Цели урока:
1. Дать общее понятие об анализаторах, как нервных структурах.
2. Разграничить понятия “анализатор” и “орган чувств”.
3. Показать связь всех анализаторов, общность их происхождения, строения и функций.
4. Дать понятие об иллюзии и относительности восприятия мира с помощью анализаторов.
Задачи урока:
1. Изучить части анализатора, остановиться на значении каждой из них.
2. Опытным путем определить взаимосвязь анализаторов и относительность их работы.
3. Доказать на примерах взаимозаменяемость анализаторов.
4. Изучить строение органа слуха, и правила гигиены слуха.
Оборудование:
Мультимедиа проектор. Макет мозга человека с отмеченными цветом чувствительными и двигательными зонами коры. Макет височной кости. Геометрические фигуры из картона. Духи. Фрагменты музыкальных произведений со звуками природы и “темой судьбы” из 5-й симфонии Бетховена. Видеомагнитофон с фрагментом “Слух” из учебного видеофильма. Опорные конспекты: “Орган слуха” и “Анализаторы”. Салфетки и конфеты карамель. Бумажные трубочки для демонстрации иллюзии зрения. Иллюзорные рисунки.
Ведущие понятия, на которые опирается урок:
Рецепторы, доли коры больших полушарий, зоны коры больших полушарий (чувствительные и двигательные), нервы, нервные пути, ощущения.
Функции урока:
1. Обучающая: Дать знания о строении и гигиене органов чувств и анализаторах. Учить ориентироваться в материале урока. Учить работать с учебником.
2. Развивающая: Учить умению сравнивать, обобщать и анализировать, выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывающая: Прививать привычку содержать в порядке свою парту, не перебивать говорящего, отвечать с поднятием руки. Развивать привычку к добыванию знаний.
ХОД УРОКА
1. Мотивация урока. Введение в тему.
Ученики заняли свои места. Звучит музыка со звуками природы, пением птиц.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы слышите звуки природы в сочетании с созданной человеком музыкой. Какие чувства вы испытываете? Как они называются?
В беседе выясняется, что чувства светлые, приятные и они называются ощущениями.
На экран с помощью мультимедиа выводятся тема, цели и задачи урока. Озвучиваются учителем.
2. Общее знакомство с органами чувств.
(Учитель держит макет мозга, чтобы последовательно показывать доли мозга с изучаемыми зонами.)
Сегодня мы узнаем, как возникают у нас разнообразные ощущения. Посмотрите на страницу 72 учебника. В какую долю коры головного мозга направляются импульсы, обеспечивающие восприятие музыки, то есть слух? Выясняется, что это височная доля. Ребята говорят, что звуки могут вызывать приятные и неприятные ощущения, а вместе с тем и адекватные чувства.
Учитель использует флакон духов с распылителем. Что вы чувствуете теперь? Какой орган воспринимает запахи? С помощью страницы 72 и 88 учебника ученики находят зону обоняния на завороте лобной доли коры больших полушарий.
В какой части тела возникают ощущения запахов? Выясняется, что так же, в коре головного мозга.
Орган вкуса и обоняния воспринимают только растворенные в воде вещества. Вы можете в этом убедиться. Просушите салфеткой язык. Разверните и положите на него сухую конфету. Чувствуете вкус? А когда вы его почувствуете? Выясняется, что, только поместив конфету в рот, где она начнет растворяться в слюне, дети начинают ощущать сладкое. На странице 72 и 88 ученики определяют зону коры, где возникают вкусовые ощущения. Это зона на завороте височной доли.
Что мы воспринимаем с помощью зрения? Дети говорят о красоте природы, картинах художников, ориентировке в окружающем мире, книгах, компьютере и т.д. С помощью страницы 72 ученики вспоминают, что зрительная зона находится в затылочной доле коры, и ощущения возникают там.
