость, инициативность, усердие). Все это ничто иное, как нравственные ценности человека, с которыми ему приходится сталкиваться в любой сфере его деятельности и, особенно в профессиональной.
Давайте познакомимся с группами моральных понятий.
Виды нравственных понятий | Культура поведения и простые нормы морали | Отношение к себе и другим людям | Отношение к труду и к собственности |
Положительные | Вежливость Правдивость Верность Скромность Бережливость Честность Уважение Простота Справедливость Деликатность Корректность Тактичность Гуманность |
Принципиальность Заботливость Благородство Сочувствие Достоинство Терпимость Взаимопомощь Сострадание Гордость Требовательность Доверие Милосердие Миролюбие Откровенность |
Трудолюбие Рациональность Деловитость Расчетливость Ответственность Экономичность Предприимчивость Эффективность Коллективизм Обязательность Необходимость Исполнительность |
Отрицательные | Лицемерие Грубость Измена Ханжество Предательство Интриганство Беззастенчивость Лень Лесть Лакейство |
Высокомерие Зависть Зазнайство Злорадство Злословие Ненависть Тщеславие Эгоизм Приспособленчество Замкнутость Скрытость |
Скупость Потребительство Корыстолюбие Тунеядство Невежество Попустительство Осуждение Бюрократизм Нажива Безразличие Пассивность |
Нравственно-трудовые и волевые качества. Приложение № 4.
Ответственность:
а) умение осознать внешние требования;
б) умение серьезно относиться к различным поручениям;
в) умение осознавать свои действия и поступки;
г) умение регулировать свои действия и поступки.
Организованность:
а) умение планировать свою деятельность;
б) умение ответственно относиться к делу;
в) умение соблюдать намеченный порядок;
г) умение выполнять намеченное в срок.
Трудолюбие:
а) трудовая активность;
б) старание;
в) интерес к результатам труда
Дисциплинированность:
а) умение сознательно подчинять свое поведение общественным нормам;
б) умение осознанно подчиняться интересам коллектива и общества;
в) умение выполнять поручения и задания в срок.
Инициативность:
а) умение быстро находить точные решения;
б) умение работать творчески;
в) умение предлагать другим свои идеи и мнения;
г) умение начать дело, удовлетворяющее интересы коллектива.
Настойчивость:
а) умение выдержать длительное напряжение в деятельности;
б) умение выдержать воздействие неожиданных препятствий;
в) умение длительно преследовать цель;
Требовательность:
а) умение ответственно относиться к поручениям;
б) умение требовать от других;
в) умение просить в категоричной форме;
г) умение в повелительной форме разговаривать с друзьями.
Тактичность:
а) умение осуществлять деятельность с чувством такта;
б) умение вести себя пристойно;
в) умение уважать других.
Общительность:
а) умение легко вступать в общение с другими людьми;
б) умение заинтересовать аудиторию предлагаемой для внимания темой;
в) умение поддерживать взаимные отношения.
Самостоятельность:
а) умение обходиться без посторонней помощи;
б) умение действовать на основе своих взглядов;
Решительность:
а) умение активно и быстро выбрать цель деятельности;
б) умение быстро принимать решения;
в) умение хорошо продумывать свои действия;
г) умение выполнять принятые решения.
Учитель: Великий педагог В. А. Сухомлинский в одной из статей, адресованной молодежи рассказал быль. Давайте послушаем ее. (Рассказ ученика. Приложение № 5)
Учитель: И в заключение, я хочу сказать всем вам, дорогие ребята, что профессий в мире очень много-интересных, ярких, увлекательных но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно! Ведь каждая профессия полезна для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем. Главное, что должно объединять нас всех, людей самых разных профессий - это наша человеческая сущность, наша доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, а значит перед будущим своей страны с гордым названием Россия!
Мы, старшее поколение, верим в вас, мы надеемся на вас, мы любим вас!