Поскольку орган зрения доставляет нам более 70% информации, он устает более других органов чувств. Обратите внимание на слайд, демонстрирующий внутреннее строение глаза. Ресничное тело первым выходит из строя, так как ни на одном уроке физкультуры вы его не тренируете. Давайте выполним самые простые и эффективные упражнения для этой мышцы. Выполняются упражнения с переводом глаз от близкого объекта к далекому по десять раз, затем глаза закрываются, прикрываются выемкой ладони, и голова наклоняется ниже сердца.
Удерживаем положение 30 сек. После упражнения дети ощущают свет более ярким, а цвета насыщенными. Они делают вывод: состояние глаз улучшилось.
А теперь я попрошу четырех человек выйти к доске и с закрытыми глазами определить форму предмета. Ребята описывают квадрат, треугольник, прямоугольник и круг, вырезанные из картона.
Какое чувство вам позволило определить форму? С помощью страницы 87 ребята определяют, что это осязание.
Осязание очень древнее чувство. Ученые установили, что все другие органы чувств возникли именно из этого чувства.
Как ученым удалось это доказать? Прочтите дома дополнительную литературу, посмотрите учебники предыдущего года, где изучалась эволюция животных, попробуйте выстроить логическую цепочку доказательств.
А теперь встаньте, выйдите из-за парт. Выпрямитесь. Вытяните вперед руки. Поднимите одну ногу и удерживайте ее на весу. Какое чувство позволяет вам ощущать свое тело в пространстве? Дети вспоминают, что в теменной доле находится зона кожно-мышечной чувствительности, связанная так же и с чувством равновесия.
3. Связь между органами чувств.
А теперь закройте глаза. Дети начинают пошатываться. Что случилось? Все садятся на места и пытаются выдвинуть версии случившегося. Сходятся на том, что общее в их поведении было то, что они закрыли глаза. Какой вывод можно сделать? Дети считают, что зрение помогает удерживать равновесие. Учитель предлагает вспомнить, чувствовали ли дети вкус еды, когда болели, и у них отекала слизистая носа? Какой материал запоминается лучше: о котором только рассказывают, или если объект можно видеть, осязать, чувствовать запах? Ребята приходят к выводу, что работа органов чувств взаимосвязана, они дополняют друг друга и делают картину мира более полной и реальной.
Учитель подводит итог рассуждениям, что все эти органы обеспечивают нам функционирование первой сигнальной системы - то есть ответ на раздражение из окружающей среды.
4. Относительность восприятия. Иллюзии.
Но восприятие мира не идеально. Мы можем убедиться в этом, проведя простой опыт с бумажной трубочкой. Все ученики с помощью трубочки увидели иллюзию “дыры” в руке.
Учитель демонстрирует черный и белый квадраты одинаковой площади, предлагая сравнить, какой больше? Предлагаются иллюзии с прямыми, геометрическими фигурами, иллюзорным существом.
Вспомните, после сладкой конфеты, каким нам кажется яблоко на вкус? А если обожжетесь, вы сразу чувствуете жар? (выясняется, что сначала чувствуется холод). А что вы слышали о миражах в пустыне? С помощью учителя ученики делают вывод, что кроме восприятия, необходимо также анализировать ситуации окружающего мира и искать причинно-следственные связи. Например, как со всеми предложенными иллюзиями, которые объясняются с физиологической точки зрения.
5. Разграничение понятий анализатор и орган чувств. Отличие анализатора от рефлекторной дуги.
Что же общего у всех органов чувств? С помощью страниц учебника 72-89 ребята пытаются найти закономерность. Ею оказывается тот факт, что все органы чувств, какими бы они не были по строению, в своем составе имеют рецепторы. Для чего служат разнообразные структуры органов чувств? В беседе выясняется, что структуры органов чувств усиливают восприятие специфических раздражителей и преобразуют их в нервный импульс, который уже воспринимают дендриты чувствительных нейронов. Рецептор и есть начальная часть анализатора.
Орган чувств – это система, состоящая из разных тканей и преобразующая специфические (световые, звуковые, химические и др.) раздражения в нервные импульсы, которые воспринимают рецепторы анализаторов.
Что же такое анализатор? Возьмите опорные конспекты на ваших столах. Изучите определение, которое дал И.П. Павлов, и схему строения анализатора. Чем отличается данное понятие от понятия “рефлекторная дуга”?
Ребята отмечают, что двигательного пути и рабочего органа здесь нет. Почему? Проанализировав работу органов чувств, ребята делают вывод, что ответные реакции на работу анализаторов гораздо более многообразны и сложны и включают работу множества зон коры головного мозга.
Анализаторы (по И.П.Павлову) сложные нервные механизмы, передающие раздражения внешней и внутренней среды в кору больших полушарий, где формируются ощущения.
На опорном конспекте одним цветом пронумеруйте составные части анализатора. Ребята озвучивают три компонента. Эта структура является общей для всех анализаторов. Знание этого факта позволит вам ответить на дальнейшие мои вопросы.
6. Ознакомление со строением, функцией, и гигиеной слуха.
Более подробно сегодня ознакомимся с органом слуха. При просмотре обратите внимание на выяснение следующих вопросов, высвеченных на экране мультимедиа проектора:
1. Сколько отделов имеет орган слуха?
2. Какое они имеют строение?
3. Как строение связано с функциями этих отделов?
4. Где находятся рецепторы слухового анализатора?
5. Гигиенические навыки по сохранению слуха.
Демонстрируется фрагмент фильма
После демонстрации фильма ученики отвечают на поставленные вопросы.
Схема, позволяющая понять работу круглого окна, демонстрируется с помощью мультимедиа на экран. Беседуя с ребятами, учитель подводит их к пониманию назначения этого образования. Вместе с учителем ребята выводят гигиенические правила по уходу за ухом: ежедневно мыть уши теплой водой с мылом, не удалять серу острыми предметами, долечивать простудные заболевания, не слушать очень громкую музыку, в холодную погоду носить шапку. Все эти правила вытекают из анализа связи строения и функций этого органа чувств и примеров из человеческого опыта последствий несоблюдения последних.
В вопросах гигиены, на примере органа слуха, особо отмечается, что при повреждении любой из трех частей анализатора (рецептора, или чувствительного нерва, или участка коры) чувствительность полностью теряется, поэтому бережно надо относиться к каждой части анализатора.
7. Эволюция органа слуха.
На экране показаны органы слуха рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы, млекопитающего. Детям предлагается вспомнить, как усовершенствовался орган слуха у этих групп животных и почему?
Желающему отвечать ребенку предоставляется возможность озвучить эту последовательность. При затруднениях отвечающего ученика ему помогает одноклассники и учитель.
8. Взаимозаменяемость анализаторов.
Звучит тема судьбы из симфонии Бетховена.
Учитель: ребята, кто знает, почему эта музыка Людвига Ван Бетховена пронизана таким трагизмом? Выясняется, что у композитора была врожденная патология височной доли коры головного мозга, и к моменту сочинения данной симфонии он полностью оглох. Свои произведения глухой композитор слушал спиной, используя кожно-мышечное чувство.
Теперь ответьте на вопрос: Что происходит с другими анализаторами, если человек утрачивает один или два из них? Выясняется, что чувствительность других анализаторов обостряется и они могут определенным образом заменять друг друга. Почему это возможно? Ребята догадываются, что это возможно благодаря схожести строения анализаторов.
Задание на дом:
- Учебник Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Биология. Человек”. Стр.80-85 изучить, ответить на вопросы.
- В рабочей тетради задание № 48 на стр.23, 24 выполнить.
- Начать теоретическое исследование проблемы: “ Как ученые доказали, что все анализаторы эволюционно произошли из осязательного анализатора? Почему анализаторы имеет схожее строение?”
- Опорный конспект “Анализаторы” вклеить в тетрадь, повторить.
- Опорный конспект “Орган слуха и равновесия” раскрасить с выделением звукопроводящих и рецепторных зон.